Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 36.52 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет  имени Янки Купалы» 

Юридический факультет    

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студентки 2 курса 1 группы специальности «Экономическое право»

по дисциплине «Конституционное право»

Кузьмицкой Татьяны  Петровны 

Вариант №2 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

г. Гродно

1.  Экономическая основа конституционного строя Республики Беларусь.

Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством.

Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. [5, c. 64]

Институт  основ  конституционного  строя регулирует  важнейшие  политические,  экономические,  социальные, духовно-культурные  отношения,  закрепляя  положение  государства, общества,  организаций  и  личности. [6, c. 85]

Нормы этого института, которые  закреплены в статье 13 Конституции  и регулируют экономические отношения, а соответственно являются экономическими основами конституционного строя.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в статьях 1, 13 и 44 Конституции Республики Беларусь. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной  рыночной экономике. Производство и  распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляются посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования  и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Таким образом можно сделать  вывод, что экономическую основу конституционного строя Республики Беларусь составляет в первую очередь  понятие собственности.

В  статье 13  действующей Конституции  устанавливаются  две  формы  собственности – государственная и частная.

Права собственника: распоряжаться; пользоваться;  владеть.

 Более подробно Основной  Закон регулирует государственную  собственность.  Субъектами  государственной собственности  являются  Республика  Беларусь  в  целом  и административно-территориальные  единицы. Соответственно выделяются  разновидности  государственной  собственности: республиканская (ст.107 собственность Республики Беларусь) и коммунальная (ст.121).

Согласно  статье 107 Конституции,  от  имени собственника,  то  есть  Республики  Беларусь,  в  отношении  имущества, являющегося  республиканской  собственностью,  выступает Правительство. 

Конституция  прямо  не  называет  орган,  который  осуществлял  бы правомочия  собственника в отношении коммунального имущества. Тем не  менее,  определение  в  пределах,  установленных  законом,  порядка управления  и  распоряжения  коммунальной  собственностью  возложено статьей 121  на  местные  Советы  депутатов. 

Субъекты частной собственности  – граждане и негосударственные организации. Понятие «граждане» здесь надо трактовать расширительно, включая  в  него  граждан  Беларуси,  иностранных  граждан  и  лиц  без гражданства.  Такое  понимание  вытекает  из  статьи 44  Конституции, гарантирующей  право  собственности «каждому».  [3]

В РБ установлен единый для  всех субъектов порядок начала хозяйственной  деятельности, а именно регистрационный: вмешательство органов государственной  власти в деятельность субъектов  хозяйствования запрещается, кроме  случаев оговоренных законом. В  нашем законодательстве закреплен  перечень объектов, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, даже на Конституционном уровне (ст. 13) у нас закреплен ряд природных  объектов, которые находятся в  собственности государства (недра, воды, леса).

Можно выделить принципы, характеризующие  экономическую систему РБ:

    1. государство обеспечивает всем равные возможности для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом;
    2. государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;
    3. государство участвует в регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества;
    4. наличие наряду с государственной частной собственности. [2, c. 16-17]

Базовым правовым документом, определяющим основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности, является Гражданский  кодекс Республики Беларусь.

Собственность на конституционном  представляет  собой многогранные отношения,  которым  посвящено  значительное  число  норм  не  только статьи 13, но и других  статей Конституции. Из Конституции  следует  возможность  регулирования  собственности  также актами  Президента,  Правительства  и  других  государственных  органов (ст. 129). Конституционно закреплены основы не только нормативно-правового,  но  также управленческого,  правоохранительного и контрольного  способов  государственного  воздействия  на  отношения принадлежности  материальных  благ.  Так,  статья 107  уполномочивает Правительство  принимать  меры  по  охране  собственности (как государственной,  так  и  частной),  организовывать  управление государственной  собственностью.  Использование  государственной собственности контролируется Комитетом  государственного контроля  в соответствии  со  статьей 129. 

 

2. Роль государства в экономической политике.

Государство, его институты  и структуры играют исключительно  важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике, то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития [8, c. 79].

Государственное регулирование  экономики, независимо от того, командно-распределительной  или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью  обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансового состояния страны. [10, c. 31].

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  экономики определяются особенностями  социально-экономического развития страны в данный период.

Главная задача государственного управления в экономической сфере – обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т.д.

Роль государства  в регулировании экономики определяется созданием условий не только для  функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение  достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать  затраты, постоянно обновлять ассортимент  товаров, расширять номенклатуру предоставляемых  населению услуг. Однако даже самый  отлаженный рыночный механизм не в  состоянии справиться со всеми социальными  и экономическими проблемами жизни  общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

За государством прежде всего  должны сохраняться следующие функции:

  • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
  • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
  • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
  • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
  • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
  • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
  • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;
  • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
  • поддержка социально незащищенных групп населения;
  • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
  • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;
  • разработка и реализация стратегии социально-экономического развития [4, c. 331].

Для регулирования социально-экономических  процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от сложившейся социально-экономической  ситуации, накопленного опыта, выбранной  модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов  государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий  всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных  обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов  общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются  посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных  сфер экономической деятельности или  категорий населения. С помощью  административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов  в системе внешнеэкономической  деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных  товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области  охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов  и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные  отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления  деятельности (привлечение в экономику  иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т.д.) [9, c. 90].

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление  и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

Среди экономических гарантий следует назвать закрепленное в  ст. 13 Конституции предоставление всем равных прав для осуществления хозяйственной  и иной деятельности, кроме запрещенной  законом, гарантированность равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. В ст. 44 Конституции провозглашена неприкосновенность собственности.

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики, государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Информация о работе Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь