Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:33, курс лекций
Аристотелем была выдвинута оригинальная концепция об Экономике и Хрематистике. Все виды хозяйства и деятельности людей от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер – естественной (Экономика) и неестественной (Хрематистика). Экономика представлена земледелием, скотоводством, мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения.
Тема 1. Зарождение экономической науки…………………………………………...3
Тема 2. Меркантилизм…………………………………………………………………5
Тема 3. Физиократы…………………………………………………………………….8
Тема 4. Классическая школа……………………………………………………….....10
Тема 5. Марксизм……………………………………………………………………..14
Тема 6. Историческая школа…………………………………………………………17
Тема 7. Лозаннская школа……………………………………………………………20
Тема 8. Маржинализм. Австрийская школа…………………………………………22
Тема 9. Кембриджская и американская школы……………………………………..24
Тема 10. Институционализм………………………………………………………….26
Тема 11. Теории монополии и конкуренции………………………………………...28
Тема 12. Кейнсианство………………………………………………………………..30
Тема 13. Неоклассический синтез……………………………………………………32
Тема 14. Неолиберализм……………………………………………………………...34
Тема 15. Развитие экономической теории в России………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….38
3. Что представляет собой, по К. Марксу, заработная плата:
а) цена труда;
б) превращенная форма стоимости рабочей силы;
в) цена рабочей силы;
г) стоимость средств существования рабочего;
д) плата за труд.
Тема 6. Историческая школа
1. Сравните аргументацию взглядов на предмет и метод экономической науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.
Немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода экономического исследования, внесли в методологию политической экономии новые позитивные элементы, которые легли в основу методологических особенностей зародившегося благодаря им социально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим трем положениям:
- учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»;
- выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий;
- определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
Первая методологическая особенность исторической школы Германии позволяет раскрыть несостоятельность одной из центральных методических позиций классиков, согласно которой в экономической науке приоритетное значение имеют якобы главным образом экономические законы, факторы и категории и их действие объявляется универсальным и неотвратимым во все времена и для всех народов (государств).
Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на неуниверсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных факторов неэкономического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фактор. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются: национальные особенности и традиции; своеобразие исторического развития нации, ее менталитет; историческая случайность; географические условия страны; особенности национальной культуры, психологии, религии и др. В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков противопоставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя, прежде всего, через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.
2. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможности формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?
В начале XX века возникла “новейшая историческая школа”. Одним из ее основателей явился Макс Вебер. Он в своих работах рассматривал общество как совокупность свободных индивидов, не отводя при этом государству главенствующей роли. Он придерживался мысли, что с развитием капитализма личность все более обособляется от государства. Происходит отчуждение политики от народа и усиление власти бюрократии. Между тем, он считал необходимым регулирующую роль государства при устранении противоречий между индивидуальными и общественными интересами в экономике.
М. Вебер представил свою теорию формирования “духа капитализма”. В своих трудах М. Вебер утверждал, что протестантизм провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни. Под влиянием протестантской этики сложился новый тип делового человека, основными чертами которого стали: предприимчивость, бережливость, умеренность в потреблении, скромность, честность, порядочность. Так формировался “дух капитализма”, то есть уважительное отношение к капиталу, стремление достичь успеха на основе кропотливого труда, а не захвата чужого богатства.
На мой взгляд, в нашей стране еще рано говорить о формировании “духа капитализма” в разрезе трактовки данного вопроса теорией М. Вебера.
На сегодняшний день в России сохраняется тенденция, которая существовала в нашей стране еще с давних времен, т. е. накопление первичного капитала чаще всего имело криминальную основу. Говоря словами Вебера, накопление первичного капитала в России часто происходит не на основе кропотливого труда, а захватом чужого богатства.
3. Историческая школа рассматривает в качестве предмета экономического анализа:
а) сферу производства;
б) сферу производства и сферу обращения;
в) экономические и неэкономические факторы.
Тема 7. Лозаннская школа
1. Проанализируйте, что произойдет в модели Л. Вальраса, если изменятся цены на средства производства.
Математическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным.
В модели Вальраса все экономические субъекты делятся на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей, которые приводят в действие все эти три фактора производства. Экономические отношения между ними Вальрас выразил с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен.
В этой схеме по внутреннему кругу движутся деньги, по внешнему – товары. Таким образом, производство и потребление связано через рынки ресурсов (факторов производства) и потребительских продуктов.
По Вальрасу равновесное состояние рынков означает, что спрос и предложение факторов производства равны, цены на рынке факторов производства и потребительских продуктов стабильны, продажная цена продуктов равна издержкам производства (цене факторов производства).
Если представим, что в данной модели меняется цена на средства производства. Так как цена на средства производства является функцией от предложения факторов производства, то автоматически меняется и предложение данных факторов. Отсюда сразу же изменится спрос на факторы производства, что в общем ведет к полному нарушению равновесия системы.
2. Сформулируйте основные условия достижения социального оптимума В. Парето. Как, на Ваш взгляд, эти условия могут выглядеть для современной России?
В. Парето можно считать маржиналистом “второй волны” и одним из основоположников неоклассической экономической мысли. В своих работах Парето дает характеристику экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение(производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. Парето поставил вопрос о достижении оптимального соблюдения интересов всех сторон в ходе установления рыночного равновесия, так как общий эффект не означает выигрыша для каждого отдельного лица. Полезность у Парето может быть измерена не количественно, а путем сопоставления значимости отдельных благ, их предпочтения. При выборе товаров потребитель не измеряет величины полезности того или иного продукта, а сравнивает полезности благ для себя. На основе потребительских предпочтений сопоставляются затраты и результаты на различных уровнях. Повышение результатов при прежних затратах, не означает, что выиграли все члены общества.
Парето вывел критерий общественной максимальной полезности – “оптимум Парето”. Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека. Парето считал, что оптимальной следует считать такую ситуацию, когда никто не может улучшить свое положение, не ухудшая при этом положение других. Отсюда следует, что нужно искать вариант, при котором увеличение производства одного блага не вызывает снижения производства какого-либо другого блага.
Именно к этому оптимальному соотношению в экономике стремиться сейчас Россия. Но полное достижение такого равновесия практически невозможно.
1. Определите признаки маржинализма и марксизма и внесите их в таблицу:
Маржинализм | Марксизм |
|
|
а) стоимость – категория объективная, в основе ее – затраты труда прошлого и живого;
б) стоимость категория субъективная, зависит от оценки значимости блага для человека;
в) цена регулируется законом стоимости;
г) цена складывается как равновесная спроса и предложения;
д) цена определяется средними издержками производства;
е) цена определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ.
Сформулируйте самостоятельно 2-3 признака и внесите их в таблицу.
В чем суть теоретико-методологических отличий первого и второго этапов «маржинальной революции».
Маржинализм (marginal - предельный) – теория, использующая для объяснения экономических закономерностей предельные величины. Первой маржиналистской теорией была концепция предельной полезности К. Менгера.
Ценность блага зависит не от затрат на производство, а от важности потребности, которую это благо удовлетворяет. Менгер обосновал принцип снижающейся полезности, согласно которому ценность блага определяется как наименьшая полезность, которой обладает последняя единица в данном запасе благ.
В своем фундаментальном труде “Основания политической экономии” Менгер делит экономические блага на порядки и обосновывает принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ. Непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а блага более высокого порядка выступают в качестве средств производства для благ более низкого порядка.
Так, например для производства хлеба (благо первого порядка) необходимо иметь благо второго порядка (вода, топливо). Хлеб не будет произведен в данном случае даже при наличии благ всех остальных порядков (третьего…).
Экономическим благом Менгер считал только то благо, потребность в котором превышает предложение.
Признак | Маржинализм | Марксизм |
Стоимость | Категория субъективная, зависит от оценки значимости данного блага для человека | Категория объективная, в основе ее – затраты труда прошлого и живого |
Цена | Складывается как равновесие спроса и предложения | Регулируется законом стоимости |
Цена | Определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ | Определяется средними издержками производства |
Прибыль (капитал) | Накопленный, неоплаченный труд рабочих | Разница в ценностях настоящих и будущих |