Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа
Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
Юридический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Студентки 2 курса 1 группы специальности «Экономическое право»
по дисциплине «Конституционное право»
Кузьмицкой Татьяны Петровны
Вариант №2
г. Гродно
1. Экономическая основа конституционного строя Республики Беларусь.
Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством.
Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. [5, c. 64]
Институт основ конституционного строя регулирует важнейшие политические, экономические, социальные, духовно-культурные отношения, закрепляя положение государства, общества, организаций и личности. [6, c. 85]
Нормы этого института, которые закреплены в статье 13 Конституции и регулируют экономические отношения, а соответственно являются экономическими основами конституционного строя.
Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статьях 1, 13 и 44 Конституции Республики Беларусь. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляются посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.
Таким образом можно сделать вывод, что экономическую основу конституционного строя Республики Беларусь составляет в первую очередь понятие собственности.
В статье 13 действующей Конституции устанавливаются две формы собственности – государственная и частная.
Права собственника: распоряжаться; пользоваться; владеть.
Более подробно Основной
Закон регулирует государственную
собственность. Субъектами государственной
собственности являются Республика
Беларусь в целом и административно-
Согласно статье 107 Конституции, от имени собственника, то есть Республики Беларусь, в отношении имущества, являющегося республиканской собственностью, выступает Правительство.
Конституция прямо не называет орган, который осуществлял бы правомочия собственника в отношении коммунального имущества. Тем не менее, определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью возложено статьей 121 на местные Советы депутатов.
Субъекты частной
В РБ установлен единый для
всех субъектов порядок начала хозяйственной
деятельности, а именно регистрационный:
вмешательство органов
Можно выделить принципы, характеризующие экономическую систему РБ:
Базовым правовым документом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Собственность на конституционном представляет собой многогранные отношения, которым посвящено значительное число норм не только статьи 13, но и других статей Конституции. Из Конституции следует возможность регулирования собственности также актами Президента, Правительства и других государственных органов (ст. 129). Конституционно закреплены основы не только нормативно-правового, но также управленческого, правоохранительного и контрольного способов государственного воздействия на отношения принадлежности материальных благ. Так, статья 107 уполномочивает Правительство принимать меры по охране собственности (как государственной, так и частной), организовывать управление государственной собственностью. Использование государственной собственности контролируется Комитетом государственного контроля в соответствии со статьей 129.
2. Роль государства в экономической политике.
Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике, то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития [8, c. 79].
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.
Государственное регулирование
экономики представляет собой систему
мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых
государственными учреждениями с целью
обеспечения устойчивого
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.
Главная задача государственного управления в экономической сфере – обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.
Роль государства
в регулировании экономики
Эффективно работающий рыночный
механизм позволяет успешно решать
многие проблемы социально-экономического
развития: объединять интересы производителей
и потребителей, стимулировать внедрение
достижений научно-технического прогресса,
повышать качество продукции, снижать
затраты, постоянно обновлять
За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
Для регулирования социально-
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.
Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т.д.) [9, c. 90].
Конституцией Республики
Беларусь определено, что «государство
осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека
и общества, обеспечивает направление
и координацию государственной
и частной экономической
Среди экономических гарантий
следует назвать закрепленное в
ст. 13 Конституции предоставление всем
равных прав для осуществления
В соответствии с Конституцией
(ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров)
Республики Беларусь обеспечивает проведение
единой экономической, финансовой, кредитной
и денежной политики, государственной
политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, экологии,
социального обеспечения и
Информация о работе Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь