Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:57, реферат
Борьба против нее принимает новый характер. С крепостничеством борются не во имя того, чтобы дворянина сменил буржуа, а во имя полной ликвидации всякой эксплуатации. Если раньше освобождение крестьянина от крепостной зависимости было наивысшим требованием и не ставился вопрос о том, кто будет главенствовать в хозяйственной жизни страны. Теперь же выдвигается требование освободить крестьянина не только от крепостной зависимости, но и от всякой другой ее формы, чтобы он был полностью свободным хозяином.
Введение
1.Экономическая мысль второй половины 19 века.
2. Герцен Александр Иванович.
3.Огарев Николай Платонович.
4.Крестьянский социализм Герцена и Огарева.
Заключение.
Список литературы.
Последние годы, после смерти Герцена, Огарев жил в нужде и одиночестве. Умер он 31 мая (12 июня н.с.) 1877 в небольшом английском городе Гринвич. В 1966 останки Огарева были перевезены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище.
4.Крестьянский социализм Герцена и Огарева.
Период кризиса
Крестьянский (русский) социализм по мере своего развития все теснее связывался с политической и экономической борьбой против крепостного права, отражая в этой борьбе интересы крестьянства.
В целом это направление русской общественно-
Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарёв оставили обширное литературное наследие, внеся большой вклад в отечественную экономическую мысль. Центральное место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Герцена, "ошейником рабства" на шее народа, позором русского быта. Герцен и Огарёв с возмущением разоблачали алчность и паразитизм крепостников. Герцен писал, что "Россия не может сделать ни шага вперёд, пока не уничтожит рабство. Крепостное состояние русского крестьянства — это рабство всей Российской империи». По словам Герцена, крепостничество обрекло русский народ на "податное состояние, отданное не только на разграбление, но и на сечение помещикам и полиции". Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, "купленных как товар, проданных как стадо".
Критикуя крепостническую систему, Герцен и Огарёв выдвинули и обосновали требование её уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили все свои интересы, на это направили все усилия.
Существенные изменения претерпела аграрная программа Герцена и Огарёва. Обнародованный в середине 50-х годов на страницах "Полярной звезды" её первоначальный вариант исходил из уничтожения крепостного права и наделения крестьян землёй. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности на землю и передачи всей земли крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем после реформы 1861 г., аграрная программа Герцена и Огарёва включила требования полной ликвидации помещичьей собственности на землю и передачи всей земли в собственность крестьян. Герцен и Огарёв выступили с резкой критикой "Положения 19 февраля 1861г».
Герцен выступил как основоположник теории "русского крестьянского социализма". Её разделял и Огарёв. Они исходили из ошибочного представления о том, что после падения крепостного права Россия пойдёт по социалистическому пути. Их идеалом стал социализм, а борьба с крепостничеством приобрела социалистическую окраску. Зародыш социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции в Западной Европе после поражения революции 1848 г., он возлагал свои надежды на Россию. В 1851 г. в статье "Русский народ и социализм" Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его мнению, Россия с её крестьянской общиной ближе к социализму, чем страны Западной Европы.
Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала крестьянская община.
В действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он создал и развивал одну из утопических теорий.
Антикрепостническая направленность,
революционный демократизм
Идеи А.И. Герцена и Н.П. Огарева отражали
борьбу крестьянства против помещичьего землевладения
в условиях падения крепостного права,
развивавшихся в России капиталистических
отношений. Проповедуя идеи «крестьянского
социализма», они нападали на феодальное
помещичье землевладение, доводя борьбу
против него до требования ликвидации
частной земельной
Анализ теории «крестьянского социализма» показывает,
что она представляла собой разновидность
утопического социализма, хотя и превосходила
утопический социализм Западной Европы
своей революционной
Жизнь показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Огаревым на общину и некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.
Создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен . Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Герцен выдвинул формулу: «Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя Россия сильно отличалась стала от Запада, т.к. здесь была крестьянская община, в которой все вопросы решались сообща, на мирском сходе, а труд имел совместный характер. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.). Этой же теории придерживался и Огарев Н.П.
Но, с другой стороны, индивид, по мнению
А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен
ею. Поэтому общину следует «оплодотворить»
западной наукой и иными достижениями
цивилизации – политической свободой,
правовыми нормами. Тогда русский социализм
станет, по убеждению А.И. Герцена, соединением
«храма науки» с «цехом человечества»,
т.е. с народными массами. Для создания
такого социализма потребуется новый
человек, способный своим личным участием
творить новые отношения, а не слепо копировать
чужой опыт и решения. Насилием можно лишь
расчистить место для будущего, но никак
невозможно создать новое общество. Для
этого необходимо развитое народное сознание.
«Нельзя людей освобождать в наружной
жизни больше, чем они освобождены внутри…
Наша сила, - писал Герцен, - в силе мысли,
в силе правды, в силе слова, в исторической
попутности».
Теория «крестьянского» социализма носила
утопический характер. Позднее на ее основе
была создана народническая идеология.
(См. схему «Теория русского социализма
А.И. Герцена»)
Заключение.
Идеи А.И. Герцена и Н.П. Огарева отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения в условиях падения крепостного права, развивавшихся в России капиталистических отношений. Проповедуя идеи "крестьянского социализма", они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности и передаче всей земли крестьянским общинам.
Анализ теории "крестьянского социализма" показывает , что она представляла собой разновидность утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с движением народных масс.
Жизнь показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Огаревым на общину и некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию крестьянства.
Но, несмотря на свой утопизм, теория «русского социализма» сыграла глубоко революционную роль, ибо была насыщена революционно-демократическим содержанием и выражала революционные стремления крестьян к равенству, к полному уничтожению помещичьей власти и помещичьего землевладения. В ту эпоху, как указывал В. И. Ленин, социализм и демократизм были неразрывны: борьба против крепостничества являлась одновременно и борьбой против всех видов эксплуатации. «Социалистическая» теория Герцена и Огарева была формой, выражавшей прогрессивное требование уничтожить крепостничество и решить аграрный вопрос в пользу крестьян.
Список литературы:
1. История России с древнейших времен до 2000 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2006.
2. Хрестоматия по истории России. Т. 15 Раздел VII. С древнейших времен до XX века. М., 1994.
3. Политология. Основы общей теории: Учебник для вузов /ответственный академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2005. - 912с.
4. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. - 495с.
5. Щукин Ю.М. Философия. М.: ТулГу. 2004. - 560с.
6. Герцен А.И. Соч. Т. 12. М., 1957