Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:31, реферат
Товарный запас - это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.
Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.
Таким
образом, одна из главных задач управления
товарными запасами состоит в правильной
организации учета, позволяющей своевременно
получать информацию о поступлении товаров,
о выполнении договорных обязательств
поставщиками и покупателями, о состоянии
товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации
товаров и контроле над их сохранностью.
Система показателей
статистики товарных запасов и товарооборачиваемости.
Товарные запасы планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютная величина может быть измерена в денежном выражении и натуральных единицах. Натуральные единицы (тонны, штуки, условные банки) применяются в торговле продовольственными товарами и для измерения запасов некоторых видов непродовольственных товаров (ткани — в метрах, обувь — в парах, телевизоры — в штуках и т. д.). Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:
где
Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Д - количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время
товарного обращения, или товарооборачиваемость
в днях товарооборота, рассчитывается
по следующим формулам:
где
ОБбн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗ - средний товарный запас за исследуемый период (руб.);
Т / ОБобн - однодневный товарооборот за тот же период (руб.);
Т / ОБ - объем товарооборота за указанный период (руб.);
Д - число дней в этом периоде.
Средний
товарный запас за анализируемый период
рассчитывается по формуле средней хронологической
моментного ряда:
где
ТЗ - средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1,ТЗ2, ... ,ТЗn- величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n - количество дат, за которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитыватся по следующим формулам:
где
Обр - товарооборачиваемость в числе оборотов;
Обдн - товарооборачиваемость в днях товарооборота;
Т / Об - товарооборот за определенный период (руб.);
ТЗ - средний товарный запас за тот же период (руб.);
Д - число дней в указанном периоде.
Товарооборачиваемость
в числе оборотов показывает количество
оборотов среднего товарного запаса за
анализируемый период.
Факторы,
влияющие на размеры товарных запасов
и скорость обращения товаров.
На эффективность использования товарных запасов оказывают влияние следующие внешние и внутренние факторы, снижение влияния которых может производиться за счет оптимизации управления товарными запасами:
• внешние факторы – налоговое законодательство, финансово-кредитная политика, величина процентов к уплате по заемным средствам, экономическая ситуация в государстве;
• внутренние факторы – пути минимизации влияния внутренних факторов: ликвидация сверх нормативных запасов , совершенствования нормирования запасов , улучшение организации снабжения, оптимальный выбор надежных поставщиков, уровень запасов ; рациональная организация сбыта товаров, применение рациональных форм расчетов; ускорение документооборота.
Размер товарных запасов и время товарного обращения взаимосвязаны и складываются под влиянием множества факторов.
Эти факторы классифицируются следующим образом:
- условия производства — объем производства, специализация и размещение предприятий, производящих предметы потребления, широта, обновляемость ассортимента и качество производимой продукции, сезонность производства;
- транспортные условия и организация поставок товаров — звенность товародвижения, необходимость досрочного завоза товаров в труднодоступные районы страны, вид транспорта, используемый при перевозках, формы перевозок (маршрутные, повагонные, контейнерные), изменение средней дальности и скорости доставки товаров, степень ритмичности поставок по срокам и объему;
- условия потребления — динамика денежных доходов населения, обусловливающая формирование спроса, изменение требований потребителей к ассортименту и качеству товаров, сезонность спроса и возможности его случайных колебаний;
- торговые условия - насыщенность рынка товарами, степень воздействия торговли на промышленность, развитие, размещение материально-технической базы торговли и уровень ее специализации, размеры предприятий, распределение запасов между различными звеньями товаропроводящей сети;
- физико-химические свойства товаров, определяющие возможные сроки их хранения, а отсюда и частоту поставок отдельных товаров;
-
уровень цен и их изменение в соответствии
с затратами на производство продукции
и соотношением между спросом и предложением
на товары.
2
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
Прибыль
— это денежное выражение накоплений,
создаваемых предприятиями
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Следует учесть, что на прибыль от реализации влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации, является изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.
Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы. Важная роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).
Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.
Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (далее ПБУ 5/01)