Экономическая политика государства на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

Итак, цель данной работы состоит в рассмотрении некоторых аспектов государственной экономической политики и государственного регулирования экономических процессов, изучить инструменты и возможность применения с целью стимулирования экономического развития и обеспечения, основных социально-экономических программ.
Задачи контрольной работы:
• изучить понятие экономической политики;
• изучить субъекты экономической политики;
• изучить систему целей экономического регулирования;
• изучить инструменты экономической политики государства.

Оглавление

Введение??????????????где страница?
1. Сущность, необходимость изучения экономической политики
2. Основные направления реализации экономической политики в РФ
3. Приоритетные направления реализации экономической политики в РФ
Заключение. 13
Список использованной литературы. 15
Экономическая политика государства на современном этапе

Файлы: 1 файл

Экономическая политика государства на современном этапе1.docx

— 454.55 Кб (Скачать)

Общественные  товары имеют очень сложную структуру. Часть из них (например, национальная оборона) потребляется всем населением страны поровну, другая (услуги милиции  данного региона) – лишь частью населения, третья (коммунальные услуги, предоставляемые  муниципалитетом данного населенного  пункта) – лишь малым коллективом.

Все рассмотренные  функции государства в экономике  должны соответствовать трем важнейшим  принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности.

    Принципы.

Сложная система субъектов экономической  политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

• Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

• Эффект экономической политики  выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

• Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

    Цели  и инструменты.

Для выработки  экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей  ей инструментов.  К целям экономической  политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться  только те цели, реализацию которых  не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе  реализации основных целей общество вынуждено  решать множество разных задач, которые  образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» 

Рис 1.3. Пирамида целей.

  • Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики.
  • Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.

    Реализация  экономической политики предполагает использование совокупности мер, формирующих  механизм государственного регулирования. Для умения рационально применять  средства воздействия на экономику  требуется знать их структуру. В  самом общем виде совокупность всех инструментов можно представить в виде схемы.

Рис.1.4.Средства воздействия на экономику.

Совокупность  административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые  связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых  мер при этом – в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационно-институциональных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, создание и поддержание государственного сектора, подготовку экономических программ и прогнозов, поддержку исследовательских центров и др.

    2. Основные направления экономической политики в современной России.

После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими  экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к  падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его  воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных  ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью  ряда рыночных институтов, включая  финансовые.

    С сентября 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных  мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева  в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее  время реализация этого плана  в основном завершена. Принятые антикризисные  меры позволили не допустить разрастания  кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет  сосредоточиться как на решении  текущих антикризисных задач, так  и на создании основ для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период.

    Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

    Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в кризисный период. Сложность  современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться  в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

    В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической  политикой, и определяются меры денежно-кредитной  политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает  с горизонтом планирования федерального бюджета.

    Особой  составной частью финансовой политики является государственная инвестиционная политика, выражающая отношение государства  к инвестиционной деятельности, определяющая цели, направления и формы государственного управления инвестиционной деятельностью  в РФ. Ее задачи определяются в мобилизации  необходимых финансовых ресурсов, поддержании  инвестиционной активности, внедрении  государственных комплексных программ строительства, повышении эффективности  капитальных вложений. 
 
 
 
 

    Заключение

Хотя  с начала реформ российская экономика  испытывала падения и взлеты, сейчас она находится в фазе, когда  необходимы серьезные структурные  реформы, имманентные настоящей  рыночной экономике. Главное в них, это инициативы, которые должно проявить российское правительство для создания рыночных институтов и поддержки  определенных ключевых отраслей, включая  коммерциализацию российской науки  и технологий.

Следовательно, главная проблема для России –  развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным  трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного  соглашения.

    Центральной задачей экономической политики России в настоящее время и  на среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для высоких  темпов экономического роста при  одновременной структурной трансформации  экономики страны в логике постиндустриализма. Речь идет о решении задач догоняющего  развития – тех самых, которые  примерно столетие назад уже приходилось  решать России, но тогда еще применительно  к вызовам индустриальной эпохи.

    Немаловажна также государственная политика в рыночной экономике. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает  цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном  порядке.

    Единственным  способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры  последних лет, за счет чего наша экономика  получила значительные экономические  преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и  государственные институты, предприниматели  и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». Поэтому  в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего  валового продукта страны.

    В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена  модернизация экономики в несколько  этапов.

Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства  в соответствие с его ресурсами. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Белоусов А. Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 года // Общество и экономика. – 2005. - 427 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 544 с.
  3. Брю С.Л., Макконнелл, К.Р. Экономикс / С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  4. Вольский А., Шинкаренко П. Рыночная экономика – главная составляющая стратегического курса России // Проблемы теории и практики управления – 2005. – 456 с. 4
  5. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Инновационный путь развития экономики России // Финансы и кредит. – 2006. – 48с.
  6. Губанов С. Политика нового этапа: цель и средства [государство и экономика] // Экономист. – 2006. –13с.
  7. Гурков, А. Мировой экономический рост и наша инвестиционная политика / А. Гурков // Финансы и экономика. - 2007. - №13, июль.
  8. Макроэкономика / Под ред. Н.П. Кетовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  9. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА-М, 2000.
  10. Экономическая теория / Под ред. Н.Т. Кузнецова. - М.: ИКЦ МарТ, 2004.

Информация о работе Экономическая политика государства на современном этапе