Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:22, доклад
Среди западных сторонников неолиберального направления особый интерес представляет фигура Людвига Эрхарда (1897—1977), при непосредственном участии которого в конце 1940-х гг. Западная Германия была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены денежная и экономическая реформы.
Эрхард — экономист и «конструктор» нового хозяйственного порядка. Назначенный в конце 1945 г. министром экономики Баварии, он считат, что экономика Германии «нуждается в принципиальной структурной перестройке».
Глава 4. Экономическая реформа Л. Эрхарда
Среди западных сторонников неолиберального направления особый интерес представляет фигура Людвига Эрхарда (1897—1977), при непосредственном участии которого в конце 1940-х гг. Западная Германия была выведена из кризисного состояния и в ней были проведены денежная и экономическая реформы.
Эрхард — экономист и «конструктор» нового хозяйственного порядка. Назначенный в конце 1945 г. министром экономики Баварии, он считат, что экономика Германии «нуждается в принципиальной структурной перестройке».
Л. Эрхард призывал делать правильные выводы из практики, отбросив в сторону нежизненные схемы и догмы.
Несколько позже он резонно предупреждал, что если переход от рыночной экономики к плановой не представляет особых проблем, ибо «отойти от экономики сбалансированных тенденций легко», то «наоборот, замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо трудно «при вышедшей из естественного равновесия экономике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».
Напомним, что представляла собой экономика Германии после поражения в войне. Две трети производственных мощностей бездействовали. Цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках у населения чуть ли не в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие дефицитные товары, одежда, топливо распределялись по ордерам. Процветал натуральный обмен; наиболее надежной валютой считались сигареты.
Первым мероприятием, проведенным в июне 1948 г., была денежная реформа. Она явилась важнейшей предпосылкой проведения общей реформы германской экономики. Обмен на новые немецкие марки производился в соотношении: одна новая на десять старых, изымавшихся из обращения. Выплаты заработной платы, пенсий, квартирная плата производились в соотношении один к одному.
Каждый житель получал сорок марок. Часть денежных средств, остававшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах. Была реформирована банковская система. Дополнительно принятые меры остановили новый виток инфляции: первоначальный курс обмена старых денег на новые составил фактически одну новую марку на пятнадцать старых. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены в Нелишним раз.
Реформа была тщательно подготовлена и проводилась решительно и последовательно. За основу был принят так называемый Хомбург-ский план. Этот план был разработан под руководством Л. Эрхарда, который был назначен директором Управления по экономике объединенных экономических областей, а с сентября 1949 г. — министром экономики в правительстве Аденауэра.
Дискуссии, в ходе которых обсуждались проблемы подготовки и проведения реформы, продолжались около двух лет. На последнем этапе группа германских и иностранных специалистов провела заключительные обсуждения.
Рост цен остановился примерно через полгода. К началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства.
Успех экономической реформы во многом был обусловлен сочетанием благоприятных факторов, из которых определяющими послужили наличие сохранившейся материальной базы, сравнительно дешевая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворенный спрос населения.
Стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы явилась необходимой предпосылкой, условием успеха, а не универсальной «палочкой-выручалочкой». Поставить на рельсы рухнувшую экономику с помощью лишь денежной реформы и финансовых упражнений было немыслимо.
«Противники рыночного хозяйства, — говорил Эрхард, — прямо-таки с беспардонной назойливостью стремятся внушить народу, что экономические и социальные успехи... достигнуты исключительно благодаря валютной реформе и другим счастливым обстоятельствам, но отнюдь не осуществленному мной повороту курса экономической политики. Конечно, во время валютной реформы было важно использовать все открывавшиеся тогда возможности, однако каждому непредубежденному и здравомыслящему человеку ясно, что решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонентов — валютной реформы и политики рыночной экономики».
Успеху экономической реформы способствовали также:
• тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана (Хом-бургского — по названию города, где работала комиссия специалистов);
• существенная финансовая и ресурсная поддержка со стороны США и других западных держав.
Экономическая помощь осуществлялась по плану Маршалла, поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений шли также и по другим каналам. В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество американской армии. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты.
Немаловажное значение имело то обстоятельство, что правительство прочно держало в руках рычаги управления, своевременно корректировало экономический курс. Эрхард не был «чистым» неолибералом, хотя неоднократно повторял, что не скрывает своей приверженности либеральной концепции экономики. Он широко использовал государственные рычаги для того, чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса.
Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную промышленность, металлургию, электроэнергетику. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.
Реформа, проведенная Л. Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Она вошла и учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации решений, эффективного использования средств и методов преобразований.
Вместе с тем никакой образец не может рассматриваться как универсальный рецепт или готовая схема вне учета реальных условий, специфических особенностей.
Социальное рыночное хозяйство
Считается, что сам термин «социальное рыночное хозяйство» предложил Альфред Мюллер-Армак (1901 — 1978), коллега и последователь Ойкена, директор Института экономической политики при Кельнском университете.
Концепция социального рыночного хозяйства изложена, в частности, в его работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947). Мюллер-Армак считал, что результаты, получаемые в ходе конкурентной борьбы за высшую продуктивность, следует корректировать с помощью социально-политических мер, для того чтобы «принцип свободы на рынке сочетать с принципом социальной компенсации».
Модель социального рыночного хозяйства своей популярностью обязана эффективной экономической политике Эрхарда, обеспечившей чрезвычайно высокие темпы роста. Это была политика так называемого среднего пути. Она, как уже отмечалось, была направлена на сглаживание социальных противоречий, всемерную поддержку предпринимательства, создание условий для роста жизненного уровня средних слоев.
Конкретные меры правительства, усиливавшие регулирующую деятельность государства, означали некоторый отход от теоретической программы Ойкена и его коллег по фрайбургской школе. Но концепции и практика «глобального регулирования» по-прежнему подавались под привычными, весьма популярными лозунгами неолибералов. Интеграция Восточной Германии в экономическое пространство Западной Германии также проходила в соответствии с принципами и лозунгами «социального рыночного хозяйства».
Итак, социально-экономическая программа и конкретная модель западногерманской экономики отличаются от теоретической концепции неолибералов. Бесспорно и то, что реформа Эрхарда опиралась на теоретические разработки Ойкена, а его теория, встреченная весьма недружелюбно ортодоксальными классиками, получила широкое признание благодаря «экономическому чуду», осуществленному в послевоенной Германии при участии и непосредственном руководстве Эрхарда.
Экономическая и социальная политика. Социальная роль конкуренции
Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы?
1. Обоснование особой роли государства как защитника рыночной конкуренции. В основе хозяйственной системы должна быть свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия конкуренции не реализуются автоматически, а требуют создания определенных предпосылок. Экономический порядок, как утверждал Ойкен, не устанавливается сам по себе, не навязывается самой экономической действительностью. Его устанавливает государство.
Обосновывая принципы экономической политики, Ойкен утверждал, что государство должно устанавливать правила поведения и активно проводить их 1$ жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью. Оно не должно брать на себя неразрешимые задачи по прямому регулированию, постоянному вмешательству в экономический процесс.
Теоретические положения неолибералов корректировались в процессе практической деятельности. Как отмечал Эрхард, задача заключалась в том, чтобы найти оптимальные соотношения между экономической деятельностью государства и работой частников. Исконной и главнейшей задачей государства остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно двигаться.
2. Выработка и проведение четкой экономической политики, в том числе специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены.
Ойкен писал, что социальную политику не следует рассматривать как бесплатное приложение ко всей остальной экономической политике. Она должна быть прежде всего политикой экономического порядка. Поясняя свою мысль, он отмечает, что нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. «Нет никаких мер экономической политики, которые бы одновременно, пусть прямо или косвенно, не влекли за собой социальных последствий и не имели социального значения. Тот, кто хочет представлять социальные интересы, должен в силу этого уделять внимание в первую очередь формированию общего порядка».
Задачи экономической политики в высшей степени актуальны и они «должны наряду с другими стать определяющим фактором общего мышления категориями экономического порядка».
По мере роста производственного потенциала социальная политика (в соответствии с условиями и особенностями рыночной экономики) выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями и т.д.
3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания условий для проявления способностей, творческих потенций каждым человеком.
Конкуренция способствует экономическому росту, повышению производительности, техническому прогрессу. В экономической жизни «подлинное, не подтасованное соревнование, — писал Эрхард, -представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора». Конкуренция выполняет и социальную функцию, являясь инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования, стимулом поиска оптимальных решений в различных сферах, формой организации быта и отдыха.
Представители классической школы и последующие поколения недооценили то обстоятельство, что «экономические процессы подвергаются воздействию других, в том числе политических факторов».
В настоящее время представления об экономической свободе и социальной справедливости существенно изменились. Для социальною рыночного хозяйства, по словам Эрхарда, «определяющее значение имеют не в последнюю очередь не только технические, автоматические механизмы поддержания сбалансированности на рынке, но и духовные и нравственные представления. Одного поддержания равновесия между спросом и предложением через свободное формирование цен мало для оправдания общественного строя или наполнения его идейного багажа».
Руководители германской экономики весьма широко и умело использовали идеи и лозунги социального рыночного хозяйства для обоснования проводимого ими курса, в том числе реализации мер, отнюдь не соответствовавших концепциям и предложениям неолибералов.
В современной Германии официально формулируются следующие цели социальной политики: I) обеспечение социальной справедливости: справедливое распределение произведенных благ среди всех членов общества; 2) социальная защита, предохраняющая население от социальных рисков, таких как безработица, болезни, несчастные случаи; 3) достижение согласия всех социальных групп в целом с существующим порядком вещей (социальный мир).