Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:20, доклад
Экономические отношения в сфере образования складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, труда, потребляемого в процессе производства.
Доклад по экономике
Экономические отношения в сфере образования и культуры
Экономические
отношения в сфере образования
складываются в процессе воспроизводства
социальных благ, выступающих как
в вещной форме, так и в форме
услуг или полезного эффекта
труда, труда, потребляемого в процессе
производства. При этом сферу образования
можно характеризовать, с одной
стороны, как составную часть
национального хозяйства (народнохозяйственного
комплекса), функционирующую по общим
экономическим законам, господствующим
на данном этапе социально-экономического
развития общества, а с другой стороны,
как системообразующую основу всего
социально-экономического развития, формирующую
новые всеобщие экономические законы
и закономерности. Такая характеристика
может считаться достаточной
в силу неравномерного по скорости
происходящих процессов перехода общества
из индустриального в
Итак, для выяснения
природы экономических
Постановка этого
вопроса не требует выяснения
разницы между обучением и
образованием. Действительность такова,
что для образования
При этом возникает
целевая конструкция, предъявляющая
требование к человеку: кем он должен
стать в практике общественной жизни.
Это требование имеет два
Очевидно, что потребности и соответствующие экономические интересы индивида и государства по поводу образования имеют общее основание, заключающееся в том, что образование есть одновременно средство удовлетворения и потребностей индивида и потребностей государства.
Но в том-то
и дело, что в этом смысле образование
является средством удовлетворения
весьма разных, может быть даже противоречащих
друг другу, в силу соответствующих
социальных ролей, потребностей. Отметим,
что наиболее утилитарный подход
заключается в определении
Вероятно, основываясь
на вышеотмеченном, можно полагать,
что природа экономических
Культура и экономика
Содержание
экономической культуры
Традиционно культура
являлась предметом исследования философии,
социологии, искусствоведения, истории,
литературоведения и др. дисциплин,
а экономическая сфера культуры
практически не изучалась. Выделение
экономики как специальной На начальных этапах
развития человеческого общества термин
«культура» идентифицировался с
основным видом экономической Несмотря на разнокачественность
и разнородность составляющих культуру
компонентов (частей), их объединяет то
общее, что все они связаны
с каким-либо специфическим способом
человеческой деятельности. Любой вид,
способ деятельности можно представить
как совокупность материальных и
духовных компонентов. С точки зрения
социального механизма На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений. Уместно обратить внимание
на негативное влияние длительное время
господствовавшего Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры. С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры. В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей. Структура экономической культуры Структурный анализ
экономической культуры диктуется
самой структурой экономической
деятельности, последовательной сменяемостью
фаз общественного Но какую деятельность можно считать творческой? Современная психологическая наука выделяет несколько уровней творческих способностей людей*. Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое. Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация. Третий уровень - конструктивно-инновационная
деятельность, суть которой состоит
в закономерном появлении нового.
Этот уровень способностей в производстве
проявляется в труде Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему. Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса. Тенденции развития экономической культуры Существует общая
тенденция повышения Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов? В обыденном понимании
«культура» ассоциируется у нас
с неким стереотипом: культурный
- значит прогрессивный, положительный,
носитель блага. С позиции научного
уровня подобные оценки являются недостаточными
и не всегда верными. Если признать
культуру целостной системой, то возникает
необходимость рассматривать ее
как диалектически К примеру, нельзя оценивать
законы функционирования капиталистической
системы хозяйствования как плохие
или как хорошие. Между тем, этой
системе присущи кризисы и
подъемы, противостояние и борьба классов,
в ней соседствуют такие Объективный характер
поступательного развития культуры
не означает, что оно происходит
автоматически. Направленность развития
обусловливается, с одной стороны,
возможностями, содержащимися в
совокупности условий, задающих границы
экономической культуры, с другой
стороны, - степенью и способами реализации
этих возможностей представителями
различных социальных групп. Изменения
в социокультурной жизни В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления. Прогрессирующий процесс
развития экономической культуры обусловлен,
прежде всего, диалектической преемственностью
способов и форм деятельности поколений.
Вообще, преемственность является одним
из важнейших принципов развития,
ибо вся история человеческой
мысли и деятельности есть усвоение,
переработка ценного и С другой стороны, поступательное
развитие экономической культуры связано
с внесением в жизнь людей
инноваций, соответствующих требованиям
этапа зрелости социально-экономического
устройства общества. Фактически становление
нового качества экономической культуры
есть становление новых Как уже отмечалось,
прогрессивные тенденции в Долгое время в
теории и практике экономического развития
нашей страны господствовал специфический
подход, игнорирующий человека, его
индивидуальность. Борясь за прогресс
в идее, мы получили противоположные
результаты в реальности*. Проблема
эта стоит перед нашим Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых форм эксплуатации. Демократия произрастает
не на почве лозунгов, а на реальной
почве экономических законов. Только
через свободу производителя
на рынке осуществляется демократия
в экономической сфере. Преемственность
в развитии демократических механизмов
- вещь нормальная и положительная.
Нет ничего зазорного и в использовании
элементов буржуазно- Мировой опыт показывает,
что для успешного Длительное время
состояние экономической |
Информация о работе Экономические отношения в сфере образования и культуры