Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:40, реферат
Понятие «экономика» двойственно. С одной стороны, под экономикой подразумевается вся система многофункционального хозяйства отдельной страны (или всего мира) с ее многочисленными отраслями, подотраслями, производствами, с системой развитых связей и отношений. С другой стороны, под экономикой часто понимают систему знаний об этом хозяйстве. Хотя, если сказать точнее, то в последнем случае речь идет скорее о системе экономических наук.
Экономическая
теория взаимодействует и с
от элементарной алгебры и геометрии до высшей математики и специальных ее разделов — линейной алгебры, теории игр, теории обслуживания и др. Математика дает возможность проведения количественного анализа экономических процессов, построения экономико-математических моделей, прогнозирования, придает, наконец, наглядность экономическим закономерностям.
В экономические процессы вовлечены природные факторы и научно-технические достижения. И хотя отбор вариантов использования ресурсов и технологий происходит в первую очередь на основе социально-экономических критериев (эффективность, занятость, наличие валютных резервов и т.д.), немаловажную роль в современных условиях играют вопросы выбора типа технологического развития, чтобы не оказаться, с одной стороны, на «обочине» цивилизации, а с другой — не нанести непоправимый вред окружающей среде. Сейчас воздействие человека на окружающую среду столь масштабно, что сравнимо с силами самой природы. Поэтому, например, по-новому, предстает проблема экономического роста. Нам не безразлично, за счет каких природных факторов он достигнут. В данной связи теоретическая экономика, как и конкретные экономические науки, в большей или меньшей степени должна принимать во внимание выводы естественных и технических наук.
Наконец, нельзя не отметить и взаимосвязь экономической теории с этикой. Причем здесь взаимосвязь просматривается по нескольким направлениям. Вот далеко не полный их перечень.
1. Экономическая теория в целом в настоящее время имеет так называемый нравственный императив, который базируется на экологии, т.е. взаимоотношении человека и природы.
2.
Моральный элемент
3.
Существует этика
Предмет экономической теории
Предмет экономической теории менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая теория изучала только особенности домашнего хозяйства, затем — экономику города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в XVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной системы. Исследования экономистов были направлены на изучение источников увеличения национального богатства в сфере производства.
Марксистская политическая экономия уточнила предмет экономической теории, с одной стороны, расширив его, предметом теории стали экономические отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ на разных этапах развития человечества. С другой стороны, марксистская политическая экономия сузила предмет экономической теории, рассматривая производственные отношения и их главную составляющую — отношения собственности на средства производства — с классовых позиций.
Предметом
современной экономической
Для более полного представления о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.
Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный потенциал советских конструкторов направлялся в основном на разработку военной техники, а не на создание современного бытового оборудования. Государство должно было делать выбор между сферами использования ограниченных ресурсов ради приоритетной для него цели. С проблемой выбора сталкиваются все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как управление редкостью.
Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Полностью
загруженная экономика при
Полное
использование
Разрешение проблемы как производить товары связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, который зависит от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том, как производить продукты, связано не только с технологическим выбором, но и с особенностью организационно-правовых форм производства. Преобладающими могут стать предприятия частные или государственные, крупные или мелкие.
Решение третьего фундаментального вопроса — для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
Проблема
распределения общественного
Способы решения трех фундаментальных экономических проблем являются критериями для выделения разных типов экономических организаций.
Функции экономической теории
Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале — использование накопленного опыта, интуиция. Затем — собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит теоретическая наука.
На этом этапе закономерна постановка вопроса о функциях экономической науки. Из многочисленных функций экономической теории выделим четыре самые важные:
Эмпирическая функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или падением производства, за изменениями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, базе можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.
Теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.
Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтом; все учебные программы предусматривают изучение её законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).
Наконец, практическая функция, или, как её ещё называют, nрагмаmuчecкая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) развития тех или иных процессов в экономике а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.
Методы экономического исследования
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, то есть таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять: эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический методы, графический метод. Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (то есть преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.
В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.
Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу - модели (от лат. modulus - мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.
Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и другие). Вот, к примеру, понятие товара - как его определить? Если Вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем "разнотоварье" - больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих... Как привести всё это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?
Только с помощью абстрагирования, то есть отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и прочего). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.
Информация о работе Экономическая наука. Система экономических наук