Интелектуальный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

В экономике хорошо разработаны и широко освещены такие виды капитала, как основной и оборотный, заемный и ссудный, промышленный и человеческий. Интеллектуальный же капитал является на сегодняшний момент новой и еще недостаточно хорошо изученной в теоретическом плане категорией. Что же такое интеллектуальный капитал? Какое значение он имеет для современной экономики? На эти вопросы я попытался ответить.

Файлы: 1 файл

Интеллектуальный капитал.docx

— 19.48 Кб (Скачать)

В экономике хорошо разработаны и широко освещены такие виды капитала, как основной и оборотный, заемный и ссудный, промышленный и человеческий. Интеллектуальный же капитал является на сегодняшний момент новой и еще недостаточно хорошо изученной в теоретическом плане категорией. Что же такое интеллектуальный капитал? Какое значение он имеет для современной экономики? На эти вопросы я попытался ответить.

В самом общем смысле под  интеллектуальным капиталом понимается совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков  и компетенций сотрудников компании. Данные компоненты ИК можно охарактеризовать следующим образом:

Теоретические знания: теоретические  положения по областям деятельности и функциям; методические знания (знания методов); методологические (знания специфики  применения методов); проектные (как  ставить и структурировать цели); технологические (как достигать цели); технические (на основе какой техники и каких систем); организационные (каким коллективом и какой структурой); экономические (с какой эффективностью); социальные (с каким социальным результатом).

Результаты творческой деятельности: сформулированные гипотезы, концепции  и идеи, выполненные проекты, технологии, алгоритмы и программы, сделанные  открытии, изобретения, решенные задачи, написанные и опубликованные статьи, отчеты, монографии, учебные пособия, книги, методики, инструкции.

Умения: генерировать идеи и  создавать концепции проектов бизнес-процессов; интегрировать и аккумулировать знания для реализации проектов по всем источникам; осуществлять проекты, виды деятельности, процедуры и операции.

Навыки: по выполнению специалистами  и коллективами функций и обязанностей, работ и видов деятельности, задач  и операций; по организации и управлению основной и инфраструктурной деятельностью.

Если говорить о том, в  каких формах воплощается перечисленные  компоненты, интеллектуальный капитал  в данном определении проявляется в следующих формах:

1. Непосредственно сам  интеллектуальный капитал – это  знания, обладающие потенциальной  ценностью, то есть идеи. Как  таковой ИК не имеет реальной  ценности, пока он еще не защищен и не используется.

2. Интеллектуальная собственность  (ИС) – это знания, которые являются  чьей-либо собственностью, то есть защищены патентом. ИС по определению имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от его потенциального использования. Этот стоимостной потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока ИС не используется каким- либо образом.

К объектам прав ИС относят  изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные, коммерческие наименования и обозначения.

3. Интеллектуальные активы  – знания, имеющие определенную  стоимость и используемые определенным  целенаправленным образом. То  есть патенты, лицензируемые для  конкретной цели, превращают интеллектуальную  собственность в интеллектуальные  активы, имеющие для своего владельца  определенную, выраженную в деньгах,  стоимость. Например, патенты, торговые  марки, авторские права, коммерческие  секреты, «ноу-хау».

Рост интереса к ИК, повышение его роли и значимости в современной экономике привело к изучению данной категории и в теории. Рассмотрим теоретическое определение интеллектуального капитала.

В теории под интеллектуальным капиталом понимают знания, информацию, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно  использовать, чтобы создавать богатство. Интеллектуальный капитал – это  знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это  сумма всего того, что знают  и чем обладают работники и  что формирует конкурентоспособность организации.

В данном определении подразумевается, что интеллектуальный капитал включает в себя три основных компонента: человеческий капитал, организационный  капитал и потребительский капитал.

Человеческий капитал  имеет непосредственное отношение  к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные  ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал  – та часть интеллектуального  капитала, которая имеет отношение  к организации в целом. Это  процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал – это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли–продажи.

Потребительский или клиентский капитал – это капитал, который  складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет  потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

На сегодняшний день теоретическое  определение ИК является широко распространенным, но, к сожалению, оно является трудно применимым для практических целей  исследований. В связи с этим в  литературе вводится ИК с точки зрения практики.

Интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания теперь не может существовать.

ИК предприятия можно подразделить на четыре части:

Рыночные активы

Интеллектуальные активы

Человеческие активы

Инфраструктурные активы

Рыночные активы – это  такие активы, которыми компания обладает благодаря своей выгодной позиции  на рынке и хорошим отношениям с покупателями. Основными рыночными активами компании являются:

Ø Деловая репутация

Ø Клиентская база

Ø Портфель заказов

Ø Каналы распределения

Ø Различные контракты  и соглашения (лицензирование, франшиза и т.п.)

Интеллектуальные активы – активы, приобретенные как результат  умственной деятельности и защищенные законодательно. Интеллектуальные активы включают в себя:

Ø патент

Ø авторское право

Ø права на дизайн

Ø производственные секреты

Ø ноу-хау

Ø товарные знаки

Ø знаки обслуживания

Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских  и управленческих навыков. Сюда также  включаются психометрические данные и  сведения о поведении отдельных  личностей в различных ситуациях. В целом можно выделить следующие виды человеческих активов:

Ø образование

Ø профессиональная квалификация

Ø связанные с работой  знания

Ø профессиональные наклонности

Ø психометрические характеристики

Ø связанные с работой  умения

Инфраструктурные активы – это те технологии, методы и  процессы, которые делают работу предприятия  вообще возможной. К таким активам можно отнести:

Ø философия управления

Ø корпоративная культура

Ø управленческие процессы

Ø информационные технологии

Ø сетевые системы связи

Ø отношения с финансовыми кругами

Рассмотренные определения  интеллектуального капитала дают достаточно полное представление о данной экономической  категории. В чем же его значение для современной экономики?

В течение последних двух десятилетий произошел настоящий  прорыв в ключевых областях науки  и техники, включая информационные технологии, СМИ и коммуникации. В результате появились новые  инструменты формирования мировой  экономики, многие из которых несут  в себе нематериальные преимущества, никогда не существовавшие ранее, но воспринимаемые ныне как само собой  разумеющееся. Компании не могут более  без них функционировать; их наличие  обеспечивает конкурентные преимущества, и поэтому справедливо считать их активами.

Компании сегодняшнего дня  сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал). Современная  компания это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, но оказывает огромное влияние  на стоимость компании и на ее конкурентные преимущества. Данный факт является признанным во всем мире, но необходимо еще много  исследований и теоретических работ, чтобы интеллектуальный капитал  стал восприниматься нами как нечто  естественное, чтобы он вписался в  современную экономическую теорию и занял достойное место среди  других видов капитала.


Информация о работе Интелектуальный капитал