Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:03, контрольная работа
Экономические ресурсы — фундаментальное понятие экономической теории, означающее в общем источники, средства обеспечения производства, совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности. Р. Нуриев дает следующее определение экономическим ресурсам: это необходимые для производства экономических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ
в г. КИРОВЕ
Факультет
Экономика
и управление на предприятии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
СТУДЕНТКИ
2 КУРСА
1.
Экономические ресурсы,
их виды. Что понимается
под абсолютной
и относительной
ограниченностью
ресурсов?
Экономические
ресурсы — фундаментальное понятие
экономической теории, означающее в общем
источники, средства обеспечения производства,
совокупность ресурсов, используемых
в хозяйственной деятельности. Р. Нуриев
дает следующее определение экономическим
ресурсам: это необходимые для производства
экономических благ элементы. Основными
видами ресурсов выступают труд, земля,
капитал, предпринимательские способности.
Часто к ним также добавляют информацию.
Экономические
ресурсы делятся на природные (сырьевые,
геофизические), трудовые (человеческий
капитал), капитальные (физический капитал),
оборотные средства (материалы), информационные
и финансовые (денежный капитал).
Однако, следует отметить, что такое деление не является строго однозначным. В экономической теории, также, выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.
Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить.
Относительная
ограниченность означает, что определенные
ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей
степени по сравнению с ростом потребностей.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей.
Производственные
возможности – это наибольший объем
выпуска продукции, который достигается
при полном использовании ресурсов. Или,
другое определение, возможности общества
по производству экономических благ при
полном и эффективном использовании всех
имеющихся ресурсов при данном уровне
развития технологии.
Поскольку
ресурсы ограничены, то общество вынуждено
делать технологический выбор, решая,
какие из потребностей следует удовлетворять,
а какие – нет. Таким образом,
ограниченность ресурсов определяет альтернативность
их использования, обусловливает необходимость
альтернативного выбора из числа исключающих
друг друга возможностей. Из множества
допустимых вариантов использования ресурсов
выбирается наиболее оптимальный, с точки
зрения целей общества. В случае неполного
использования имеющихся в распоряжении
у общества ресурсов (в случае безработицы
или неполной загрузки производственных
мощностей) соотношение между производством
благ задается точкой, которая оказывается
расположенной ближе к началу координат
(по сравнению с точками на кривой трансформации).
При таком варианте возможно увеличение
выпуска этих благ за счет более полного
задействования ресурсов.
2.
Характеристика японской
модели капитализма.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Интересы нации ставятся выше интересов конкретного человека, население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Очень сильны традиции коллективизма, групповых целей, что находит свое выражение в относительной слабости элементов свободного рынка, и прежде всего, рынка труда. Практикуется верность фирме, редки случаи перехода из одной фирмы в другую. Для японской модели характерно, что в результате перекрестного акционирования экономическая структура домашней экономики приобрела некую корпоративную целостность и закрытость. Достаточно сильны и регулирующие функции государства.
Японский
капитализм традиционно уступает в
материальных ресурсах (его передовые
технологий — фактор относительно
новый); его конкурентоспособность
обеспечивалась более широким применением
мобилизационных методов, в том числе
— высокой эксплуатацией, организацией,
корпоративной культурой. Японская политика
часто прибегает к созданию "сфер особых
интересов", зон протекционистского
регулирования; основная стратегия в вопросах
идеологии — не "свобода", а "культура",
не универсализм, а партикуляризм, акцент
на уникальность японской культуры.
3.
Условия и причины
возникновения рыночной
экономики.
Основой
всей рыночной системы хозяйствования
является рынок. Существуют различные
определения сущности рынка. Так, рынок
рассматривают как совокупность товарного
обмена или представляют как обмен, организованный
по законам товарного производства и обращения.
В книге Ф. Котлера рынок характеризуется
как совокупность существующих и потенциальных
покупателей товара. В книге «Экономикс»
указывается, что рынок представляет собой
механизм, который сводит вместе покупателей
и продавцов какого-либо продукта или
услуги.
Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать.
В
длительной экономической эволюции
«сотворение» рынков произошло вследствие
поиска людьми решения извечной экономической
дилеммы: «редкие, ограниченные ресурсы
– неограниченные потребности человека
в разнообразных благах». Согласно учению
А. Смита («Исследование о природе и причинах
богатства народов», 1776 г.), возникновение
рынков является следствием естественной
редкости экономических ресурсов, ограниченности
производительных возможностей человека.
Экономические ресурсы и производительные
возможности людей ограничены относительно
и в сравнении с их безграничными потребностями.
Человек любых наклонностей и способностей
может что-либо эффективно производить
только в одной какой-нибудь области, однако
потребности его исчисляются миллионами
наименований потребительских благ.
Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первое из этих понятий означает, что в любом сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности.
Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способность производить продукцию при относительно меньших затратах. Это понятие является одним из центральных в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может приготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у производителя В затраты на производство пары обуви равны затратам на пошив четырех платьев. Относительно меньшие затрат (издержки упущенных возможностей) производства обуви - у производителя А. Это свидетельствует о том, что ему следует полностью специализироваться на производстве обуви, а другому производителю целесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшие затраты на производство у В.
Важным условием возникновения рынка является так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Экономическая обособленность является следствием наличия частной собственности. Остановимся на этом выводе немного подробнее.
Может ли вообще возникнуть рынок, какого либо товара в обществе несвободном? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); не существует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель путем принуждения, но тогда нельзя говорить о рынке - ибо перед нами пример командной, а не свободной системы хозяйства. Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые, могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.
Для
возникновения рынка какого-
И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в стихийных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным субъектам наиболее эффективные направления их деятельности.
Некоторые
ученые выделяют также как условия возникновения
рынка государственное вмешательство
в экономику и нравственные нормы.
4. Каковы экономические и социальные результаты приватизации в переходной экономике России?
– Перераспределение прав собственности в ходе приватизации. В 1994 году приватизировано уже более 80% предприятий торговли и сферы услуг, большая часть предприятий строительства и автомобильного транспорта, более половины промышленных предприятий. И с каждым годом их число все возрастало. Что касается предприятий, находившихся в муниципальной собственности (в основном это предприятия торговли и сферы услуг), то значительная часть из них была приобретена частными лицами, среди которых немало бывших директоров этих предприятий. Примерно 70% таких предприятий было выкуплено трудовыми коллективами. Следует, однако, заметить, что во многих случаях коллектив выступал лишь в роли подставного лица для частного инвестора (нередко – директора предприятия), который таким образом получал возможность использовать льготы, предоставленные законом для трудовых коллективов.
–
Изменение мотивации различных
субъектов хозяйственной