Инвестиционная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:30, реферат

Краткое описание

Инвестиционная политика предприятия представляет собой сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

Файлы: 1 файл

1 часть теория.docx

— 24.65 Кб (Скачать)

1.Инвестиционная политика: содержание и виды

Инвестиционная политика предприятия представляет собой  сложную, взаимосвязанную и взаимообусловленную  совокупность видов деятельности предприятия, направленную на свое дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных  эффектов в результате инвестиционных вложений.

Разработка инвестиционной политики предполагает: определение  долгосрочных целей предприятия, выбор  наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов  в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика выступает как часть реформирования предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:

– на первом этапе определяют необходимость развития предприятия  и экономически выгодные направления  этого развития. Для этого требуется:

•оценить потребительский  спрос на выпускаемую продукцию;

•выявить ожидаемый  спрос на период намеченной инвестиционной политики предприятия;

•сравнить затраты на выпуск продукции с действующими рыночными ценами;

•выявить производственные возможности предприятия на перспективу;

•проанализировать деятельность предприятия за предшествующий период и выявить неиспользованные резервы;

– на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для  реализации выбранных направлений  развития предприятия;

– на третьем этапе  происходит окончательный выбор  экономически выгодного инвестиционного  проекта, планируемого к реализации. Здесь требуется определить:

•стоимость оборудования, строительных материалов, аренды производственной площади, доставки готовой продукции  на рынок сбыта;

•себестоимость заданного  объема производства и единицы продукции, выпускаемой на новом оборудовании;

•постоянные и переменные затраты;

•требующиеся объемы инвестиционных ресурсов;

•размер собственных  и привлеченных средств, необходимых  для реализации проекта;

•показатели эффективности  проекта;

•риски , генерируемые проектом.

Виды инвестиционной политики:

Инвестиционную политику предприятия классифицируют в зависимости  от ее направленности. С этой точки  зрения, выделяют инвестиционную политику, направленную на:

1)        повышение эффективности;

2)                модернизацию            технологического            оборудования, технологических процессов; 

3)                создание новых предприятий; 

4)                внедрение принципиально нового  оборудования и выход на новые  рынки сбыта. 

При   определении   инвестиционной   политики   необходимо учитывать:

а) финансово-экономическое  положение предприятия;

б) состояние рынка  выпускаемой предприятием продукции, объем, качество, цена продукции;

в) технологический уровень  производства предприятия;

г) соотношение собственных  и заемных средств;

д) условия финансирования на рынке капиталов;

ж) условия страхования  и гарантий инвестиций;

з) лизинговые условия.

1.1. Основные направления инвестиционной политики

Инвестиционная политика и структурная перестройка народного  хозяйства республики настоятельно требуют увеличения объемов инвестиций. Осознана необходимость в проведении активной целенаправленной структурной  политики, связанной с возможностями  привлечения инвестиций, создания новых  рабочих мест и обеспечения социально-экономической  стабильности.

Основным инструментом, посредством которого будут направляться инвестиции на эти цели, останутся  республиканские целевые программы. В целях концентрации финансовых ресурсов и достижения эффекта в  кратчайшие сроки количество одновременно реализуемых программ будет сокращаться, а отбор исполнителей, предусмотренных  программами мероприятий, будет  осуществляться на конкурсной (аукционной) основе. В размещении государственных  заказов будет расширяться применение конкурсов и тендеров. Финансирование производственного и социального  развития предприятий республиканского уровня должно осуществляться за счет средств самих предприятий, республиканского бюджета, банковских кредитов, а также  иностранных инвесторов.

Финансирование производственного  и социального развития предприятий, расположенных на территории Республики Карелия, представляющих совместную собственность  Карелии и Российской Федерации, будет осуществляться за счет средств самих предприятий, республиканского и федерального бюджетов, банковских кредитов.

Финансирование производственного  и социального развития предприятий, представляющих федеральную (государственную) собственность, будет осуществляться за счет средств самих предприятий, федерального бюджета, банковских кредитов.

Государственные органы республики в целях усиления воздействия  на размещение и строительство объектов в интересах территории создают  для них режимы наибольшего благоприятствования  с помощью льготного налогообложения, льготного кредитования.

Прямые иностранные  инвестиции, должен привлекаться преимущественно  в качестве источника капитала для  вложений в производство товаров  и услуг, технологий, "ноу-хау", передовых методов управления и  маркетинга. Кроме того, прямые инвестиции обеспечивают наиболее эффективную  интеграцию субъекта Федерации в  мировую экономику благодаря  производственной и научно-технической  кооперации.

Определяющим моментом в повышении управляемости экономическими процессами в республике является решение проблем финансового обеспечения, стимулирование привлекаемых инвестиций.

Ключевые задачи государственной  политики в отношении частных  инвесторов состоят в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность:

создать необходимую законодательную  базу для повышения инвестиционной активности и надежной защиты размещаемых  средств;

снизить инвестиционные риски и тем самым ускорить процесс трансформации накоплений в инвестиции в виде долевого участия, гарантий и развития системы страхования; содействовать мобилизации средств  мелких вкладчиков с обеспечением государственных  гарантий, позволяющим частным инвесторам быть уверенным в возвратности своих  инвестиций.

Значительной поддержкой развитию рыночных отношений в инвестиционной сфере явится также широкое распространение  практики лизинга дорогостоящих  видов техники, позволяющей уменьшить  финансовое бремя инвестиционных расходов для инвесторов-заказчиков и стимулировать  инвестиционный спрос на соответствующую продукцию отечественных и зарубежных производителей. При развитом лизинге первоначальные вложения, необходимые для организации дела, снижаются примерно в четыре раза, что способствует стабилизации производства, прежде всего малых и средних предприятий.

Важным направлением деятельности по привлечению иностранных инвестиций является работа по получению инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и зарубежных стран  под конкретные проекты, имея в виду своевременную подготовку таких  проектов и повышение их эффективности.

В этой связи требуется  реализация нескольких направлений:

решение вопросов с привлечением иностранного капитала на территорию республики как альтернативного  отечественному капиталу, что может  стимулировать снижение процентных ставок отечественных банков или  обеспечить финансовые схемы безинфляционного развития экономики вне зависимости от текущей ставки кредитования;

решение вопросов интеграции рынка ценных бумаг за счет обеспечения  совместимости внутреннего и внешнего рынков; создание на территории республики представительства иностранной ипотечной структуры.

Данные направления  требуют согласованной работы органов  управления, совершенствования законодательной  и нормативно-правовой базы.

 

1.2. Приоритеты инвестиционной политики

Ограниченность финансовых ресурсов Карелии не позволяет проводить  комплексную широкомасштабную структурную  перестройку экономики республики. Поэтому необходим выбор ограниченного  числа приоритетных направлений  из перечня наиболее значимых и эффективных. Поддержка приоритетных направлений  дает возможность стабилизировать  и обеспечить выход экономики  республики из кризиса и заложить основы будущего развития. При этом следует исходить из смешанной модели развития экономики Республики Карелия; ресурсного и технологического, но с преимущественным креном в одну сторону, хотя бы потому, что на одновременный  подъем всех отраслей обоих направлений  не хватит инвестиционных ресурсов. Все  указывает на то, что на ближайшую  перспективу будет преобладать  первое направление. Отбор приоритетных направлений должен базироваться на следующих критериях: значимость, эффективность  проекта, увеличение налоговых поступлений  в бюджет в наиболее короткие сроки, создание новых рабочих мест, максимальное использование местных сырьевых ресурсов, соблюдение условий охраны окружающей среды.

Приоритетные проекты  могут быть осуществлены в первую очередь в следующих отраслях, комплексах республики:

топливно-энергетическое обеспечение. Топливно-энергетическое обеспечение производства - решающее условие реализации каждого из предлагаемых проектов в любой из отраслей народного  хозяйства республики;

машиностроение и металлообработка. Машиностроение и металлообработка является ведущей отраслью промышленности народнохозяйственного комплекса  республики, определяющая научно-технический  прогресс и создающая основу технического перевооружения и модернизации всех отраслей народного хозяйства;

лесопромышленный комплекс. Стабилизация, выход из кризиса экономики  республики связывается с устойчивой работой лесопромышленного комплекса  как основного в экономике  республики.

Принятый Закон Республики Карелия от 27 марта 2000 г. N 402-ЗРК "О  внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия" позволяет активизировать инвестиционную деятельность на территории Республики Карелия путем создания режима инвестиционного благоприятствования  для инвесторов, банковского капитала и страховых организаций вне  зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях  привлечения инвестиций в экономику республики в части:

государственной поддержки  инвестиционной деятельности;

обеспечения стабильности условий инвестирования и защиты прав инвесторов;

режима инвестиционного  благоприятствования;

налоговых льгот инвесторам, банкам, страховым организациям;

ответственности инвесторов.

 

1.3. Амортизация  в инвестиционной политике

В сфере материального  производства амортизация представляет собой финансовую основу не только для обеспечения текущего устойчивого функционирования предприятий, но и для перспективы развития производства.

В 1998 году совместный инвестиционный потенциал промышленных предприятий  и бюджетов, определяемый как сумма  амортизационных отчислений и прибыли  в объеме произведенной продукции, составлял 12,6% от объема промышленной продукции, при доле амортизации  в нем 60%. В 1999 году, при увеличении доли инвестиционного потенциала до 27,4%, доля в нем амортизации составила  только 11%. Учитывая, что прибыль  наиболее подвержена колебаниям цен  на внешнем и внутреннем рынках, принятию решений на федеральном уровне, предприятия рискуют потерять контроль за инвестиционным процессом.

Амортизационная политика стратегически должна быть направлена на ускорение обновления основных фондов, введение новых конкурентоспособных  производств, как основу для обеспечения  конкурентоспособности, производительности труда, роста налоговых поступлений  и на этой основе благосостояния населения  республики.

По состоянию на 1999 год износ основных фондов составляет в среднем по промышленности 48,7%, в отдельных отраслях от 30 до 71%. Проводившаяся  с 1992 года сначала принудительная, а  затем и самостоятельная переоценка основных фондов существенно исказили реальную их стоимостную оценку. Поэтому  сегодня по различным оценкам  стоимость основных фондов действующих  производств составляет от 2,3 до 5,4 млрд. долларов, в среднем 3,85 млрд. долларов. Исходя из среднего износа основных фондов в 49% потребность в инвестициях только для обновления основных фондов оценивается в среднем в 1,9 млрд. долларов.

Учитывая масштаб необходимого обновления основных фондов приоритеты в поддержке конкретных предприятий будут оказываться собственникам, проводящим грамотную стратегическую политику в отношении амортизации. Данные предприятия будут получать поддержку и приоритеты в ослаблении налоговой нагрузки, выделении в первоочередном порядке гарантий за счет средств бюджета развития, содействие в снижении процентных ставок кредитов.

Учитывая сложившиеся  особенности в области амортизации Правительство видит три принципиальных этапа на пути достижения стратегической цели:

первый этап: 2000-2002 годы - возможность пониженной доли амортизационных  отчислений при росте загрузки мощностей, значительном инвестировании (более 50% от прибыли) в развитие собственного производства;

Информация о работе Инвестиционная политика предприятия