Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:05, реферат
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.
Введение 3
1. Общая характеристика китайской модели экономики. 3
Основные направления экономического развития 4
Факторы и условия экономического роста. 4
Отраслевая структура хозяйства. 5
Положение в мировом хозяйстве. 5
Проблемы экономического развития. 6
2. Результаты экономических реформ в Китае. 7
3. Свободные экономические зоны Китая. 9
«Открытые» города 10
Комплексные зоны 11
Заключение. 12
Литература: 13
Таким образом, в 80-е годы
проводилась перестройка
Была изменена система ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.
В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства -- период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».
С 1997 г. усилился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и средние предприятия могли свободно выбирать форму хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сложился рынок ценных бумаг.
3. Свободные экономические зоны Китая.
Основой преобразований стали:
внедрение многоукладной
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования.
Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ).
Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
Включение обширных национальных регионов.
Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.
Основные цели создания СЭЗ:
-привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
-увеличение экспортной валютной выручки;
-стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
-эффективное использование природных ресурсов;
-стимулирование развития
экономики страны в целом,
-создание "буферов"
в связи с возвращением
-мобилизация финансовых
возможностей китайской
-обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов
На развитие СЭЗ Китая
оказали благоприятное
К началу 2002 г. в Китае
было 6 специальных экономических
зон, более 30 государственных зон
экономического и технического развития,
14 открытых портов, а так же иные
зоны свободной торговли, таможенные
пространства, районы и территории,
имеющие специальный налоговый
и торговый статус. СЭЗ являются
наиболее экономически развитыми регионами
страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на
юго-восточном побережье.
«Открытые» города
В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически - это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
Эти 14 городов, открытых для
мирового рынка и интернационализации
производства не относились к бедствующим
районам с самого начала. Они давали
23% всего промышленного
В открытых районах с льготным
режимом хозяйственной
Приморские «открытые» города
ориентированы на развитие прибрежных
и внутренних регионов Китая. В них
действуют значительные налоговые
льготы (например, подоходный налог
для предприятий высоких
«Открытые» порты получили
значительные свободы в
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.
Комплексные зоны
К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая имеют собственные административные границы и законодательство.
В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии).
В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы - США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднятьэкономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.
Заключение.
По совокупному
Тенденции развития китайской
экономики проявляются в
Китайская модель перехода к рыночной экономике достаточно успешна;
"Реформы в Китае
растянуты во времени,
Китай в течение уже четверти века устойчиво демонстрирует невиданную динамику социально-экономического развития. Валовой внутренний продукт КНР сейчас в 7-8 раз превышает показатели 1980 года!
Необходимо анализировать и творчески применять элементы преобразований, доказавших эффективность в других странах. Вместе с тем Россия должна идти собственным путем, учитывающим исторические традиции, менталитет, социально- экономическую специфику.
Касаясь военно-технического сотрудничества между Россией и Китаем ,то оно ведется на взаимовыгодной основе, являясь важным подспорьем для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, осуществляется строго в рамках международных обязательств России и не направленно против третьих стран.
Конечно, нельзя утверждать, что методы, приведшие Китай к такому бурному и стабильному росту, будут действовать и в России, но, тем не менее, определённый опыт для России из экономики Китая можно извлечь.
Литература:
Интернет: