Экономическая мысль второй половины 19 века. Крестьянский социализм А. Н. Герцена и Н. П. Огарева

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 17:57, реферат

Краткое описание

Борьба против нее принимает новый характер. С крепостничеством борются не во имя того, чтобы дворянина сменил буржуа, а во имя полной ликвидации всякой эксплуатации. Если раньше освобождение крестьянина от крепостной зависимости было наивысшим требованием и не ставился вопрос о том, кто будет главенствовать в хозяйственной жизни страны. Теперь же выдвигается требование освободить крестьянина не только от крепостной зависимости, но и от всякой другой ее формы, чтобы он был полностью свободным хозяином.

Оглавление

Введение
1.Экономическая мысль второй половины 19 века.
2. Герцен Александр Иванович.
3.Огарев Николай Платонович.
4.Крестьянский социализм Герцена и Огарева.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории экономики и экономических учений.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

Последние годы, после смерти Герцена, Огарев жил в нужде и одиночестве. Умер он 31 мая (12 июня н.с.) 1877 в небольшом английском городе Гринвич. В 1966 останки Огарева были перевезены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище.

4.Крестьянский социализм Герцена и Огарева.

 

Период кризиса крепостничества  характеризуется огромным подъемом общественной мысли в России. Этот подъем выразился, прежде всего, в появлении  и сравнительно широком распространении  идей социализма.

Крестьянский (русский) социализм по мере своего развития все теснее связывался с политической и экономической  борьбой против крепостного права, отражая в этой борьбе интересы крестьянства.

В целом это направление  русской общественно-экономической  мысли прямо связано с идеями декабристов и Радищева, но переход  от дворянской революционности к крестьянской воплотил в себе Александр Иванович Герцен. Он и придал русскому социализму вполне определенный крестьянский характер.

Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарёв оставили обширное литературное наследие, внеся  большой вклад в отечественную  экономическую мысль. Центральное  место в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством. Крепостное право явилось, по словам Герцена, "ошейником рабства" на шее народа, позором русского быта. Герцен и Огарёв с возмущением  разоблачали алчность и паразитизм крепостников. Герцен писал, что "Россия не может сделать ни шага вперёд, пока не уничтожит рабство. Крепостное состояние русского крестьянства —  это рабство всей Российской империи». По словам Герцена, крепостничество обрекло русский народ на "податное состояние, отданное не только на разграбление, но и на сечение помещикам и полиции". Он с особым негодованием писал о торговле людьми, поскольку нельзя быть свободным человеком и иметь крепостных, дворовых людей, "купленных как товар, проданных как стадо".

Критикуя крепостническую  систему, Герцен и Огарёв выдвинули  и обосновали требование её уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили  все свои интересы, на это направили  все усилия.

Существенные изменения  претерпела аграрная программа Герцена  и Огарёва. Обнародованный в середине 50-х годов на страницах "Полярной звезды" её первоначальный вариант  исходил из уничтожения крепостного  права и наделения крестьян землёй. Однако он не включал требований об уничтожении помещичьей собственности  на землю и передачи всей земли  крестьянам. Предполагалась передача только общинных земель. В дальнейшем после реформы 1861 г., аграрная программа  Герцена и Огарёва включила требования полной ликвидации помещичьей собственности  на землю и передачи всей земли  в собственность крестьян. Герцен и Огарёв выступили с резкой критикой "Положения 19 февраля 1861г».

Герцен выступил как основоположник теории "русского крестьянского  социализма". Её разделял и Огарёв. Они исходили из ошибочного представления  о том, что после падения крепостного  права Россия пойдёт по социалистическому  пути. Их идеалом стал социализм, а  борьба с крепостничеством приобрела  социалистическую окраску. Зародыш  социализма Герцен видел в крестьянской общине. Потеряв веру в победу революции  в Западной Европе после поражения  революции 1848 г., он возлагал свои надежды  на Россию. В 1851 г. в статье "Русский  народ и социализм" Герцен утверждал, что именно русский народ таит в себе основы социализма. По его  мнению, Россия с её крестьянской общиной  ближе к социализму, чем страны Западной Европы.

Под социализмом Герцен имел в виду: 1) право крестьян на землю, 2) общинное землевладение, 3) мирское  самоуправление. Он намечал создание такого общества посредством использования  готовых частичек зародышей социализма, которые, по его мнению, содержала  крестьянская община.

В действительности во взглядах Герцена не было ничего социалистического. Он создал и развивал одну из утопических  теорий.

Антикрепостническая направленность, революционный демократизм отличали теорию "русского крестьянского  социализма" от учения социалистов-утопистов  Запада. "Крестьянский социализм" был тем идеалом, который поднимал на борьбу многих революционеров-разночинцев.  

 

Идеи А.И. Герцена и  Н.П. Огарева отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения  в условиях падения крепостного  права, развивавшихся в России капиталистических  отношений. Проповедуя идеи «крестьянского социализма», они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности  и передаче всей земли крестьянским общинам.

Анализ теории «крестьянского социализма» показывает, что она  представляла собой разновидность  утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с  движением народных масс.

Жизнь показала несостоятельность  данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма  в России опровергло надежды, возлагавшиеся  Герценом и Огаревым на общину и  некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии  противодействовать развитию капитализма  и предотвратить дифференциацию крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.

Создателем теории крестьянского (русского) социализма является сторонник ликвидации крепостного права и самодержавия в России А.И. Герцен . Он был убежден, что сельская община («мир») с ее коллективистской трудовой моралью сможет стать зародышем нового и справедливого общества. Герцен выдвинул формулу: «Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник». По убеждению мыслителя Россия сильно отличалась стала от Запада, т.к. здесь была крестьянская община, в которой все вопросы решались сообща, на мирском сходе, а труд имел совместный характер. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это должно было помочь России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми социальными противоречиями (высокая степень эксплуатации наемного труда, безработица, низкий уровень жизни большой части трудящихся и т.д.). Этой же теории придерживался и Огарев Н.П.  

 
             Но, с другой стороны, индивид, по мнению А.И. Герцена, был подавлен общиной, поглощен ею. Поэтому общину следует «оплодотворить» западной наукой и иными достижениями цивилизации – политической свободой, правовыми нормами. Тогда русский социализм станет, по убеждению А.И. Герцена, соединением «храма науки» с «цехом человечества», т.е. с народными массами. Для создания такого социализма потребуется новый человек, способный своим личным участием творить новые отношения, а не слепо копировать чужой опыт и решения. Насилием можно лишь расчистить место для будущего, но никак невозможно создать новое общество. Для этого необходимо развитое народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри… Наша сила, - писал Герцен, - в силе мысли, в силе правды, в силе слова, в исторической попутности».  
Теория «крестьянского» социализма носила утопический характер. Позднее на ее основе была создана народническая идеология. (См. схему «Теория русского социализма А.И. Герцена»)  
   
  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Идеи А.И. Герцена и Н.П. Огарева отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения в условиях падения крепостного права, развивавшихся в России капиталистических отношений. Проповедуя идеи "крестьянского социализма", они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности и передаче всей земли крестьянским общинам.

Анализ теории "крестьянского социализма" показывает , что она представляла собой разновидность утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с движением народных масс.

Жизнь показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Огаревым на общину и некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию крестьянства.

  Но, несмотря на свой утопизм, теория «русского социализма» сыграла глубоко революционную роль, ибо была насыщена революционно-демократическим содержанием и выражала революционные стремления крестьян к равенству, к полному уничтожению помещичьей власти и помещичьего землевладения. В ту эпоху, как указывал В. И. Ленин, социализм и демократизм были неразрывны: борьба против крепостничества являлась одновременно и борьбой против всех видов эксплуатации. «Социалистическая» теория Герцена и Огарева была формой, выражавшей прогрессивное требование уничтожить крепостничество и решить аграрный вопрос в пользу крестьян. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. История России с  древнейших времен до 2000 г. / Под  ред. Н.И. Павленко. М., 2006.

2. Хрестоматия по истории  России. Т. 15 Раздел VII. С древнейших  времен до XX века. М., 1994.

3. Политология. Основы общей  теории: Учебник для вузов /ответственный  академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2005. - 912с.

4. Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. - М.: Республика, 2005. - 495с.

5. Щукин Ю.М. Философия. М.: ТулГу. 2004. - 560с.

6. Герцен А.И. Соч. Т. 12. М., 1957

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая мысль второй половины 19 века. Крестьянский социализм А. Н. Герцена и Н. П. Огарева