Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 12:07, реферат
Целью данной работы является изучение политики занятости в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
1.изучение политики занятости, ее форм и проявлений;
2.изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
3.определение основных направлений политики занятости в переходной экономике;
4.рассмотрение перспективных направлений государственной политики в области занятости населения.
Предметом исследования в настоящей курсовой работе является политика занятости в переходный период. Объектом исследования является политика занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе и анализ рынка труда.
Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Понятие занятости, ее формы и структура
Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда
Эффективность политики занятости
2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
2.2.
Анализ состояния рынка труда Республики
Беларусь
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным по состоянию на 1 июля 2005г.
В I полугодии 2005 г. в экономике Беларуси было занято 4,3 млн. человек, в том числе 3,5 млн. человек, или 81 % составляли работающие в организациях (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности).
На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 132 тыс. человек. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работу по договорам гражданско-правового характера на предприятиях и в организациях, составляло 3,626 тыс., и было больше, чем в I полугодии 2004 г., на 8,6 тыс. мест, или на 0,2 %.
Предприятиями и организациями было принято на работу 403 тыс. человек (11,5 % среднемесячной численности работников), из них 26 тыс. человек - на дополнительно введенные рабочие места.
За этот же период было уволено по различным причинам 408 тыс. человек (11,7 % среднемесячной численности работников), из них 79 % выбыло по собственному желанию, 7 % - за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 2 % - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией предприятий, организаций.
175 тыс. работников предприятий и организаций (5 % среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в I полугодии 2004 г. - 186 тыс. человек, или 5,3 %). Общее количество неотработанного ими времени составило 1,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 15 тыс. человек (в I полугодии 2004 г. - 17 тыс.).
Таким образом, наблюдается снижение работников, работающих в условиях неполной занятости.
Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней 79 % приходилось на промышленные предприятия, 9 % - на строительные организации. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 11 тыс. человек, в строительстве - 1,3 тыс. человек.
В основных отраслях материального производства, в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения отработанное время в общем фонде рабочего времени составляло 86,3 %, неявки по уважительным причинам (трудовые отпуска, временная нетрудоспособность и другое) - 11,3 %, потери рабочего времени - 2,4%.
Среди потерь рабочего времени наибольший удельный вес занимали отпуска, предоставляемые по договоренности между работником и нанимателем, - 51 %, на целодневные простои приходился 21 %, на работу в режиме неполного рабочего времени - 13 %, отпуска по инициативе нанимателя - 11 %, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины - 4 %.
Прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в указанных выше отраслях совершили 73 тыс. человек (в I полугодии 2004 г. - 75 тыс. человек), в том числе в сельскохозяйственном производстве - 32 тыс., промышленности - 19 тыс., строительстве - 12 тыс. человек. На 1000 работающих в сельскохозяйственном производстве приходилось 76 нарушителей трудовой дисциплины, в строительстве - 50, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения - по 20 нарушителей трудовой дисциплины, в промышленности - 19.
В связи с усилением мер по укреплению трудовой дисциплины в организациях увеличилась численность уволенных за появление на работе в состоянии опьянения, а также за распитие спиртных напитков с 6 тыс. в I полугодии 2004 г. до 8 тыс. человек в I полугодии 2005 г., или на 29 %.
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец июля 2005 г. составила 73 тыс. человек, что на 1,3 тыс., или на 1,8 % меньше, чем в июне 2005 г. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,7 % от экономически активного населения (на конец июля 2004 г. - 2,3 %). Следовательно, заметно снижение уровня безработицы.
Среди безработных женщины составляли 67,5%, молодежь в возрасте до 30 лет - 46 %. Средний возраст безработных - 33 года.
В структуре безработных лица, имеющие общее среднее образование, составляли 36%, высшее и среднее специальное - 28 %, профессионально-техническое образование - 23%.
Каждый четвертый безработный был уволен по собственному желанию или соглашению сторон, 10 % - высвобождены при ликвидации организаций или по сокращению численности, на долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 8 %, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, - 3 %.
В общей численности безработных лица с продолжительностью безработицы от 3 до 6 месяцев и от 6 месяцев до одного года составляли по 27 %, более одного года - 14 %. Средняя продолжительность безработицы уменьшилась с 7,8 месяца в июле 2004 г. до 6,7 месяца в июле 2005 г.
В январе-июле 2005 г. в органы государственной службы занятости за помощью в трудоустройстве обратились 173 тыс. граждан, из них признаны безработными 119 тыс. человек, или 69 % от числа обратившихся. Трудоустроено за этот период 115 тыс. человек, в том числе 85 тыс. безработных.
В основном безработные трудоустраивались в организации промышленности (30 % от общей численности трудоустроенных безработных), строительства (13 %), торговли и общественного питания (11 %).
На одну заявленную в органы государственной службы занятости вакансию условно приходилось 1,7 безработного (на конец июля 2004 г. - 2,3 человека). Из общего числа вакансий 83 % предназначено для трудоустройства рабочих.
Для временного трудоустройства граждан используются общественные работы. В январе-июле 2005 г. на них было привлечено 60 тыс. человек, из них 42 тыс. безработных. На профессиональное обучение за это время было направлено 14 тыс. безработных.
Пособие по безработице в июле 2005 г. было начислено 34 тыс. безработным, и на их выплату израсходовано 1,2 млрд. BYR. Средний размер пособия на одного безработного в июле составил 36,3 тыс. BYR, или 25 % от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.[16, c. B21].
Численность безработных, зарегистрированных в целом по республике и по ее отдельным областям, приведена в таблице 1.[18, c. 40].
Данные
таблицы 2.1 показывают, что наибольшая
безработица в абсолютном выражении сложилась
в Гомельской области (12,4 тыс.чел.).
Таблица 2.1
Число
безработных, зарегистрированных в службе
занятости
Численность безработных на конец июля 2005 г. | Июль 2005 г., тыс. человек | Безработица на конец июля 2005 г., % | ||||
Тыс. человек | В % к | зарегист-рировано | трудо-устроено | |||
Июлю 2004 г. | Июню 2005 г. | |||||
Республика Беларусь | 73,1 | 71 | 98,2 | 15,5 | 11,5 | 1,7 |
Области | ||||||
Брестская | 11,5 | 66,4 | 98,8 | 2,3 | 1,5 | 1,9 |
Витебская | 11,4 | 70,5 | 97,2 | 2,5 | 1,9 | 2,1 |
Гомельская | 12,4 | 68,7 | 97,1 | 2,2 | 1,8 | 1,9 |
Гродненская | 8,5 | 70,3 | 97,3 | 2 | 1,6 | 1,8 |
г. Минск | 9,2 | 72,6 | 101,3 | 1,9 | 0,9 | 0,9 |
Минская | 10,6 | 80,1 | 98,3 | 2,5 | 2 | 1,7 |
Могилевская | 9,5 | 70,8 | 97,8 | 2,1 | 1,8 | 2 |
Наибольшее число безработных зарегистрировано в Витебской и Минской областях (2,5 тыс.чел.). Также в Минской и Витебской областях наибольшее количество ищущих работу трудоустроено при содействии службы занятости (2,0 тыс.чел. и 1,9 тыс.чел. соответственно).
Наибольший уровень безработицы зарегистрирован в Витебской области (2,1%), наименьший уровень в г.Минске (0,9%).
На белорусском рынке труда сложилась такая ситуация, при которой официальная безработица включает преимущественно представителей вторичного рынка труда, в то время как основные потоки найма и увольнений идут на неофициальной его части. Причины такого явления кроются в самой практике регулирования занятости в Беларуси.
Представителям вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.
Представителям же первичного рынка нет стимула регистрироваться в службе занятости, поскольку:
1) невысокий размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается;
2) организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд;
3) службы занятости располагают сведениями о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам;
4) в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это объясняет снижение в структуре безработных удельного веса квалифицированных специалистов. [10, c. 87].
Исследуя динамику безработицы можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).
Информация о работе Экономическая сущность политики занятости