Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:15, доклад
Структурные продукты появились на европейском финансовом рынке в последнее десятилетие XX века, когда началось активное продвижение управляющими компаниями на рынок предложений для частных инвесторов с относительно небольшим капиталом. Следствием роста ориентации рынка финансовых услуг на некрупных частных клиентов стало создание управляющими компаниями новых финансовых инструментов и услуг. В том числе — инструментов, «сконструированных» из нескольких уже существующих и известных.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИИ
Структурные продукты появились на европейском финансовом рынке в последнее десятилетие XX века, когда началось активное продвижение управляющими компаниями на рынок предложений для частных инвесторов с относительно небольшим капиталом. Следствием роста ориентации рынка финансовых услуг на некрупных частных клиентов стало создание управляющими компаниями новых финансовых инструментов и услуг. В том числе — инструментов, «сконструированных» из нескольких уже существующих и известных. В России структурные продукты появились недавно. И сразу же стали привлекать даже очень осторожных вкладчиков, поскольку их продавцы обещают сведение риска потерь практически к нулю.
Структурные продукты - это особый класс инструментов фондового рынка. С помощью комбинации активов с разной степенью риска и доходности можно сконструировать новый инструмент с заданными параметрами.
По своей сути структурный инструмент представляет собой специальный договор между инвестором и инвестиционным институтом, оформленный, как правило, в виде расписки (ноты). Подобный договор может быть стандартным или разработанным инвестиционным институтом специально для конкретного инвестора. Условия выпуска расписки ставят доходы инвестора в зависимость от некоторых условий, которые будут действовать в течение срока обращения расписки. В большинстве случаев доход, который будет получать инвестор от вложенной суммы, индексируется в соответствии с изменением какого-либо признанного индикатора. Таким индикатором могут быть ставка LIBOR, индекс фондового рынка, доходность выбранного финансового инструмента. Возможны и более сложные варианты, когда индикаторов несколько и условия получения дохода изменяются во времени
В целом структурные продукты могут быть разделены по цели своего формирования на два больших класса. Во-первых, это структуры, формируемые инвестиционными институтами по заказу своих клиентов. Как правило, такие продукты возникают при проведении клиентами операций хеджирования собственных рисков, реструктуризации задолженности, дополнительного размещения тех или иных ценных бумаг или заимствования. Они содержат в себе весьма специфические риски, которые относятся непосредственно к компании, чьи активы положены в основу продукта, или к некоторым аспектам бизнеса компании. Однако бумаги такого рода редко становятся объектом интереса индивидуальных инвесторов ввиду обычно высокой номинальной стоимости и наличия некоторых ограничений на их распространение.
Во-вторых, это расписки, выпускаемые инвестиционными банками непосредственно для удовлетворения различных потребностей индивидуальных инвесторов и специализированных финансовых институтов. Эмиссия таких продуктов позволяет решать разные задачи.
Первая - структурирование различных инструментов в расписку позволяет финансовым организациям косвенно вкладывать средства в те активы, которые они не могут приобрести в связи с наличием ограничений, регулирующих их деятельность. Так фонды, имеющие разрешение только на приобретение инструментов с фиксированной доходностью, посредством использования структурных продуктов могут занимать позиции на товарных, фондовых или валютных рынках.
Вторая - структурный продукт предлагает инвестору заранее определенную меру риска, связанную с вложением, решая, таким образом, задачу управления риском на весь срок обращения расписки и позволяя избежать необходимости постоянно управлять позицией и связанных с этим транзакционных издержек. Это качество может быть весьма полезным для частных инвесторов и организаций, чья основная деятельность не связана с операциями на финансовых рынках.
Преимущество структурных (структурированных) продуктов заключается в возможности найти оптимальное соотношение риска и доходности за счет создания сложных продуктов. Например, комбинирования срочных и различных финансовых инструментов. В России все большее число компаний начинает развивать этот сегмент рынка. В условиях снижения доходности по привычным инструментам (ПИФы) структурные продукты становятся все более интересными для частных инвесторов.
Структурные продукты могут предложить инвестору широкий выбор нелинейных профилей доходности. Они могут обеспечивать плечо, гарантировать полностью или частично возврат вложенного капитала. Наиболее гибкий вид структурных продуктов - продукты с использованием производных финансовых инструментов, в частности самых высокорискованных и высокодоходных инструментов - опционов.
Одним из важнейших параметров структурного продукта является отношение изменения результата инвестирования к изменению цены базового актива. Одни структурные продукты обеспечивают инвестору плечо, другие же (продукты с защитой капитала) имеют, как правило, этот показатель меньше единицы. В случае с продуктами с гарантией возврата капитала этот параметр обычно называют коэффициентом участия. Эмитент структурного продукта стремится обеспечить как можно больший коэффициент участия или плечо при определенном уровне риска.
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие структурных продуктов в России, выступает неготовность законодательной базы. В Европе структурные продукты выпускаются преимущественно инвестиционными компаниями и банками в виде нот. В российском законодательстве такой формы финансового продукта не предусмотрено. В настоящий момент эти продукты существуют в России в форме индексированных банковских депозитов. Такая форма представляет собой банковский депозит, ставка по которому зависит от какого-либо базового актива. В соответствии со ст. 837 ГК РФ, "по договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором. Условие договора об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию ничтожно". Таким образом, если инвестором является частное лицо, то оно может аннулировать свой структурный продукт в любой момент времени. Так как частные лица - целевая группа потребителей данной услуги, эта статья ГК РФ порождает проблему хеджирования своих рисков компаниями, выпускающими структурные продукты. Убытки от досрочного закрытия позиции на рынке производных инструментов полностью ложатся на банк или инвестиционную компанию, поскольку проценты по банковскому вкладу до истечения срока отсутствуют. Таким образом, структурный продукт с защитой капитала может гарантировать возврат капитала только по истечении срока инвестирования.
Многие брокеры в последние годы стали активно заниматься "скрещиванием" финансовых инструментов, комбинируя их различные преимущества. Итогом такой "селекционной" работы становятся синтетические продукты, способные привлечь на рынок даже очень осторожных инвесторов. Кризис на американском фондовом рынке вынудил многих индивидуальных инвесторов либо перейти к более консервативным стратегиям, связанным с покупкой облигаций, либо вообще отказаться от инвестиционных операций. В этих условиях понятен рост интереса к финансовым продуктам, способным обеспечить некоторый доход при гарантии полного или частичного возврата первоначально вложенных средств.
Информация о работе Использование структурных продуктов в России