Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:22, реферат
В экономике хорошо разработаны и широко освещены такие виды капитала, как основной и оборотный, заемный и ссудный, промышленный и человеческий. Интеллектуальный же капитал является на сегодняшний момент новой и еще недостаточно хорошо изученной в теоретическом плане категорией. Что же такое интеллектуальный капитал? Какое значение он имеет для современной экономики? На эти вопросы я попытался ответить.
В экономике хорошо разработаны и широко освещены такие виды капитала, как основной и оборотный, заемный и ссудный, промышленный и человеческий. Интеллектуальный же капитал является на сегодняшний момент новой и еще недостаточно хорошо изученной в теоретическом плане категорией. Что же такое интеллектуальный капитал? Какое значение он имеет для современной экономики? На эти вопросы я попытался ответить.
В самом общем смысле под
интеллектуальным капиталом понимается
совокупность знаний в виде теории,
творческих результатов, умений, навыков
и компетенций сотрудников
Теоретические знания: теоретические
положения по областям деятельности
и функциям; методические знания (знания
методов); методологические (знания специфики
применения методов); проектные (как
ставить и структурировать
Результаты творческой деятельности: сформулированные гипотезы, концепции и идеи, выполненные проекты, технологии, алгоритмы и программы, сделанные открытии, изобретения, решенные задачи, написанные и опубликованные статьи, отчеты, монографии, учебные пособия, книги, методики, инструкции.
Умения: генерировать идеи и создавать концепции проектов бизнес-процессов; интегрировать и аккумулировать знания для реализации проектов по всем источникам; осуществлять проекты, виды деятельности, процедуры и операции.
Навыки: по выполнению специалистами и коллективами функций и обязанностей, работ и видов деятельности, задач и операций; по организации и управлению основной и инфраструктурной деятельностью.
Если говорить о том, в каких формах воплощается перечисленные компоненты, интеллектуальный капитал в данном определении проявляется в следующих формах:
1. Непосредственно сам
интеллектуальный капитал –
2. Интеллектуальная
К объектам прав ИС относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные, коммерческие наименования и обозначения.
3. Интеллектуальные активы
– знания, имеющие определенную
стоимость и используемые
Рост интереса к ИК, повышение его роли и значимости в современной экономике привело к изучению данной категории и в теории. Рассмотрим теоретическое определение интеллектуального капитала.
В теории под интеллектуальным
капиталом понимают знания, информацию,
опыт, организационные возможности,
информационные каналы, которые можно
использовать, чтобы создавать богатство.
Интеллектуальный капитал – это
знания, которые могут быть конвертированы
в стоимость, другими словами, это
сумма всего того, что знают
и чем обладают работники и
что формирует
В данном определении подразумевается, что интеллектуальный капитал включает в себя три основных компонента: человеческий капитал, организационный капитал и потребительский капитал.
Человеческий капитал имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.
Организационный капитал
– та часть интеллектуального
капитала, которая имеет отношение
к организации в целом. Это
процедуры, технологии, системы управления,
техническое и программное
Потребительский или клиентский
капитал – это капитал, который
складывается из связей и устойчивых
отношений с клиентами и
На сегодняшний день теоретическое определение ИК является широко распространенным, но, к сожалению, оно является трудно применимым для практических целей исследований. В связи с этим в литературе вводится ИК с точки зрения практики.
Интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания теперь не может существовать.
ИК предприятия можно подразделить на четыре части:
Рыночные активы
Интеллектуальные активы
Человеческие активы
Инфраструктурные активы
Рыночные активы – это такие активы, которыми компания обладает благодаря своей выгодной позиции на рынке и хорошим отношениям с покупателями. Основными рыночными активами компании являются:
Ø Деловая репутация
Ø Клиентская база
Ø Портфель заказов
Ø Каналы распределения
Ø Различные контракты и соглашения (лицензирование, франшиза и т.п.)
Интеллектуальные активы – активы, приобретенные как результат умственной деятельности и защищенные законодательно. Интеллектуальные активы включают в себя:
Ø патент
Ø авторское право
Ø права на дизайн
Ø производственные секреты
Ø ноу-хау
Ø товарные знаки
Ø знаки обслуживания
Под человеческими активами
подразумевается совокупность коллективных
знаний сотрудников предприятия, их
творческих способностей, умения решать
проблемы, лидерских качеств, предпринимательских
и управленческих навыков. Сюда также
включаются психометрические данные и
сведения о поведении отдельных
личностей в различных
Ø образование
Ø профессиональная квалификация
Ø связанные с работой знания
Ø профессиональные наклонности
Ø психометрические характеристики
Ø связанные с работой умения
Инфраструктурные активы – это те технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. К таким активам можно отнести:
Ø философия управления
Ø корпоративная культура
Ø управленческие процессы
Ø информационные технологии
Ø сетевые системы связи
Ø отношения с финансовыми кругами
Рассмотренные определения интеллектуального капитала дают достаточно полное представление о данной экономической категории. В чем же его значение для современной экономики?
В течение последних двух
десятилетий произошел
Компании сегодняшнего дня
сильно отличаются от компаний прошлого,
прежде всего новой структурой капитала.
Сегодня не материальные запасы определяют
этот капитал, не основные фонды, а информация,
знания (интеллектуальный капитал). Современная
компания это, прежде всего, интеллектуальный
капитал, который не имеет материальной
формы, но оказывает огромное влияние
на стоимость компании и на ее конкурентные
преимущества. Данный факт является признанным
во всем мире, но необходимо еще много
исследований и теоретических работ,
чтобы интеллектуальный капитал
стал восприниматься нами как нечто
естественное, чтобы он вписался в
современную экономическую