Измерение бедности
в РФ
Оценка социальных
явлений предполагает их измерение,
но всякое социальное измерение
всегда относительно, поэтому реальная
политика, как правило, пытается
по - разному подойти к любому
измерению социального параметра
вообще и бедности в особенности.
В мировой практике
выделяют три основные концепции
измерения бедности:
• абсолютная
бедность, которая основана на
сопоставлении реальных доходов
населения установленному минимуму
средств существования;
• относительная
бедность, для ее определения
используется метод медианы, она
определяется через сопоставление
доходов населения с определенной
долей “серединного” дохода, при
этом черта бедности всегда
находится на одном и том
же расстоянии от медианы, статистически
характеризующей достигнутый в
стране “жизненный стандарт;
• субъективная
бедность, базирующаяся на оценках
собственного положения людьми,
которые руководствуются выбранными
ими самими стандартами, не
связанными с какими-либо абсолютными
стандартами или средним показателем
по стране.
Решение вопроса
об использовании той или иной
концепции измерения бедности
зависит от цели оценки, а также
от реальных экономических возможностей
страны.
В России используется
абсолютная концепция измерения
бедности. Для измерения абсолютного
уровня бедности в качестве
критерия статистические службы
используют социальные нормативы,
разработанные и утвержденные
правительственными и законодательными
органами.
В качестве
черты бедности в РФ используется
прожиточный минимум, который
относится к числу наиболее
важных социальных нормативов. Он
представляет собой показатель
объема и структуры потребления
важнейших материальных благ
и услуг на минимально допустимом
уровне, необходимом для поддержания
активного физического состояния
взрослых, социального и физического
развития детей и подростков.
В России прожиточный минимум
используется:
• для оценки
и анализа уровня жизни населения
при разработке и реализации
социальной политики;
• для обоснования
минимальных государственных социально-трудовых
гарантий;
• для оказания
государственной социальной помощи
малообеспеченным гражданам;
• при формировании
государственного бюджета;
• в качестве
одного из критерия оценки
бедности.
Расчет прожиточного
минимума осуществляется Министерством
здравоохранения и социального
развития ежеквартально.
Состав потребительской
корзины, положенной в основу
расчета величины прожиточного
минимума, пересматривается не чаще
одного раза в 3-5 лет. ФЗ РФ
“О потребительской корзине”
был принят в 2005 году.
Так как потребности
населения значительно дифференцируются
в зависимости от его социально-демографических
характеристик, прожиточный минимум
устанавливается не только в
среднем на душу населения,
но и отдельно для населения
в трудоспособном возрасте, пенсионеров
и детей.
Стоимость минимальной
потребительской корзины складывается
из стоимости продовольственной
корзины, стоимости непродовольственной
корзины и стоимости минимального
набора платных услуг.
В международной
практике используются три основных
метода расчета прожиточного
минимума:
• нормативный
– предусматривает формирование состава
потребительской корзины исходя из нормативов
потребления продуктов питания, непродовольственных
товаров и услуг на одного человека;
• статистический
– структуру минимальной потребительской
корзины составляют на основе фактических
затрат по отдельным статьям потребительских
расходов группы населения, признанной
в обществе как наименее обеспеченная
часть населения (например, 10-20% населения
с наименьшими доходами);
• комбинированный
(или нормативно-статистический) – предусматривает
формирование минимальной продовольственной
корзины в соответствии с нормативами
потребления продуктов питания. Стоимость
непродовольственной части (товаров, услуг)
определяется в процентах, как доля затрат
в общей стоимости минимальной потребительской
корзины, на основании фактической структуры
потребительских расходов группы населения,
у которого расходы на питание соответствуют
нормативным.
В РФ используется
нормативный метод расчета прожиточного
минимума, за исключением ряда
позиций: предметы санитарии и
гигиены, услуги культуры и
др., которые определяются в процентах
от общей величины расходов
на непродовольственные товары
и на оплату услуг.
Стоимостная оценка
продовольственной части бюджета
прожиточного минимума определяется
по средним ценам регистрации
на соответствующие товары /услуги-представители
на натуральный набор продуктов
питания (непродовольственных товаров
и услуг). Набор товаров и услуг,
включенных в корзину, должен
быть обязательно согласован
с набором товаров/услуг-представителей,
используемых для расчета индекса
потребительских цен. В России,
где стоимостная оценка проводится
раз в квартал, используются
цены (тарифы) в среднем за квартал
или последний месяц квартала.
Оценка уровня
бедности по основным социально-демографическим
группам домашних хозяйств определяется
на основе данных выборочного
обследования бюджетов домашних
хозяйств, распространенных на генеральную
совокупность, путем соизмерения
располагаемых ресурсов каждого
обследованного домашнего хозяйства
с величиной прожиточного минимума.
При этом величина прожиточного
минимума для домашнего хозяйства
в целом определяется исходя
из состава по сумме соответствующих
величин прожиточного минимума
для различных социально-демографических
групп населения, установленных
в конкретном субъекте РФ, соответствующего
месту проживания домашнего хозяйства.
[142]
Величина прожиточного
минимума, который формируется на
основе потребительской корзины
и принимается ежеквартально,
предназначается для:
• оценки уровня
жизни населения РФ при разработке
и реализации социальной политики
и федеральных социальных программ;
• обоснования
устанавливаемых на федеральном
уровне минимального размера оплаты
труда, а также для определения устанавливаемых
на федеральном уровне размеров стипендий,
пособий и других социальных выплат.
Прожиточный минимум
в субъектах Российской Федерации
предназначается для оценки уровня
жизни населения соответствующего
субъекта РФ при разработке
и реализации региональных социальных
программ; оказания необходимой
государственной социальной помощи
малоимущим гражданам; формирования
бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Численность населения
с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума
[143] на первый квартал 2008г составляла
23,0 млн. чел., что составляло 16, 3 %
населения страны, то на этот
же период 2009г, цифры, соответственно
были: 24.5 млн.чел. и 17, 4%. Если на протяжении
2008 г наблюдалась тенденция к снижению
малоимущих, то в связи с мировым финансовым
кризисом достигнутые успехи были сведены
к нулю.
Одним из предназначений
величины прожиточного минимума
является его сопоставление с
минимальным размером оплаты труда
(МРОТ), как законодательно установленного
минимума, применяемого для регулирования
оплаты труда, а также для определения
размеров пособий по временной нетрудоспособности.
МРОТ впервые максимально приблизился
к величине прожиточного минимума лишь
в январе 2009 года. Доля бедного населения
в общей численности граждан в России
уменьшилась с 29 % в 2000 году до 15 % в 1-м полугодии
2009 года [144].
Основные усилия
российского правительства были
направлены на обеспечение полной
выплаты заработной платы работникам
бюджетных учреждений, стипендий,
а также проведение индексации
денежных пособий в размерах,
превышающих инфляцию, что позволило
сократить число граждан с
денежными доходами ниже прожиточного
минимума. В 2009 году впервые за
последние годы в России произошло
снижение дифференциации населения
по уровню денежных доходов.
Особое внимание уделяется пенсионерам,
которые сейчас составляют наибольший
удельный вес бедного населения.
С 1 января 2010 года началось осуществление
двух социальных программ - введение
социальных доплат по прожиточному
минимуму и так называемая "валоризация"
(разовое увеличение пенсии) прошлых
пенсионных начислений. Последняя
также была в основном адресована
пенсионерам, причем наиболее
бедным. Эта категория пенсионеров,
которая составляет около 36 миллионов
человек, получила прибавку к
пенсии по программе валоризации.
142. Больше чем
бизнес – Джим Коллинз, Уильям
Лазье, изд. Альпина бизнес букс, Москва
2006., перевод с английского стр., 234
143. Материалы статкомитета
СНГ
144. www.gks.ru – Федеральная
служба государственной статистики