История возникновения корпораций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:27, реферат

Краткое описание

Понятие корпорации восходит к средневековой Западной Европе, где под влиянием развития торговых связей между различными государствами сформировался вид деятельности, главным образом представляющий собой торговые гильдии - объединяющие ассоциации купцов, стремящихся к продвижению своего товара в чужие страны.

Файлы: 1 файл

история корпорации.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

История возникновения корпораций 
 

  Понятие корпорации восходит к средневековой  Западной Европе, где под влиянием развития торговых связей между различными государствами сформировался вид  деятельности, главным образом представляющий собой торговые гильдии - объединяющие ассоциации купцов, стремящихся к продвижению своего товара в чужие страны.

  Во  многом подобные союзы, не являясь целостными хозяйственными единицами, служили  для организации совместных походов, защиты своего имущества от нападения  разбойников, чему способствовала практика подчинения единым правилам гильдии. Цеховой способ производства пока отставлял в тени общую цель гильдии, выдвигая на первый план интересы входивших в нее участников. Общий капитал у них отсутствовал, но поддержание такого союза было обусловлено внесением каждым членом платежа, сообразного государственной или общественной повинности. При этом гильдия отвечала за долги каждого своего члена в условиях их совместной деятельности.

   Гильдии развивались по трем основным направлениям:

   1) мукомольное корпоративное производство;

   2) крестовые походы и развитие  морской торговли;

   3) корпоративные объединения государственных кредиторов.

  Истоком зарождения прообраза современных  корпораций является Рим, определивший частные формы ведения предпринимательства. Корпорация происходит от латинского выражения "corpus ha-bere", обозначающего права юридической личности.

  Становление корпоративных форм в Риме сопровождали частные корпорации, религиозные  общины и профессиональные союзы  ремесленников. Подобные образования представляли собой не юридические лица, а объединения, напоминающие простые товарищества, где каждый участник обладал долей имущества, самостоятельно выступал в отношениях с третьими лицами. С современными товариществами такую форму роднит то, что дела от имени товарищества мог вести казначей, ответственный перед членами товарищества.

  В дальнейшем происходит усложнение организационных  связей: обособление имущества внутри товарищества и выступление товарищей  от лица фирмы с несением солидарно-субсидиарной ответственности.

  В период XIX-XX вв. под влиянием процессом  бурного развития производства корпоративные  формы изменились: усилились элементы концентрации и централизации капитала, образовались монополистические объединения.

  Крупнейшие  финансовые группы занимали ключевые позиции в отраслях хозяйственной жизни. Государственно-монополистический капитализм приобрел особый размах в период Первой и Второй мировых войн, которые не могли не оставить отпечаток и на корпоративном праве. Интернационализация (адаптация) предпринимательской деятельности, расширение самостоятельности и влияния корпораций приводит к значительному росту объема законодательства о корпорациях. Экономический кризис 20-х годов в США заставляет повысить уровень государственного участия в предпринимательской деятельности: усложняется антимонопольное законодательство, возрастает контроль за трудовой, социальной и экономической политикой корпораций.  

  В настоящее время термин "корпорация" также воспринимается по-разному. В  Швейцарии корпорации - самостоятельный тип юридического лица, в Англии - это само юридическое лицо (единоличная корпорация), в США - включает в себя различные организации. Показательна типология современных корпораций: публичные (государственные и муниципальные органы), квазипубличные (ложность, мнимость) (служащие общим нуждам населения), предпринимательские (преследуют цель получения прибыли) и непредпринимательские (не стремятся к получению прибыли).

  Экономический рост, возрастание роли частного сектора  в экономическом развитии стран, усиление конкуренции в борьбе за получение финансовых ресурсов и воздействия на рынки между различными странами и компаниями привели к значительному разнообразию форм и способов объединения лиц и капиталов для ведения предпринимательской деятельности. Важнейшим фактором в развитии регулирования деятельности корпорации, связанным, в первую очередь с эффективной организацией экономической деятельности, является состояние корпоративного управления в компании.

  Тенденции к корпоратизации наглядно отражаются в стремлении многих государств и корпораций самостоятельно определять выгодные для себя правила корпоративной деятельности. Итогом такой работы стало принятие около 90 кодексов корпоративного управления. К числу таких документов можно отнести. В разных странах кодексы корпоративного поведения имеют различный регулирующий характер.

Тенденции развития корпораций

  Корпорация — это сравнительно новая форма организационных объединений в России, сформированная в ходе массовой приватизации государственных предприятий. За рубежом же термин “корпорация” применяется уже давно и обозначает чаще всего крупный субъект хозяйствования, организованный в форме открытого акционерного общества и имеющий сложную структуру: материнскую компанию, дочерние и внучатые фирмы, зависимые общества. Иными словами, к корпорации относят многоуровневые организации, которые к тому же обладают и многоаспектной сферой деятельности, и многообразием технического и человеческого капитала.

  Крупная корпорация — это весьма инерционная экономическая система, в которой сила накопленных процессов определяет будущую траекторию движения. Это связано с долгосрочным характером основных корпоративных процессов, их значительной инвестиционной составляющей.

Современные тенденции развития корпораций.

   1. Укрупнение  корпораций, повышение их роли  в мировой экономике и научно-техническом  прогрессе. Это отражение всеобщего  тренда экономической интеграции. Как отмечает Ричард Паскаль,  корпорации — это доминирующие социальные институты нашего времени. Сегодня всего 300 крупных корпораций контролируют 25% всех производственных мощностей на земле. Масса создаваемой добавленной стоимости некоторых транснациональных корпораций превышает ВВП отдельных развитых государств. Лидеры мирового хай-тека — именно крупные корпорации, такие как IBM, Sony, Microsoft, Siemens, Intel и Samsung. 
 

   Своеобразный  “корпоративный бум” объясняется  тем, что корпорация обладает несомненными преимуществами перед малым и средним бизнесом, а именно: возможностью экономии на масштабах производства, доступом к дешевым кредитным ресурсам, более широким и диверсифицированным рынком сбыта, возможностями привлекать лучших специалистов и содержать научно-поисковые и опытно-конструкторские подразделения, резервами для проведения рискованных и прорывных работ. В то же время нельзя не отметить и слабые стороны излишнего укрупнения корпораций: возможная потеря гибкости в реакции на потребности рынка; снижение уровня управляемости, возможный рост противоречий между материнской компанией и дочерними структурами, возрастающая сложность гармонизации интересов всех участников бизнес-процесса и т. д.

   2. Усложнение  структуры собственности корпораций, концентрация, переливы и взаимопроникновение капиталов. Тенденция развивается через две основные формы: концентрацию капитала через накопления, расширенное воспроизводство (внутренний, органический рост) и слияния и поглощения компаний (внешний рост). Оба направления успешно используются в современном корпоративном строительстве и формируют его правовую и организационную основу. В России, например, объем слияний и поглощений возрос с $2,7 млрд в 2000 году до $4,9 млрд в 2002-м и $16,8 млрд в 2006-м. Процессы слияний и поглощений приводят к созданию суперкорпораций, которые по своему экономическому измерению сопоставимы с внутренним валовым продуктом целой страны (например Газпром, ЛУКОЙЛ, РАО “ЕЭС”, “Норникель” и др.). Тем самым возникает новый тип сверхмощных мирохозяйственных структур.

  3. Ускорение  внутреннего организационного развития  корпораций, усиление взаимосвязи  темпов и направления роста  бизнеса с качеством менеджмента,  возрастание роли человеческого  капитала. Это связано с обеспечением  выживания в условиях ужесточения конкурентной борьбы. По словам Стивена Макклеллана, компании, развитие которых остановилось, практически идут к банкротству. Любая фирма, которая не успевает адаптироваться к постоянным изменениям, происходящим в отрасли, не выдерживает конкурентной борьбы.

  Многие  компании вводят независимых директоров в свои советы директоров (в частности  для защиты интересов мелких акционеров), привлекают известные международные  консалтинговые и аудиторские фирмы, проводят активную реструктуризацию, освобождаясь от непрофильных и неэффективных активов (“чистка” корпорации). Все это свидетельствует в целом о тенденции к повышению качества корпоративного управления, к возрастанию роли человеческого капитала.

   4. Использование  высокоскоростных информационно-коммуникационных технологий как непременных спутников успешно развивающихся корпораций. Начиная с 80-х годов прошлого века, человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию построения информационного общества. Это разрушило замкнутость корпорации, а следствием стало практически мгновенное распространение новых идей и интеллектуальных наработок. Ужесточение конкурентной борьбы потребовало от корпорации формирования своего информационного пространства, в котором фиксируются все внешние требования и возможности развития. 
 

   В настоящее  время более 50% европейских фирм используют высокоскоростные информационно-коммуникационные технологии и сложный интеллектуальный труд. В США лишь 3% всех работающих занято в сельском хозяйстве, 10% —  в производстве, а остальные — в информационно-интеллектуальной сфере. По образному выражению К. Нордстрема, инфоструктура — электронная нервная система любой компании, и она становится важнее инфраструктуры.

   Достижения  науки и техники в области  информатики позволяют корпорациям своевременно и стратегически реагировать на изменения во внешней среде и наиболее эффективно функционировать в пространстве и во времени. Распространение глобальной информационной системы — Интернета — позволило перевести многие управленческие операции (прежде всего — процесс купли-продажи) в виртуальное измерение.

   5. Регионализация, в частности транснационализация  современных корпораций. Данная  тенденция предполагает географическое  развитие корпоративных организаций,  проникновение их на региональные рынки, которые, как известно, могут различаться емкостью и платежеспособностью клиентов, местными политическими и социальными рисками, разнообразием ресурсных возможностей. Регионализация позволяет корпорациям повысить свою устойчивость и резко увеличить масштаб деятельности, что делает новые организационные образования еще сильнее. Мировыми лидерами в этом процессе стали такие компании, как Intel, IBM, Johnson & Johnson, British Petroleum, British Telecom, Xerox, и другие.

   6. Формирование  новых внешних альянсов и стратегических партнерств. Это позволяет корпорациям быть открытыми системами и тем самым быстро капитализировать свои активы (закрытые же системы, наоборот, рано или поздно приходят к дезорганизации, дезинтеграции и упадку, в них развиваются негативные центробежные тенденции).

   7. Инноватизация  корпоративных организаций. Многие  крупные корпорации создают специальные отделы инновационного развития (службы нововведений, научно-технические центры), подразделения НИОКР (лаборатории и мастерские), прогнозно-аналитические департаменты и “офисы будущего”, развивают системы управления знаниями на основе Интранета и инновационно-маркетинговые бюро, технопарки и агентства по трансфертам технологий и т.п. Кроме того, для инновационного поиска и усиления интеллектуализации принимаемых решений все чаще привлекаются сторонние консультанты, специалисты и эксперты. Некоторые корпорации начинают непосредственно специализироваться на инновационных проектах и их коммерциализации (технологические компании, венчурные фирмы). Другие делают значительное внутреннее смещение к высокотехнологичной индустрии и наукоемким продуктам.

   Таким образом, все семь рассмотренных  основных тенденций имеют стабильный долгосрочный характер и еще долго  будут определять тренды будущего развития экономики.

Информация о работе История возникновения корпораций