Экономическая модель Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика китайской модели экономики. 3
Основные направления экономического развития 4
Факторы и условия экономического роста. 4
Отраслевая структура хозяйства. 5
Положение в мировом хозяйстве. 5
Проблемы экономического развития. 6
2. Результаты экономических реформ в Китае. 7
3. Свободные экономические зоны Китая. 9
«Открытые» города 10
Комплексные зоны 11
Заключение. 12
Литература: 13

Файлы: 1 файл

Экономическая модель Китая.docx

— 43.23 Кб (Скачать)

Таким образом, в 80-е годы проводилась перестройка государственного сектора, создавалась система предприятий, ориентированных на принципы коммерческой деятельности. Государство устанавливало  порядок функционирования хозяйствующих  субъектов и требовало соблюдения ими не только корпоративных, но и  общегосударственных интересов, не проводило передачу госпредприятий в частную собственность. Основным направлением реформирования стало  расширение хозяйственной самостоятельности  предприятий и районов без  кардинальных изменений в системе  собственности.      

Была изменена система  ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных  цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.      

В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства -- период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».      

С 1997 г. усилился процесс  разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и средние предприятия  могли свободно выбирать форму хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации  или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сложился рынок ценных бумаг.

 

3. Свободные экономические  зоны Китая.      

Основой преобразований стали: внедрение многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен: твердые государственные, подвижные договорные и свободные  рыночные); переход в деревне к  системе «договорного» подряда; политика «открытых дверей» и  др.      

Составной частью экономических  реформ Китая стала «политика  открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.      

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.      

Главными особенностями  китайских СЭЗ являются:      

Самостоятельное экономическое  развитие на основе принципов рыночного  регулирования.      

Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать  его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.      

Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай  шел практически на любые иностранные  инвестиции в СЭЗ).      

Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.      

Включение обширных национальных регионов.      

Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией  страны.      

Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ.      

Основные цели создания СЭЗ:      

-привлечение иностранного  капитала, передовой техники и   технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;      

-увеличение экспортной  валютной выручки;      

-стимулирование реформы,  предварительная "обкатка"  ее мероприятий;      

-эффективное использование  природных ресурсов;      

-стимулирование развития  экономики страны в целом, передача  передовой зарубежной технологии  и опыта управления во внутренние  районы страны;      

-создание "буферов"  в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);      

-мобилизация финансовых  возможностей китайской эмиграции;       

-обеспечение ускоренного  развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех   типов       

На развитие СЭЗ Китая  оказали благоприятное воздействие  как объективные факторы: дешевизна  и избыток рабочей силы; благоприятное  географическое положение (выход к  морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.      

К началу 2002 г. в Китае  было 6 специальных экономических  зон, более 30 государственных зон  экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый  и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами  страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.  
 

«Открытые»  города      

В 1984 г. было принято решение  об «открытии» 14 городов-портов на побережье  Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически - это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.      

Эти 14 городов, открытых для  мирового рынка и интернационализации  производства не относились к бедствующим  районам с самого начала. Они давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов - 97%, как видно, этот вид СЭЗ  был создан в индустриально развитой полосе Китая.      

В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности размещены технопарки (15), разрабатываются  новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 - 17 млн. на каждый газоны.      

Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них  действуют значительные налоговые  льготы (например, подоходный налог  для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных  инвесторов- 10% и др.).       

 «Открытые» порты получили  значительные свободы в проведении  экономической политики. Им можно,  например, принимать законодательные  акты, регулирующие поток иностранного  капитала, в том числе и части  дополнительных льгот или ограничений  подоходного налога, арендной платы  за землю и т.д.       

 «Открытые» города-порты  дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота  морских портов. Производительность  здесь на 2/3 выше среднекитайского  уровня. 

 

Комплексные зоны       

К комплексным зонам можно  отнести многие СЭЗ. Комплексные  зоны Китая имеют собственные  административные границы и законодательство.       

В апреле 1988г. на острове  Хайнань была создана специальная зона, или зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии).      

В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы - США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.      

Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных инвестиций можно поднятьэкономику страны, но невозможно развивать экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная "большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

По совокупному производственному  потенциалу Китай занимает 7-е место  посла США, Японии, ФРГ, Франции, Италии и Англии. По размеру валютных резервов (150 млрд. $) страна уступает только Японии. КНР лидирует в мировом хозяйстве  по выплавке стали, выпуску цветных  телевизоров, добыче угля, занимает 2-е  место по производству электроэнергии. Сборы зерна за 20 лет возросли почти в 2 раза, производство мяса –  в 6 раз, рыбы и морепродуктов –  в 7 раз.

Тенденции развития китайской  экономики проявляются в следующем: масштабы и структура хозяйства  отдают приоритет импортозамещению и экспортной ориентации экономики. Руководство Китая делает ставку на эволюционные методы реформирования, гибкое балансирование интересов различных групп. Стабильность в обществе поддерживает государственный контроль. Следуя из вышеуказанного можно утверждать, что:

Китайская модель перехода к рыночной экономике достаточно успешна;

"Реформы в Китае  растянуты во времени, социально  ориентированы и направлены на  строительство "социализма с  китайской спецификой»;

Китай в течение уже  четверти века устойчиво демонстрирует  невиданную динамику социально-экономического развития. Валовой внутренний продукт  КНР сейчас в 7-8 раз превышает  показатели 1980 года!

Необходимо анализировать  и творчески применять элементы преобразований, доказавших эффективность  в других странах. Вместе с тем  Россия должна идти собственным путем, учитывающим исторические традиции, менталитет, социально- экономическую  специфику.

Касаясь военно-технического сотрудничества между Россией и  Китаем ,то оно ведется на взаимовыгодной основе, являясь важным подспорьем для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса, осуществляется строго в рамках международных обязательств России и не направленно против третьих стран.

Конечно, нельзя утверждать, что методы, приведшие Китай к  такому бурному и стабильному  росту, будут действовать и в  России, но, тем не менее, определённый опыт для России из экономики Китая  можно извлечь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. «Тайна китайского экономического чуда». Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики от 25.01.2002 г.
  2. Кудрев В.М. Мир экономики. – М., 2000г.
  3. Мировая экономика: Краткий курс лекций./под ред. В.П.Воронина. – М.: Юрайт-М, 2001.
  4. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М., 1999г.

Интернет:

  1. http://www.e-xecutive.ru/print/publications/aspects/article_2623.html
  2. http://www.hse.ru/news/echo_msk/20000615.html
  3. http://www.znanie-sila.ru/online/issue2print_1421.html
  4. http://www.russian.people.com.cn/31521/3243619.html

 


Информация о работе Экономическая модель Китая