Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 00:05, доклад
Я выбрала для своего доклада тему «Интеллектуальный потенциал РФ как фактор перехода Российской экономики на инновационный путь развития», потому что перевод экономики на инновационный путь развития — одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед нашей державой.
ГОУ СПО КОЛЛЕДЖ МАЛОГО БИЗНЕСА №48
ДОКЛАД
НА ТЕМУ
« ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РФ КАК ФАКТОР ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ»
Работу выполнила студентка группы 2У-08
Дворцова Евгения
Руководитель
Сонич Геннадий Фадеевич
Москва, 2010 год.
Актуальность выбранной темы.
Я выбрала для своего доклада
тему «Интеллектуальный потенциал
РФ как фактор перехода Российской экономики
на инновационный путь развития», потому
что перевод экономики на инновационный
путь развития — одна из ключевых задач,
стоящих сегодня перед нашей державой.
Россия не сможет все время опираться
только на ресурсно-сырьевую составляющую
нашей системы хозяйствования. Безопасность
и благополучие нашей страны не должны
зависеть от мировых цен на
нефть, газ и другие виды сырья. Поэтому
наша экономика должна развиваться прежде
всего в направлении внедрения в производство
новейших достижений науки. Она должна
идти по пути создания высокотехнологичной
продукции. Только так Россия сможет обеспечить
себе достойное место в мире.
Чтобы внедрять в производство новейшие достижения науки, необходимо развитие интеллектуального потенциала нации – а это фундаментальная научная проблема, имеющая стратегическое значение для государства. В последние десятилетия стратегическая роль интеллекта выявлена наукой с большой четкостью: показано, что основу процветания современного государства может создавать только экономика, основанная на знаниях; интеллект нации оказывается самым сильным показателем национального дохода и прироста ВВП.
Развитие инновационной сферы было провозглашено на государственном уровне в качестве важнейшей стратегической задачи. Как заявил Президент России на совместном заседании Совета безопасности РФ и Президиума Госсовета: «...инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики...»
Обеспечение интеллектуальной безопасности страны - новая социально-экономическая проблема России.
Интеллектуальный потенциал современной России огромен. Достаточно указать, что только в системе высшей школы нашей страны сегодня насчитывается около 34 тыс. докторов и более 137 тыс. кандидатов наук. Это колоссальный интеллектуальный потенциал, который сегодня практически не используется и поэтому в ближайшие годы может быть утрачен. Страна оказалась перед лицом новой глобальной проблемы, которую следует квалифицировать как проблему обеспечения интеллектуальной безопасности и рассматривать ее как важнейшую составляющую общей проблемы обеспечения национальной безопасности России.
Сложившаяся здесь ситуация не может квалифицироваться иначе, как чрезвычайная. Поэтому и меры по решению данной проблемы должны быть адекватными. При этом, решение должно быть системным, и искать его нужно не только на федеральном и региональном уровнях, но также и в сфере бизнеса. Ведь если время будет упущено, то через 5-7 лет уже никакие организационные меры и финансовые влияния не помогут. Потребуется не одно десятилетие для того, чтобы как-то поправить ситуацию. Однако многие еще существующие сегодня научные школы утратят своих лидеров и прекратят существование.
(По диаграмме): Значительное отставание
промышленных предприятий в
Факторы интенсивности и направления инноваций.
Инновации приносят множество выгод. Но чем определяется интенсивность инноваций?
Инновационная экономика (или экономика знаний, интеллектуальная экономика) — это тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство и не концентрация финансов.
Эффективная система прав собственности на интеллектуальную продукцию – то есть совокупность прав, предоставляемых неким лицам (авторам или другим правообладателям), на нематериальные объекты (авторское право, товарные знаки, патенты и т.д.). Это один из элементов институциональной культуры – ключевой для интенсивности инноваций (так как деятельность в сфере инноваций получает мощный дополнительный импульс в виде материальной заинтересованности).
Другой элемент – культурный контекст – определяет функционирование всех прочих институтов и является главным фактором, обуславливающим направление инноваций (инновации инновациям рознь: одно дело – перенимать элементы культуры и, таким образом, идти на поводу у других стран и иное – создавать инновации в рамках собственной культуры и приобщать к ней других).
Итак, инновации – не просто однозначный инструмент повышения эффективности. Они являются выражением и частью общей культуры, которая может быть своей или заимствованной.
Перспективы второй
экономической революции в
В какой степени инновационные перспективы в развитии России можно связывать с правами собственности на интеллектуальную продукцию? Некоторые признаки зарождения соответствующей системы прав собственности в России имеются. Если в 1990-е годы практически весь рынок таких товаров, как программное обеспечение, кино или музыка, был пиратским, то теперь все чаще потребители выбирают лицензионные продукты.
Однако эти тенденции пока недостаточно масштабны. основная масса коммерческой продукции по-прежнему распродается пиратами. Распространение Интернета также весьма уменьшает отдачу от творческой деятельности для самих ее производителей. Да и вообще позитивные явления в области прав собственности происходят только в столице и крупных мегаполисах, оставляя большую часть регионов не затронутой.
Едва ли можно надеяться на возникновение прав собственности на интеллектуальную продукцию в условиях, когда не защищены элементарные права и свободы человека. На территории большей части России царит правовой нигилизм, право грубой силы, основанной на «связях» с людьми, облеченными властью.
Пути решения.
Необходимо достаточно четко разграничивать существующие проблемы во времени и в пространстве. Безусловно, существует долгосрочная проблема размывания того научного и образовательного потенциала, который достался России в наследство от СССР. Однако если уже в ближайшем будущем не появится реальный спрос на этот потенциал, любые меры по его поддержанию и тем более воспроизводству не будут иметь эффекта – это будет лишь очередное закапывание в землю бюджетных денег.
Наиболее очевидное, лежащее на поверхности решение – это стимулирование спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения.
Для стимулирования внутреннего спроса на отечественную «высокоинтеллектуальную» продукцию чиновники предлагают ввести меры принуждения производственного сектора экономики использовать российские инновации, что, по их мнению, можно сделать при помощи таких инструментов, как техрегулирование, стандартизация и контроль, задающих технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики. Оживить едва стоящий на ногах отечественный инновационный сектор можно двумя способами: при помощи прямой раздачи денег инноваторам (через всевозможные фонды и программы, что и делается сейчас), и при помощи косвенных мер поддержки, то есть посредством грамотной налоговой политики.
Опыт других стран показывает, что весьма эффективными здесь оказываются также государственные программы, которые предоставляют софинансирование под инновационные проекты, предлагаемые малым и средним бизнесом. Известные зарубежные аналоги – программа SBIR, действующая в США с начала 1980х годов и во многом обеспечившая технологический рывок США в 1990е годы, программа поддержки реализуемых на базе университетов инновационных технологических проектов в Израиле, программы «Фонда Чили».
В России близким по формату является конкурс мега-проектов, организованный в 2002-2003 годах Минпромнауки и предоставлявший в режиме софинансирования поддержку для инновационных проектов, успешно прошедших стадию разработки и близких к промышленному внедрению. Этот конкурс, однако, скорее был ориентирован на крупный бизнес.
Объективной тенденцией последних лет было формирование крупных интегрированных бизнес-групп, активно позиционирующих себя на национальном рынке и встраивающихся в глобальную конкуренцию. Именно эти бизнес-структуры сегодня реализуют крупные инвестиционные проекты, взаимодействуют с региональными властями и федеральным правительством. Однако их число измеряется лишь десятками, и в условиях глобальной конкуренции они не могут быть единственной движущей силой экономического развития.
Для формирования множественных точек экономического роста, обеспечивающих его устойчивость, необходима поддержка развития среднего бизнеса. Именно средний бизнес сегодня формирует конкурентную среду, а в малый технологический бизнес продуцирует инновации – которые на последующей стадии превращаются крупными компаниями в новые продукты и услуги.
В целях привнесения «рыночных знаний» в традиционные отрасли и реализации инновационных проектов также может оказаться полезной целенаправленная политическая поддержка бизнес-контактов за рубежом. Особый интерес может представлять взаимодействие с Израилем, который не только обладает успешным опытом стимулирования инноваций, но и достаточно близок к России в культурном отношении, а также может быть политически заинтересован в России в условиях обострения конфликтов с арабскими государствами.
2010 год в СНГ был объявлен «Годом науки и инноваций».
Также следует отметить, что в
ноябре 2008 года Правительством Российской
Федерации была принята Концепция
долгосрочного социально-
«К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. »
Формирующаяся Российская инновационная система должна не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Стратегия инновационного развития экономики страны составлена, необходимо начать претворять ее в жизнь.
Вывод:
Государство во все времена остро
нуждается в услугах
В наше время, и тем более в
период глобального финансово-