Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Цель данной работы: изучить и охарактеризовать интеграционные процессы в мировой экономике.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 17 страниц.
1. Интеграционные процессы в мировой экономике
Полная экономическая
интеграция. В данном случае речь идет
не просто о согласовании, а о проведении
фактически единой экономической политики,
требующей, в частности, унификации законодательной
базы, опосредующей функционирование
хозяйствующих субъектов стран-участниц.
Наиболее очевидными моментами в этой
связи являются:
- общая налоговая
система, что предполагает
- единые стандарты,
касающиеся, например, разрешенных
консервантов для продуктов питания,
требований к токсичности выхлопных газов,
размеров оборудования и т.п.;
- единые правила
техники безопасности;
- единое трудовое
законодательство, т.е. правила приема
на работу и увольнения, единый
пенсионный возраст;
- единый подход
к правам профессиональных союзов и их
членов;
- единая трактовка
и единое отношение к
- единое антимонопольное
законодательство и практика
его применения;
- единые правила
создания и регистрации новых
фирм.
Важным компонентом
торгово-экономического союза в
форме полной экономической интеграции
является унификация монетарной политики.
Это предполагает создание валютного
союза, предусматривающего наличие
единого Центрального банка, единой
региональной валютной системы с единой
валютой или механизмом согласованного
колебания валютных курсов.
2. Интеграционные
группировки
В промышленно
развитых странах интеграционные процессы
получили наибольшее развитие в Западной
Европе (Европейский Союз) и в
Северной Америке (Североамериканская
ассоциация свободной торговли -- НАФТА).
Наиболее глубоко
процесс международной
Западноевропейская
интеграция началась с подписания в
1948 г. «Конвенции о режиме судоходства
на Дунае» - первый совместный документ,
определивший условия политического и
экономического характера по совместному
использованию водных ресурсов и регулированию
режима рыболовства в акватории реки.
Первый этап
-- этап преференциального торгового соглашения
-- включал в себя два договора: торговое
соглашение по углю и стали (ЕОУС), подписанное
в Париже в 1952 г., и соглашение по совместному
использованию атомной энергии, подписанное
в Риме в 1957 г. (Евроатом), которое становится
известным как «Римский договор». Договоры
подписываются Бельгией, Германией, Италией,
Люксембургом, Нидерландами, Францией,
а совместная деятельность этих стран
получила название «Римский клуб».
Второй этап
- этап зоны свободной торговли - характеризуется
постепенной отменой квот и таможенных
пошлин на ряд товаров. Для других товаров
установлен единый таможенный тариф, начинает
оформляться единая торговая политика
в отношении третьих стран. Одной из первых
вводится единая сельскохозяйственная
политика в 1962 г. В 1963 г. подписывается
Яундское соглашение в соответствии с
которым страны имели право вступать в
ассоциированные отношения с развивающимися
странами. Данный этап охватывает период
с 1958 по 1968 гг.
Нынешняя институциональная
структура ЕС сложилась в эти годы,
которая, наряду с традиционными органами
межправительственного сотрудничества,
воспроизводит отдельные структуры, присущие
законодательной, исполнительной и судебной
властям на национальном уровне.
Третий этап
-- этап таможенного союза и включает
в себя две стадии: раннюю (1969-1974 гг.) и зрелую
(1975-I986 гг.). Ранняя стадия характеризуется
единой внешнеторговой политикой и отношении
третьих стран и первым расширением интегрированного
объединения -- в 1973 г. К интеграции присоединяются
Дания, Ирландия, Великобритания. В это
время возникает совместная деятельность
в рамках общих программ: программы по
охране окружающей среды, программы научно-технических
исследований.
Зрелая стадия
известна подписанием Ломейских
конвенций. В 1975 г. подписана первая Ломейская
конвенция, в 1979 г. -- вторая Ломейская конвенция,
в 1984 г. -- третья Ломейская конвенция.
Все они касались
вопросов, связанных с отношениями
с развивающимися странами. Количество
развивающихся государств, так или
иначе сотрудничающих с интеграционной
группировкой, в этот период увеличивается
с 20 до 66. На этом этапе начинает складываться
интеграция в валютно-финансовой сфере:
в 1972 г. введено совместное плавание валют
в определенных пределах («валютная земля»),
формируются предпосылки единой валютной
системы. В 1980 г. к интеграции присоединяются
Греция, Португалия, Испания.
Четвертый этап
- этап общего рынка (1987 -1992 гг.) -- характеризуется
ликвидацией барьеров на пути движения
товаров, услуг и факторов производства.
Этот процесс проходил постепенно -- было
выдвинуто более 300 инициатив, обеспечивающих
свободу передвижения товаров в рамках
группировки. Первоначально устранялись
физические барьеры (пограничные и таможенные
посты), затем технические барьеры (стандартизация,
сертификация), наконец фискальные барьеры
(различия и налогообложении). На смену
согласованной приходит единая политика
в ряде отраслей: энергетической, транспортной,
коммуникационном.
Пятый этап -- этап
экономического союза (с 1993 г. и до наших
дней). Договор о Европейском союзе подписан
в l992 году в Маастрихте 12 странами ЕЭС,
вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Цели, указанные
в договоре:
1) создание экономического
и валютного союза (ЭВС). С 1
января 1994 г. функционирует европейский
валютный институт во Франкфурте, его
заслуга -- евро;
2) единая внешняя
политика и общая система
3) сотрудничество
в правосудии (борьба с наркотиками,
предоставление политического убежища);
4) укрепление
внутренней демократии стран
ЕС и режима прозрачности (работа
над союзным гражданством в
дополнение к национальному).
Государства ЕС
проводят единую политику во многих областях,
но особенно в сфере сельского хозяйства.
Сельскохозяйственная политика объективно
обусловлена спецификой аграрного производства
(биологическим фактором, сезонностью,
неэластичностью продукции сельского
хозяйства по спросу). На сельскохозяйственных
рынках государству приходится сталкиваться
с альтернативой: либо искусственно поддерживать
низкие цены на продовольствие, либо поднимать
покупательную способность всего населения
до уровня равновесных цен. Выбирая поддержку
аграрного товаропроизводителя, государство
выплачивает дотации и субсидии, которые
обеспечивают среднюю норму прибыли и
служат мерой, направленной против оттока
капиталов и рабочей силы из аграрного
производства. Также принимаются ограниченные
квоты и закупка продукции по твердым
ценам.
Совместная аграрная
политика появилась 14 января 1962 г., тогда
создается Европейский фонд ориентации
и гарантий сельскохозяйственного производства.
В его составе действуют две секции: секция
гарантий - финансирует расширение сбыта
и формирование рынков сбыта секция ориентации
- финансирует совместные предприятия
по улучшению условий производства. Наиболее
активная роль в Фонде принадлежит Франции
и Германии.
Процессы хозяйственного
сближения происходят и в странах
Азии, Африки и Латинской Америки.
Там насчитывается более 20 региональных
группировок. Формы и сферы их сотрудничества
разнообразны, и не все группировки имеют
интеграционный характер. В основе интеграционных
процессов в развивающихся странах лежит
стремление правящих кругов объединить
свои усилия для преодоления экономической
отсталости. Ликвидация тарифов среди
экономических группировок развивающихся
стран рассматривается как одно из средств
индустриализации через региональное
замещение импорта путем «обмена» рынков
для каждого другого товара. Региональные
объединения развивающихся стран иногда
преследуют цели экономии иностранной
валюты путем учреждения клиринговых
союзов.
К числу региональных
группировок, имеющих по своим целям
интеграционный характер, можно отнести
Латиноамериканскую Ассоциацию свободной
торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский
общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса
(Меркосур).
Интеграционные
процессы в Северной Америке имеют
отличия от западноевропейской модели.
Здесь давно были созданы предпосылки
зарождения и развития регионального
комплекса на микроуровне или интеграции,
обеспечиваемой прямыми иностранными
капиталовложениями. Это свободный режим
движения через американо-канадскую границу
капитала и рабочей силы, неограниченная
обратимость валют. Подобный порядок решал
целый ряд задач региональной экономической
интеграции без всякого договорно-правового
оформления. Хотя таможенная регламентация
взаимного товарооборота была далека
от зоны свободной торговли, она оставляла
довольно широкий простор для внутреннего
регионального разделения труда. Только
в 1988 г. между США и Канадой было подписано
соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной
торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика
подписали соглашение о создании зоны
свободной торговли в Северной Америке,
которое предусматривает введение в течение
15 лет свободы движения товаров и капиталов
между тремя странами.
Развитие интеграционного
комплекса в регионе идет в
направлении отвечающем интересам
более сильной стороны -- американским
ТНК, капитал которых занимает ведущие
позиции в целом ряде отраслей соседних
стран 75--80*% канадского экспорта, что составляет
до 20% ВВП
Канады, направляется
в США, Для США канадский рынок
самый крупный, но его роль несравнима.
Туда идет около 25% американского экспорта,
но это составляет чуть больше 1% ВВП США,
но 15% ВВП Канады. 71% экспорта Мексики связано
с США, и только 7% американского экспорта
с Мексикой. Значительную часть канадо-американской
и мексикано-американской торговли составляют
поставки филиалов американских ТНК.
Неравенство сил
крупного капитала стран в сочетании
со «свободой рук» для частного предпринимательства
придают североамериканской интеграции
неравный характер. К числу особенностей
процесса хозяйственного переплетения
относится отсутствие ярко выраженной
внешнеполитической координации. В практике
отношений североамериканских стран было
мало двусторонних соглашений, нет совместных
регулирующих институтов, подобных органам
ЕС. Слабость «институционального» начала
в развитии регионального хозяйственного
комплекса не является признаком незрелости
интеграции. Она осуществляется здесь
в виде заграничного производства американских
ТНК, занимающего крупное место в воспроизводственном
процессе Канады и Мексики.
Однако стоит
сказать о том, что деление мирового
хозяйства на интеграционные группировки
оказывает противоречивое влияние на
процесс интернационализации производства.
Образование международных экономических
объединений и союзов содействует развитию
производственных отношений между странами,
входящими в них. Одновременно это создает
препятствия экономическим отношениям
между странами, принадлежащими к различным
группировкам, приводит к концентрации
товарных потоков внутри экономических
объединений.
Изменение экономического
положения ряда стран в мировом хозяйстве,
возросшая интенсификация их экономических
связей подрывает их первоначальную заинтересованность
поддерживать отношения главным образом
на блоковой основе. Отсюда их стремление
расширить рамки отношений, выйти на контакты
с другими объединениями, самостоятельно
или в составе всей группировки. В результате
данных процессов возникают новые механизмы
отношений между отдельными группировками.
Взаимные отношения
интеграционных группировок, торговых
блоков и отдельных стран в
основном охватывают таможенную и кредитную
сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную
торговлю продукцией обрабатывающей промышленности
со странами Европейской ассоциации свободной
торговли (ЕАСТ). Заключенные соглашения
об ассоциации с большинством стран, ранее
входивших в колониальные империи европейских
метрополий (66 стран АКТ). Оформлены отношения
двустороннего характера с рядом группировок
развивающихся стран и отдельными государствами.
Наряду с объединениями
в форме таможенных союзов важное
место в процессе хозяйственного
сближения занимают ассоциации стран-производителей
и экспортеров сырья, свободные экономические
зоны.
Ассоциации стран-
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике