История экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Разгром советскими войсками в августе 1945 г. японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии, капитуляция Японии, передача трофейного японского оружия Народно-освободительной армии Китая создали благоприятные условия для завершения народной революции в Китае. В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Советское правительство, установило дипломатические отношения с КНР и оказало ей финансовую, экономическую и иную помощь в становлении народного государства.
После завершения Второй мировой войны в Китае сложилась интересная ситуация, когда за власть начали борьбу две влиятельные силы: гоминдан и компартия Китая. Эта борьба между ними продолжительная уже на протяжении 20 лет, и лишь японская оккупация заставила их временно объединиться против общего врага, После войны борьба разгорелась с новой силой. За гоминданом и КПК стояли большие государства - США и СССР, которые предоставляли своим друзьям всяческую помощь: поставляли вооружение, боеприпасы, продовольствие, присылали инструкторов, учили руководящие кадры и т.д. Партия гоминьдан сложилась на основе движения Тунмэнхуэй еще в 1912 г. и восприняла его основные программные установки.

Оглавление

1. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны:
2. Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции»:
3. Современный этап социально-экономического развития Китая
Список литературы

Файлы: 1 файл

История экономикиКонтрольная.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Особенно сильная засуха была в 1960 г., она поразила северные провинции. Засуха наложилась на перегибы коллективизации и на последствия  экспериментов по уничтожению воробьёв. Огромное количество людей вымерло от голода в самой плодородной провинции Сычуань. При этом официальная статистика опять мало соответствовала реальному положению дел, так как урожай конфисковывался у крестьян для заполнения государственных хранилищ в соответствии с планом (что вошло в статистические данные), а крестьянам почти ничего не оставалось для пропитания, гибель от голода приобрела массовый характер.

В январе 1961 года состоялся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить  политику Большого скачка в сельском хозяйстве и принял чрезвычайные меры по закупке зерна в Канаде и Австралии.

Большой скачок вылился  в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически  всё население, приближающееся по численности  к миллиарду человек.

После провала «Большого скачка» позиции Мао в стране сильно пошатнулись. Поэтому в ходе «культурной революции» Мао Цзэдун ставил перед собой две главные задачи, обе из которых сводились к укреплению его лидирующего места на политической арене КНР: уничтожить оппозицию, у которой начали появляться мысли о реформах экономики с частичным внедрением в неё рыночных механизмов, и, в то же время, занять чем-то бедствующие народные массы. Свалив всю вину за провал «Большого скачка» на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов (ревизионистский СССР во главе с Хрущёвым), Мао убивал двух зайцев сразу: и убирал конкурентов, и давал выход народному недовольству.

В 19б0-е гг., когда на первые роли в партии вышли умеренные  прагматики, китайская экономика  начала мало-помалу выбираться из кризиса. Однако отошедший на время в тень Мао по-прежнему оставался «великим кормчим», и в 1966 г., опираясь на армию и ее командующего Линь Бяо, он предпринял новый переворот - «великую пролетарскую культурную революцию».

Культурная революция  нанесла сокрушительный удар по всем традиционным ценностям и авторитетам - от университетских профессоров до высших партийных лидеров. Главным орудием в руках Мао были «красные охранники» (хунвейбины) из числа учащейся молодежи, которые разъезжали по стране, проводили митинги, демонстрации и беспощадно расправлялись с «классовыми врагами» - представителями интеллигенции, теми, кто имел связи с Западом и неугодными партийцами. Их «революционный» пыл постоянно подогревал председатель Мао, чей красный цитатник печатался миллионными тиражами и стал чем-то вроде китайской библии.

Применение классовой  теории Мао на практике привело к  настоящей «войне всех против всех». Под демагогичные по своей природе, расплывчатые определения классовых  врагов пролетариата, исходившие от Мао, мог попасть любой человек: от обычного крестьянина до высшего партийного работника. Власть, отданная в руки масс, превратилась в элементарное безвластие. Её захватили те, кто был попросту сильнее: группы молодых «бунтарей», которым в конце концов позволили действовать фактически безнаказанно. В связи с этим, показательным является высказывание Линь Бяо, опубликованное в одной из газет хунвейбинов в 1967 году: «… ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — все равно не так уж много. Еще убивали в Нанкине и других местах, но все равно в целом погибло меньше, чем погибает в одной битве… Так что потери минимальны, так что достигнутые успехи максимальны, максимальны… Это великий замысел, гарантирующий наше будущее на сто лет вперед. Хунвейбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».

Культурная и научная  деятельность была практически парализована и остановилась. Были закрыты все  книжные магазины с запретом на продажу  любых книг, кроме одной: цитатника  Мао. Цитатник выпускался во многих вариантах оформления: в одном из них обложка цитатника была выполнена из твердой пластмассы, на которой не оставались следы крови. Такими цитатниками были забиты многие видные деятели партии, когда из их губ «выбивали буржуазный яд».

Охвативший страну хаос усугубился открытой внутрипартийной борьбой в больших и малых городах. Беспорядки достигли такого размаха, что армии было приказано усмирить «красных охранников». В сентябре 1971 г. Линь Бяо был обвинен в заговоре против вождя и попытался бежать, но его самолет разбился в Монголии.

Между тем пора было думать о преемнике вконец одряхлевшего Мао, и в партии развернулась сложная  борьба за власть между прагматиками во главе с премьером Чжоу Эньлаем  и радикальной «бандой четырех», лидером которой была жена вождя Цзян Цин.

Большинство исследователей «культурной революции» сходятся на том, что одной из основных причин развернувшейся в Китае «культурной  революции» была борьба за лидерство  в партии.

С началом «культурной  революции» в Китае началась очередная кампания «самокритики»: партийцы и другие китайцы должны были в письменной форме «покаяться в своих грехах» и ошибках перед партией.

После смерти Чжоу в январе 1976 г. его преемником стал малоизвестный  Хуа Го-фэн, и когда в сентябре того же года умер сам Мао, никто не знал, как развернутся события. Однако месяцем позже Хуа без колебаний арестовал всех членов «банды четырех», и к всеобщему ликованию культурной революции был положен долгожданный конец.

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ

Поворот к реформам в  КНР начался в условиях, когда  вся экономическая система страны оказалась в кризисной ситуации, вызванной экспериментами, которые  проводились с экономикой и обществом в 60-70е гг. Это был период тотального огосударствления экономики, технологического застоя.

Начало политики реформ обычно связывают с решением 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва, который  состоялся в декабре 1978 г. На Пленуме  был сделан вывод о необходимости  перенесения центра тяжести всей работы на осуществление социалистических преобразований. Эта задача нашла отражение в программе "четырех модернизаций": промышленности, сельского хозяйства, образования и вооруженных сил. Главную роль в изменении экономической политики сыграл Дэн Сяопин, видный руководитель КПК. Он начал политику "четырех модернизаций", стал инициатором, "архитектором" экономических реформ.

В КНР начали организовываться экономические исследовательские  центры, была создана специальная  исследовательская группа по вопросам реформы экономической системы, впоследствии преобразованная в Государственный комитет по реформе. В середине 80-х г.г. при Госкомитете был создан Институт по реформе экономической системы, который объединил экономистов-реформаторов и стал по существу "мыслительным" штабом при правительстве Чжао Цзыян (премьера Госсовета КНР). В это время произошли изменения и в системе экономического образования.

Социалистическая собственность  не рассматривалась как исключительно  общественная, допускалось существование  различных форм собственности при социализме, что было обосновано учеными и закреплено в решении ХШ съезда КПК в октябре 1987г. С этого времени частный сектор рассматривался как необходимое и полезное дополнение к обобществленному. На съезде подверглись переоценке и взгляды, согласно которым развитие товарно-денежных отношений создавало "почву для реставрации капитализма".

В начале 80-х гг. был  проявлен большой интерес к советской  экономической мысли и опыту (эпоха  нэпа, экономические воззрения Н, И.Бухарина, попытка реформ 1965 г., реформы 1969 г. в Венгрии и др.). Так, китайские ученые Ян Чэнчуань, Юй Дачжан, изучая опыт нэпа, сделали вывод о том, что "ленинское переосмысление социалистической экономики можно совместить с конкретной практикой экономического строительства в КНР".

В Советском Союзе критически относились к начавшимся реформам в Китае. В лучшем случае их старались не замечать. Ситуация изменилась с начала перестройки, когда советские экономисты стали проявлять к ним интерес. В самом Китае, наоборот, внимательно следили и анализировали советскую перестройку. Однако после событий июня 1989 г. на площади Тяньаньмэнь, когда оппозиция, опираясь на студенческую молодежь, выступила с требованиями активизировать политику реформ и приступить к демократизации общества, китайское руководство дистанцировалось от советского образца перестройки. Китай пошел собственным путем.

С конца 80-х гг. внимание китайских ученых сосредоточено  на экономической мысли Запада. Так, сначала наибольший интерес вызывали идеи Джона Кейнса об особой роли государства в регулировании экономических процессов.

Обращение к той или  иной западной экономической теории определялось приоритетными направлениями  в реформе на разных временных  этапах ее проведения. Так, когда в  центре внимания оказалась проблема собственности, экономическая мысль китайских ученых начала осваивать теорию права собственности лауреата Нобелевской премии Р. Коуза.

В 90-е гг. началось изучение переведенных на китайский язык трудов другого лауреата Нобелевской премии по экономике, Д. Норта, об институциональной эволюции общества. Они могли помочь проанализировать влияние этого процесса в китайском обществе на современные реформы. Данные идеи оказались созвучными концепции "особого пути" развития Китая, недопустимости механического переноса на китайскую почву зарубежных экономических моделей. Повышенный интерес вызвали рассуждения Норма о роли исторического опыта: выбор, сделанный людьми в прошлом, определяет тот выбор, который они могут сделать сейчас.

Практические результаты реформ, которые выглядели убедительно на фоне кризисной ситуации в России, заставили китайских ученых сопоставить исходные принципы, лежащие в основе двух различных моделей перехода к рынку - радикального (Россия и страны Восточной Европы) и постепенного (Китай). В итоге было обнаружено, что многие положения доктрины свободного рынка пригодны для анализа китайской реальности. Большинство китайских ученых в середине 90-х гг. пришли к выводу о том, что китайская модель оказалась эффективнее "шоковой терапии". О. Борох называет имена Шэн Жуана, Линь Ифу и других китайских экономистов, которые придерживаются этих взглядов. Однако в работах западных социологов отразилась мысль и о противоречии между китайской практикой и современными экономическими теориями.

Китай, несмотря на его  гигантские успехи в развитии экономики, - остается для международного сообщества и международного коммунистического движения «вещью в себе». Ситуация в современном Китае, с одной стороны, - это как «свет в окошке» для многих «продвинутых марксистов», а с другой, для тех, кому лепят ярлык «ортодоксов», - она парадоксальным образом напоминает ту, которая предшествовала в 1991 году разрушению КПСС и СССР.

В последние годы в  компартии прошла целенаправленная подготовка к переходу власти от третьего поколения руководителей к «революционерам четвертого поколения».

В основе всех нынешних преобразований в КНР лежит известная теория Дэн Сяопина о строительстве  социализма с китайской спецификой, принятая еще XV съездом КПК в качестве официальной руководящей идеологии партии.

В основе китайских экономических  реформ, начатых Дэн Сяопином, лежат  два выстраданных историей современного Китая принципа:

1) Все реформы должны  проводиться в интересах абсолютного  большинства населения, которое  должно иметь очевидную выгоду  от этого.

2) Для абсолютного  большинства населения цена реформ  должна быть приемлемой.

На новом витке истории  роль локомотива истории перешла  от разрушенного СССР к другим странам. Самая важная из них - современный  Китай. Ему для развития нужна  долгосрочная мирная и стабильная обстановка как в международном плане, так и в прилегающих к Китаю районах. Использует ли он этот шанс, выполнит ли он свое историческое предначертание? Вспомним, как накануне Великой Отечественной войны советское партийно-государственное руководство искало малейший шанс для накопления сил и оттягивало час прямой схватки с фашисткой Германией как авангардом мирового империализма.

А что будет в долговременной перспективе преобладать в задачах, решаемых китайским коммунистами, - на этот вопрос ответ даст только сама история, прежде всего история международного рабочего и коммунистического движения, в котором происходит сложное диалектическое взаимодействие классового и национального аспектов.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. История мировой экономики./Под редакцией Марковой А. Н.-М.:2001.
  2. Китай: традиции и современность.- М.: Наука, 1976.
  3. КНР на путях реформы (теория и практика экономической реформы).-М.: Наука, 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История экономики