Экономическая эффективность: концептуальные подходы и практические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями исследования данной темы являются:
1. Получить необходимые знания, раскрыв суть вышеупомянутых разделов;
2. Рассмотреть и оценить эффективность национальной экономики РБ, а именно: рассмотреть систему показателей эффективности национальной экономики, оценить национальную конкурентоспособность страны и динамику показателей эффективности;
3. Увидеть и проанализировать основные проблемы;
4. Сделать соответствующие выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ …………….…
1.1. Ресурсный подход к эффективности ……………………………….……
1.2. Эффективность и концепция экономического роста…………………..
1.3. Эффективность и концепция устойчивого развития …………..............
1.4. Система показателей эффективности на микро - и макроуровнях …
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ………………………………….…………….
2.1. Система показателей эффективности национальной экономики Республики Беларусь …………………………………………………………
2.2. Оценка национальной конкурентоспособности страны ………………
2.3. Оценка динамики показателей эффективности ……………………......
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………….…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….………

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика Лена.doc

— 679.50 Кб (Скачать)
     ВОП как оценочный показатель  в  настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем  продукции не выражал реального  содержания, так как в его составе  допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так  промежуточный продукт.
     Конечный  продукт – это товары и услуги, которые выходят за пределы производства и покупаются для конечного пользования.
     Промежуточный продукт – товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.
     Для определения объема производства продукта и экономического роста в целом в теории и  практике хозяйствования используется в настоящее время такие обобщающие синтетические показатели из числа «валовой продукт», как ВНП и ВВП, а также национальный доход (НД).
     Выбор именно этих показателей объясняется тем, что они исключают повторный счет и потому наиболее точны, рассчитываются в неизменных (сопоставимых) и текущих ценах, отражают различные стадии воспроизводственного процесса: распределение, потребление и накопление, а также дают возможность показать отраслевую, территориальную и воспроизводственную структуры экономики.
     Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость все произведенной  конечной продукции и услуг в  экономике за год. При подсчетах  ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП.
     Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц – и в производственной сфере и сфере услуг.
     Исключить повторный счет при расчете ВНП  позволяет показатель добавленная  стоимость,  который представляет собой рыночную выручку предприятия  за проданную продукцию за вычетом стоимости потребленных в процессе производства сырья, материалов, купленных у поставщиков.
     Добавленная стоимость представляет собой рыночную выручку предприятия за проданную  продукцию за вычетом стоимости  потребления в процессе производства сырья, материалов, энергии (оборотных средств), купленных у поставщиков.

     Валовый внутренний продукт. ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует ДС всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.

     В РБ удельный вес в ВВП добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в первом квартале 2011 г. составил 29,3%; торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,9%; строительства – 8,3%; транспорта и связи – 8,1%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3,5%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 3,5%; гостиниц и ресторанов – 1,6% и горнодобывающей промышленности – 0,7%. Доля чистых налогов на продукты (т.е. за минусом субсидий) в структуре ВВП Беларуси составила 11,3%.

     Структура ВВП Беларуси в региональном разрезе  в первом квартале 2011 г. выглядит следующим  образом: Минск (26,8%), Минская область (13,8%), Гомельская (11,1%), Брестская (9,4%), Витебская (8%), Гродненская (7,5%) и Могилевская  область (7,2%). Доля нераспределенной части в структуре ВВП составила 16,2%.

     При этом наиболее высокие темпы роста  валового регионального продукта в  январе-марте 2011 г. зафиксированы в  Минске (+14,9%), Минской области (+10,8%) и  Гомельской области (+10,5%). Далее следуют: Брестская область (+9,9%), Могилевская (+9,5%), Витебская (+9,2%) и Гродненская область (+8,7%). (По данным Национального статистического комитета РБ).

     Национальный  доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.

     Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента): 

     НД = L + P + R 

       Национальный доход меньше ВНП  на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя.

       Наряду с этими основными в  практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:

     Чистый  национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;

     Личный  доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;

     Реальный  доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Оценка национальной конкурентоспособности страны 

     Проблема  конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.

     Беларусь  придает конкурентоспособности  своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

     Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.

     В Республике Беларусь разработана и  реализуется Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

     Как отмечается в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, для экономики переходного  периода принципиальное значение имеет  выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

     Национальная  конкурентоспособность — это  способность страны производить  и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.

     К основным конкурентным преимуществам  Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

     Повышение международной конкурентоспособности  белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет:

     — совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями  прироста валютной выручки на закупку  новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;

     — привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;

     — развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в  реализации транснациональных проектов;

     — развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг;

     — упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных  организаций, в том числе порядка  таможенного оформления грузов на пограничных  пропускных пунктах и электронного обмена данными;

     — улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника;

     — обеспечения соответствия белорусской  экспортной продукции международным  стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002;

     — развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в  мире, установления требований к ее потребительским и экологическим  характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;

     — создания дополнительных условий для  стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих  технических идей и решений, наукоемких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках льготного кредитования проектов за счет средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.; проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на предприятиях;

     — обеспечения правовой защиты технических  решений и патентной чистоты  объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок.

     Среди факторов, сдерживающих экономическое  развитие и повышение конкурентоспособности, необходимо назвать изношенность производственных фондов, устаревшие технологии, низкий уровень менеджмента, высокую налоговую  нагрузку, отсутствие конкурентной среды, несовершенство нормативно-правовой базы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Оценка динамики  показателей эффективности 

     Валовой внутренний продукт

     Высокие темпы развития экономики в начале года позволили обеспечить прирост  ВВП по итогам 2011 г. на 5,3%, а также прирост валового регионального продукта во всех регионах страны. При этом в г.Минске значение данного показателя сложилось выше прогнозного, составив 114,3%.

     Рисунок 2.1 – ВВП в % к соответствующему периоду предыдущего года

     Как на формирование структуры, так и на динамику ВВП определяющее влияние в текущем году оказывает внутренний рынок страны. В основе замедления лежат факторы сокращения элементов внутреннего спроса – объемов розничного товарооборота, доходов населения и инвестиций в основной капитал.

Информация о работе Экономическая эффективность: концептуальные подходы и практические аспекты