Эффект Гиффенна

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение понятий спроса и эластичности, рассмотрение эффекта Гиффена в теории и на практике.
Задачи данной курсовой работы заключаются в том, чтобы:
- дать характеристику понятиям спроса и эластичности;
- описать эффект дохода и эффект замещения;
- проанализировать «парадокс» Гиффена в теории и на практике;
- рассмотреть действие эффекта Гиффена в современной рыночной экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… ..3-4
ГЛАВА I.СПРОС И ЭЛАСТИЧНОСТЬ, КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
1.1Понятие спроса и эластичности…………………………………….5-11
1.2 Эффект дохода и эффект замещения………………………….. 12-13
ГЛАВА II.ЭФФЕКТ ГИФФЕНА В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
2.1 Парадокс Гиффена – не «парадокс» в рыночной экономике…..14-17
2.2 Теоретическое доказательство эффекта Гиффена……………...17-21
2.3Эффект Гиффена в современной рыночной экономике………...21-23
Заключение…………………………………………………………………...24-26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Товар Гиффена.docx

— 99.64 Кб (Скачать)

                               Эффект Гиффена в Санкт-Петербурге

Исходя из статистических данных об изменении оптовых цен  за 1999 г., была выявлена зависимость цены от момента времени года. При этом за начальную точку отсчета принимается 1 января, а в качестве конечного момента времени берется 31 декабря.

Прогноз цены на 1 кг колбасы на 1 марта 2000 года - 44.81 руб/кг. Однако администрация фирмы-производителя, в экспериментальных целях приняла решение 1 марта 2000 года снизить цены до 39.1 руб/кг. Эксперимент привел к росту потребления – вместо закупок по 982.548 кг/сут у фирмы стали закупать по 1267.51 кг/сут. Однако, несмотря на возросшее в связи со снижением цены потребление, экономистами фирмы-производителя было вычислено, что, несмотря на рост потребления, снижение оптовой цены до 39.1 руб/кг экономически не выгодно для производителя. Поэтому, 13 апреля 2000 года оптовые цены были вновь возвращены к 43.2 руб/кг. Последнее привело к падению потребления с 1267.51 кг/сут до 1194.88 кг/сут. Однако, вследствие того, что при цене 43.2  руб/кг в начале 2000 года потребление было  982.548 кг/сут, администрация фирмы сочла результат повышения цены положительным и 11 мая 2000 года снова повысила оптовую цену  до 45.0 руб/кг, то есть на 4.2 %. Очередное повышение цены вызвало рост потребления  до 1361.80 кг/сут.

Прогноз цены на 11 мая, - 46.65 руб/кг, то есть лишь на 3,5 % отличается от действительной – 45,0 руб/кг. Полученный результат, а  также наличие общеизвестной  информации об уровне инфляции в России в 2000 году дает основание предположению  о дальнейшем росте цены на колбасу  в 2000 году.

Решением администрации  фирмы-производителя 22 мая цена вновь  была поднята до 45.24 руб/кг. Прогноз  цены на 22 мая составил 45,52 руб/кг.

За исследуемый временной  период обнаружен рост потребления  с увеличением цены за килограмм  продукции говорит о наличии  в ценообразовании  в исследуемый  период года эффекта Гиффена: колбаса  в Санкт-Петербурге стала товаром  Гиффена 

Результаты анализа статистических данных  цен на колбасу в 1999 - 2000 гг. в Санкт-Петербурге и соответствующих  им объемов потребления показали, что до 22.05.2000 г. колбаса в Санкт-Петербурге являлась товаром Гиффена. С июня 2000 г. она перестала проявляться как товар Гиффена – функция спроса приобрела известную закономерность: чем выше цена, тем ниже спрос.

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, о том, что ценовой ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товаров и услуг. Любой предприниматель, поставляя товар на рынок, прежде всего, сталкивается с проблемой спроса на данный товар. Спрос определяется желанием потребителей приобрести какой-то товар. Но определять спрос в экономике только на основе желаний покупателей практически невозможно и чревато серьезными ошибками. Кроме желания купить что – либо, надо располагать возможностью купить, а для этого необходимо иметь определенную сумму денег.

Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого  товара или услуги, называется ценовой эластичностью спроса. Ценовая эластичность спроса показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.

Конфигурация  кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон. Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910).


Товар Гиффена - это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.  Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот - при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. До сих пор нет единого ответа на вопрос - товар Гиффена – это теоретическая модель или реальность?

 

 

 

                                  Список литературы

  1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория- М:.Омега - Л, 2007 -732 с.
  2. Борисова, Е.ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Е.Ф. Борисов. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 256 с.
  3. Винер Дж. Концепция полезности в теории цености и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса. – Спб.:2005. - с.78 -116.
  4. Гальперин В.М Микроэкономика./ Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И - Спб.: Экономическая школа, 2006. Т.1. - С. 43-44
  5. Экономическая теория. Микроэкономика – 1, 2: Учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К°, 2007.
  6. Иохин, В.Я. Экономическая теория  – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.
  7. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. для вузов / В.Д. Камаев, М.В. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М.: Корус, 2007. – 384 с.
  8. Корниенко, О.В. Экономическая теория: Учебное пособие / О.В. Корниенко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 410 с.
  9. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 2007.Т.1. с. 201.
  10. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2005. – 442 с.
  11. Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учеб. для вузов / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и К°, 2008. – 724 с.
  12. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  13. Светуньков С.Г http://www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/index.htm
  14. Под редакцией Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Курс экономической теории,-Киров:АСА, 2005  -830 с.
  15. Информация взята из статьи «Пермский хлебный рынок: кусок пирога или дырка от бублика?» опубликованной на сайте alpha.perm.ru

 

 

 

 

 

 

1 Под редакцией Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Курс экономической теории,-Киров:АСА, 2005 -830 с.

2 Под редакцией Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Курс экономической теории,-Киров:АСА, 2005 -830 с.

3 Баликоев, В.З. Общая экономическая теория- М:.Омега – Л, 2007 – 732 с.

4 Под редакцией Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Курс экономической теории,-Киров:АСА, 2005 -830 с.

5 Под редакцией Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. Курс экономической теории,-Киров:АСА, 2005 -830 с.

6 Нормальные товары- это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя Иохин, В.Я. Экономическая теория  – М.: Экономистъ, 2006. – 861 с.

7 Гальперин В.М Микроэкономика./ Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И - Спб.: Экономическая школа, 2006. Т.1. - С. 43-44

8 Светуньков С.Г http://www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/index.htm

9 Винер Дж. Концепция полезности в теории цености и ее критики // Теория потребительского поведения и спроса. - Спб.: Экономическая школа, 2005. - с.78 -116.

10 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 2007.Т.1. с. 201.

11 См., напр., Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 2006.

12 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 2007.Т.1. с. 201.

13  Информация взята из статьи «Пермский хлебный рынок: кусок пирога или дырка от бублика?» опубликованной на сайте alpha.perm.ru

 


Информация о работе Эффект Гиффенна