Издержки производства и калькулирование себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции – емкая, многообразная и динамичная экономическая категория. Она является важнейшим качественным показателем, который показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства.

Файлы: 1 файл

Тема 7.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

В зависимости от продолжительности  планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и  текущее (краткосрочное) планирование. 

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. 

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. 

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. 

Известный американский специалист Р. Акофф выделяет 4 подхода к планированию в зависимости  от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.

1.Реактивной  подход - план ориентируется на  прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся. Примером является планирование  «от достигнутого», которое было  широко распространено в советской экономике.

При таком подходе исходят из суммарных  потребностей подразделений фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается  стремление подразделений завысить свои потребности, что ведет к снижению общей эффективности деятельности фирмы.

2.Инактивный  подход - фирма плывет по течению  (инертность), существующие внешние  и внутренние условия воспринимаются  как приемлемые (минимум изменений,  приспособление к настоящим условиям). Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рассмотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. Главный принцип - «держать руку на пульсе». В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.

Эти два подхода к планированию присущи большинству бывших государственных предприятий. Вновь созданные фирмы чаще используют другие подходы к планированию.

3.Преактивный  (упреждающий) подход - ориентирован  на будущие изменения, на поиск  оптимальных решений в условиях  изменений. Цели таких фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху - вниз: на верхнем уровне делается прогноз, разрабатывается стратегия и определяются цели следующих уровней управления.

4.Интерактивное  (адаптивное) планирование предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать, поэтому главной целью планирования при таком подходе является проектирование будущего. Речь идет о взаимодействии фирмы с внешней средой: не просто ее адаптация к будущим изменениям, а и целенаправленное воздействие на эти изменения. Интерактивное планирование основано на принципе участия и мобилизации способностей всех работников фирмы.

Критики интерактивного планирования отмечают, что фирма не может полностью  контролировать свое будущее, поэтому речь должна идти скорее об адаптации фирмы к изменению условий внешней среды.

К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим  факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

1. Нормативный основан на испоьзовании прогрессивных норм расхода ресурсов.

Суть нормативного метода заключается  в том, что на предприятии в  процессе планирования применяется  целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы  использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

2. Балансовый – целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов.

При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

- материальные (балансы топлива,  электроэнергии, оборудования, строительных  материалов и т. д.);

- трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

- финансовые (баланс денежных доходов  и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

- комплексные (баланс производственной  мощности).

К числу балансовых методов относится  бюджетирование.

3. Метод планирования  по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

- технические (внедрение новой  техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

- совершенствование организации  производства и труда;

- изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента  выпускаемой продукции;

- рыночные (инфляция);

- особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона. 

 

4. Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

5. Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

6. Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

7. Программно-целевые  методы – методы. При которых цели плана увязываются с ресурсами при помощи программ. Этот метод использует аппарат теории графов. Строятся дерево целей и дерево ресурсов.врезультате расчетов по ним выявляются ключевые программы, на которые нужно направлять наибольшие силы и средства.

8. Экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

Сущность их состоит в том, что  они позволяют с меньшими затратами  времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между  сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.

Наиболее распространены в современных  условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов, методы экстраполяции и интерполяции и др.

Экстраполяция означает, что выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий  период. Интерполяции – предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

Планы предприятия включают следующие  основные разделы:

1)  маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;

2)  производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;

3)  план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;

4)  план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;

5)  план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 

6)  план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

7)  план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;

8)  финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;

9)  план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;

10)  план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

Показатели, применяемые в планирования и, подразделяются: 

-  по экономическому содержанию - на натуральные, трудовые и стоимостные; 

-  по экономическому назначению - на количественные и качественные (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость); 

-  по способу характеристики предмета - абсолютные (прибыль) и относительные (рентабельность). 

По содержанию, характеру задач  и способам их решения выделяется технико-экономическое и оперативно-производственное планирование.

Технико-экономическое  планирование определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия в части основных направлений развития, объемов производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов. Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного планирования, которое заключается в календарной увязке производственного процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки.

Оперативное планирование (детальная  разработка планов) соединяет:

1) Календарное планирование, включающее  детализацию текущего плана предприятия  и доведение заданий до каждого  цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом  составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и  каждый час;

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: 

- сплошной контроль за ходом  производственного процесса и  оперативное устранение неполадок  и сбоев в работе на каждом  рабочем месте;

- организацию доставки на рабочие  места сырья, материалов, заготовок,  инструмента; вывоз готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают также: 

1) межцеховое оперативное планирование, обеспечивает скоординированную  деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций цехов; 

2) внутрицеховое оперативное планирование - осуществляет распределение работ  по участкам и рабочим местам. Основная задача - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

Процесс планирования в целом состоит  из ряда этапов, следующих друг за другом. На первом этапе фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

Информация о работе Издержки производства и калькулирование себестоимости продукции