Экономическая реформа Л. Эрхарда

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:22, доклад

Краткое описание

Среди западных сторонников неолиберального направления осо­бый интерес представляет фигура Людвига Эрхарда (1897—1977), при непосредственном участии которого в конце 1940-х гг. Западная Гер­мания была выведена из кризисного состояния и в ней были проведе­ны денежная и экономическая реформы.
Эрхард — экономист и «конструктор» нового хозяйственного по­рядка. Назначенный в конце 1945 г. министром экономики Баварии, он считат, что экономика Германии «нуждается в принципиальной структурной перестройке».

Файлы: 1 файл

Глава 4.doc

— 46.50 Кб (Скачать)


                   Глава 4. Экономическая реформа Л. Эрхарда

Среди западных сторонников неолиберального направления осо­бый интерес представляет фигура Людвига Эрхарда (1897—1977), при непосредственном участии которого в конце 1940-х гг. Западная Гер­мания была выведена из кризисного состояния и в ней были проведе­ны денежная и экономическая реформы.

Эрхард — экономист и «конструктор» нового хозяйственного по­рядка. Назначенный в конце 1945 г. министром экономики Баварии, он считат, что экономика Германии «нуждается в принципиальной структурной перестройке».

Л. Эрхард призывал делать правильные выводы из практики, от­бросив в сторону нежизненные схемы и догмы.

Несколько позже он резонно предупреждал, что если переход от рыночной экономики к плановой не представляет особых проблем, ибо «отойти от экономики сбалансированных тенденций легко», то «наоборот, замена плановой экономики свободным рыночным хозяй­ством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо трудно «при вы­шедшей из естественного равновесия экономике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».

Напомним, что представляла собой экономика Германии после поражения в войне. Две трети производственных мощностей бездей­ствовали. Цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках у населения чуть ли не в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие дефи­цитные товары, одежда, топливо распределялись по ордерам. Про­цветал натуральный обмен; наиболее надежной валютой считались сигареты.

Первым мероприятием, проведенным в июне 1948 г., была денеж­ная реформа. Она явилась важнейшей предпосылкой проведения об­щей реформы германской экономики. Обмен на новые немецкие марки производился в соотношении: одна новая на десять старых, изымавшихся из обращения. Выплаты заработной платы, пенсий, квартирная плата производились в соотношении один к одному.

Каждый житель получал сорок марок. Часть денежных средств, ос­тававшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах. Была ре­формирована банковская система. Дополнительно принятые меры остановили новый виток инфляции: первоначальный курс обмена старых денег на новые составил фактически одну новую марку на пятнадцать старых. В конечном счете размеры денежной массы (на­личных средств и банковских депозитов) были сокращены в Нелиш­ним раз.

Реформа была тщательно подготовлена и проводилась решительно и последовательно. За основу был принят так называемый Хомбург-ский план. Этот план был разработан под руководством Л. Эрхарда, который был назначен директором Управления по экономике объеди­ненных экономических областей, а с сентября 1949 г. — министром экономики в правительстве Аденауэра.

Дискуссии, в ходе которых обсуждались проблемы подготовки и проведения реформы, продолжались около двух лет. На последнем этапе группа германских и иностранных специалистов провела за­ключительные обсуждения.

Рост цен остановился примерно через полгода. К началу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства.

                                    Что помогло успеху реформы?

Успех экономической реформы во многом был обусловлен сочета­нием благоприятных факторов, из которых определяющими послужи­ли наличие сохранившейся материальной базы, сравнительно деше­вая рабочая сила, активно воздействующий на производство неудов­летворенный спрос населения.

Стабилизация финансовой и денежно-кредитной системы явилась необходимой предпосылкой, условием успеха, а не универсальной «палочкой-выручалочкой». Поставить на рельсы рухнувшую эконо­мику с помощью лишь денежной реформы и финансовых упражне­ний было немыслимо.

«Противники рыночного хозяйства, — говорил Эрхард, — прямо-таки с беспардонной назойливостью стремятся внушить народу, что экономические и социальные успехи... достигнуты исключительно благодаря валютной реформе и другим счастливым обстоятельствам, но отнюдь не осуществленному мной повороту курса экономической политики. Конечно, во время валютной реформы было важно исполь­зовать все открывавшиеся тогда возможности, однако каждому непре­дубежденному и здравомыслящему человеку ясно, что решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонен­тов — валютной реформы и политики рыночной экономики».

Успеху экономической реформы способствовали также:

•    тщательная подготовка, разработка и обсуждение плана (Хом-бургского — по названию города, где работала комиссия специали­стов);

•    существенная финансовая и ресурсная поддержка со стороны США и других западных держав.

Экономическая помощь осуществлялась по плану Маршалла, по­ставки топлива, продовольствия, семян, удобрений шли также и по другим каналам. В германскую экономику передавались американ­ский транспорт и другое имущество американской армии. Из средств Фонда европейской программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты.

Немаловажное значение имело то обстоятельство, что правитель­ство прочно держало в руках рычаги управления, своевременно корректировало экономический курс. Эрхард не был «чистым» неоли­бералом, хотя неоднократно повторял, что не скрывает своей привер­женности либеральной концепции экономики. Он широко использовал государственные рычаги для того, чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса.

Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную промышленность, металлургию, электроэнергети­ку. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы.

Реформа, проведенная Л. Эрхардом и его коллегами, создала пред­посылки для экономического возрождения Германии. Она вошла и учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбо­ра момента для реализации решений, эффективного использования средств и методов преобразований.

Вместе с тем никакой образец не может рассматриваться как уни­версальный рецепт или готовая схема вне учета реальных условий, специфических особенностей.

                                   Социальное рыночное хозяйство

Считается, что сам термин «социальное рыночное хозяйство» предложил Альфред Мюллер-Армак (1901 — 1978), коллега и последо­ватель Ойкена, директор Института экономической политики при Кельнском университете.

Концепция социального рыночного хозяйства изложена, в частно­сти, в его работе «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» (1947). Мюллер-Армак считал, что результаты, получаемые в ходе конкурентной борьбы за высшую продуктивность, следует корректи­ровать с помощью социально-политических мер, для того чтобы «принцип свободы на рынке сочетать с принципом социальной ком­пенсации».

Модель социального рыночного хозяйства своей популярностью обязана эффективной экономической политике Эрхарда, обеспечив­шей чрезвычайно высокие темпы роста. Это была политика так назы­ваемого среднего пути. Она, как уже отмечалось, была направлена на сглаживание социальных противоречий, всемерную поддержку пред­принимательства, создание условий для роста жизненного уровня средних слоев.

Конкретные меры правительства, усиливавшие регулирующую деятельность государства, означали некоторый отход от теоретиче­ской программы Ойкена и его коллег по фрайбургской школе. Но концепции и практика «глобального регулирования» по-прежнему подавались под привычными, весьма популярными лозунгами неоли­бералов. Интеграция Восточной Германии в экономическое про­странство Западной Германии также проходила в соответствии с принципами и лозунгами «социального рыночного хозяйства».

Итак, социально-экономическая программа и конкретная модель западногерманской экономики отличаются от теоретической концеп­ции неолибералов. Бесспорно и то, что реформа Эрхарда опиралась на теоретические разработки Ойкена, а его теория, встреченная весьма недружелюбно ортодоксальными классиками, получила широкое признание благодаря «экономическому чуду», осуществленному в по­слевоенной Германии при участии и непосредственном руководстве Эрхарда.

Экономическая и социальная политика. Социальная роль конкуренции

Каковы отличительные черты социального рыночного хозяйства как теоретической основы социально-экономической программы?

1.  Обоснование особой роли государства как защитника рыночной конкуренции. В основе хозяйственной системы должна быть свобод­ная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия конку­ренции не реализуются автоматически, а требуют создания опреде­ленных   предпосылок.    Экономический    порядок,    как   утверждал Ойкен, не устанавливается сам по себе, не навязывается самой эконо­мической действительностью. Его устанавливает государство.

Обосновывая принципы экономической политики, Ойкен утверж­дал, что государство должно устанавливать правила поведения и ак­тивно проводить их 1$ жизнь, а не заниматься хозяйственно-производ­ственной деятельностью. Оно не должно брать на себя неразрешимые задачи по прямому регулированию, постоянному вмешательству в экономический процесс.

Теоретические положения неолибералов корректировались в про­цессе практической деятельности. Как отмечал Эрхард, задача за­ключалась в том, чтобы найти оптимальные соотношения между экономической деятельностью государства и работой частников. Ис­конной и главнейшей задачей государства остается создание рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно двигаться.

2.  Выработка и проведение четкой экономической политики, в том числе специфической социальной политики. Эта политика направлена на установление экономического, социального и политического по­рядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены.

Ойкен писал, что социальную политику не следует рассматривать как бесплатное приложение ко всей остальной экономической поли­тике. Она должна быть прежде всего политикой экономического по­рядка. Поясняя свою мысль, он отмечает, что нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. «Нет никаких мер экономической по­литики, которые бы одновременно, пусть прямо или косвенно, не влекли за собой социальных последствий и не имели социального значения. Тот, кто хочет представлять социальные интересы, должен в силу этого уделять внимание в первую очередь формированию общего порядка».

Задачи экономической политики в высшей степени актуальны и они «должны наряду с другими стать определяющим фактором обще­го мышления категориями экономического порядка».

По мере роста производственного потенциала социальная полити­ка (в соответствии с условиями и особенностями рыночной экономи­ки) выдвигала проблемы обеспечения занятости, преодоления регио­нальных различий в уровнях доходов, более полной социальной обес­печенности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятиями и т.д.

3. Всемерное развитие конкуренции как фактора системы порядка. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предприниматель­ству, создания условий для проявления способностей, творческих по­тенций каждым человеком.

Конкуренция способствует экономическому росту, повышению производительности, техническому прогрессу. В экономической жиз­ни «подлинное, не подтасованное соревнование, — писал Эрхард, -представляет собой лучший, самый благотворный принцип отбора». Конкуренция выполняет и социальную функцию, являясь инстру­ментом обеспечения самостоятельности хозяйствования, стимулом поиска оптимальных решений в различных сферах, формой организа­ции быта и отдыха.

Представители классической школы и последующие поколения недооценили то обстоятельство, что «экономические процессы под­вергаются воздействию других, в том числе политических факторов».

В настоящее время представления об экономической свободе и со­циальной справедливости существенно изменились. Для социальною рыночного хозяйства, по словам Эрхарда, «определяющее значение имеют не в последнюю очередь не только технические, автоматиче­ские механизмы поддержания сбалансированности на рынке, но и ду­ховные и нравственные представления. Одного поддержания равно­весия между спросом и предложением через свободное формирование цен мало для оправдания общественного строя или наполнения его идейного багажа».

Руководители германской экономики весьма широко и умело ис­пользовали идеи и лозунги социального рыночного хозяйства для обос­нования проводимого ими курса, в том числе реализации мер, отнюдь не соответствовавших концепциям и предложениям неолибералов.

В современной Германии официально формулируются следующие цели социальной политики: I) обеспечение социальной справедливо­сти: справедливое распределение произведенных благ среди всех чле­нов общества; 2) социальная защита, предохраняющая население от социальных рисков, таких как безработица, болезни, несчастные слу­чаи; 3) достижение согласия всех социальных групп в целом с сущест­вующим порядком вещей (социальный мир).

 



Информация о работе Экономическая реформа Л. Эрхарда