История развития МВФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Вначале банк занимался конкретными проектами, и основная часть ресурсов этой компании по-прежнему выделяется на реализацию проектов, однако в настоящее время кредиты предоставляются также в порядке содействия повышению эффективности экономической политики в целом. Такие кредиты на проведение реформ предназначены, в частности, для того, чтобы направить ограниченные ресурсы на наиболее эффективные с точки зрения издержек инвестиции, позволяющие сокращать бюджетный дефицит, сдерживать рост инфляции или укреплять государственные институты. Помогая исправлять подобные искажения, такие бюджетозамещающие кредиты могут способствовать более эффективному использованию ресурсов в развивающихся странах и обеспечению ими долгосрочного экономического роста.

Оглавление

1 История развития МВФ
2 Структура МВФ
3 Особенности деятельности МВФ
4 МВФ и Россия

Файлы: 1 файл

МИРОВ ПЕРЕДЕЛ.docx

— 29.19 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 История развития МВФ

2  Структура МВФ

3 Особенности деятельности МВФ

4 МВФ и Россия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития МВФ

 

МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Вначале банк занимался конкретными  проектами, и основная часть ресурсов этой компании по-прежнему выделяется на реализацию проектов, однако в настоящее  время кредиты предоставляются  также в порядке содействия повышению  эффективности экономической политики в целом. Такие кредиты на проведение реформ предназначены, в частности, для того, чтобы направить ограниченные ресурсы на наиболее эффективные с точки зрения издержек инвестиции, позволяющие сокращать бюджетный дефицит, сдерживать рост инфляции или укреплять государственные институты. Помогая исправлять подобные искажения, такие бюджетозамещающие кредиты могут способствовать более эффективному использованию ресурсов в развивающихся странах и обеспечению ими долгосрочного экономического роста.

В результате глубоких социально-экономических  и политических реформ, имевших целью  переход от централизованно планируемой  экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое  хозяйство, в начале 90-х годов  бывшие социалистические страны, а  также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

В 1999г. (по состоянию на Январь) число  стран – членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих  органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в  Нью-Йорке.

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации  деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия  поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма  специальных прав заимствования (СДР  – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.

Рекордные по объему заимствования  по линии МВФ – 120 млрд.долл.США, пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими реципиентами финансовой помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

Сотрудничество между всемирным  банком и МВФ активизировалось в 2002 финансовом году, Оба учреждения существенно продвинулись в процессе утверждения мер по сокращению долгового  бремени бедных стран с высоким  уровнем задолженности в рамках Инициативы ХИПК. Исполнительные советы утвердили пакеты мер по сокращению задолженности 16 стран и обсудили стратегии сокращения бедности для 29 стран. В контексте сотрудничества каждое из двух учреждений сосредоточило внимание на тех областях деятельности, в которых у него имеются сравнительные преимущества: МВФ отвечает за поддержание диалога с властями стран по вопросам макроэкономической политики и связанным с ними вопросам структурной политики, в то время как всемирный банк выступает инициатором диалога по вопросам социальной и структурной политики.

В августе 2001 года советы банка и  Фонда приняли решение повысить эффективность сотрудничества между  двумя учреждениями в процессе наблюдения за реализацией странами своих программ и выполнения ими условий выделения  финансовых ресурсов. Эта стратегия имеет целью укрепление сотрудничества между двумя учреждениями на всех стадиях цикла разработки и реализации программ путем координации деятельности, начиная с самых первых стадий, четкого разделения обязанностей, назначения учреждения, руководящего деятельностью в конкретной области, и представления полной информации о позициях каждого из двух учреждений в документах, представляемых на рассмотрение советов. Тем не менее, каждое из двух учреждений в конечном итоге отвечает за собственные решения относительно кредитования и за обеспечение сохранности своих ресурсов. В рамках работы над Документами по стратегии сокращения бедности (ПРСП) для стран с низкими выгодами, финансируемой МВФ в рамках Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, банк и Фонд и впредь намерены тесно взаимодействовать, поддерживая реализацию общей стратегии сотрудничества со странами, в то же время уделяя основное внимание тем областям деятельности, за которые они отвечают. Что касается стран со средними выгодами, необходимо будет сотрудничать с ними более гибко, учитывая различия между странами, однако ожидается, что повышение эффективности координации и обмена информации между банком и Фондом принесет существенную пользу процессу развития.

В 2004 фин.г. МВФ одобрил выделение  средств на сумму около 14,5 млрд. СДР (на 14,9 млрд.СДР меньше, чем в 2003 фин.г.), из которых почти 9 млрд.СДР пришлось на долю Аргентины и 4,5 млрд.СДР на долю Бразилии. Также стоит отметить займ Украине в размере 411 млн.СДР.

Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике “помощи для самопомощи”, направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производится лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по займам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.

Жесткая линия МВФ в отношении  проблемных стран получила дальнейшее развитие в инициативе нового первого  заместителя Директора-распорядителя  Фонда Э.Крюгер, которая в конце 2001 г. заявила о бесперспективности предоставления новых займов государствам, неспособным самостоятельно проводить здоровую финансовую политику, и предложила вводить против них процедуру банкротства.

Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с  другими международными финансовыми  организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием  терроризма, а также регулирование  деятельности оффшорных финансовых центров.

 

 

 

 

2 Структура МВФ

 

Высшим руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов, назначенных на 5 лет. В ведение  Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает  решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому  органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием  новых членов, пересмотр квот, изменение  валютных паритетов и др.), Совет  управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному  совету. Совет управляющих принимает  решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим  и политическим) - квалифицированным  большинством (70 или 85% от голосов членов).

Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров для  регулирования контроля за мировой  валютной системой и ее приспособлением  к меняющимся условиям. Но он еще  не создан и его функции выполняет  Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и  постоянно консультирует Совет  управляющих по регулированию платежных  балансов, обеспечению международной  ликвидности, принципам использования  ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и  т.д.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются  странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением  принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз  в два года. Заседания Исполнительного  совета проходят несколько раз в  неделю под председательством директора-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.   
Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. 
   В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами  производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций  МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных  валютно-финансовых отношений

 

 

 

 

 

 

3 Особенности деятельности МВФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 МВФ и Россия

Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. В ходе переговоров о вступлении России в МВФ обсуждалось предоставление ей квоты в 4%, но было не ясно, рассматривать  ли товарообмен России с другими  бывшими республиками СССР как ее внешнюю торговлю или нет. В соглашении была зафиксирована квота в 3% (6,8 млрд. дол.). Россия обязана внести средства в твердой валюте в размере 136,6 млн. дол. в течение 10 лет.

Программа международной финансовой помощи России и другим странам бывшего СССР от МВФ оценивается в 24 млрд. дол.

Вступление в МВФ позволяет  России пользоваться значительными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществлению экономических реформ и восстановлению равновесия торгового и платежного балансов. Россия по ныне действующим нормам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов определяются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной экономической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин.

В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитов МВФ на сумму, близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством, ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кредитов поддержки и составило основу сотрудничества с МВФ на будущее.

МВФ считает определяющими следующие  реформы в России: резкое снижение уровня инфляции (с 17 до 1% в месяц), ужесточение кредитно-денежной политики, замедление прироста денежной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упразднение основной массы налоговых льгот, перераспределение налогового бремени на топливно-энергетический комплекс, либерализация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земельной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.

По кредитному соглашению Россия приняла  на себя следующие обязательства:

- Центральный банк России поддерживает ставку рефинансирования на уровне, привязанном к ставке межбанковских кредитов;

- бюджетное кредитование производства  правительством ведется в максимально ограниченном масштабе и по рыночным ставкам;

- осуществляется поквартальный  и ежемесячный контроль за дефицитом консолидированного госбюджета, устанавливаются его квартальные предельные значения;

- развиваются региональные рынки  государственных ценных бумаг, проводится мобилизация сбережений, в том числе населения;

- начинаются консультации по  поводу обязательств, предусмотренных в статье VIII Устава МВФ, т.е. о введении свободной обратимости рубля по текущим операциям;

- валютные резервы будут удерживаться  на достаточно высоком уровне и составят на конец финансового года не менее 11 млрд. дол.;

Информация о работе История развития МВФ