Инструменты государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:53, реферат

Краткое описание

Экономика связана, прежде всего, с производством материальных благ. Причем она возникает не просто из производства, а из общественного производства — производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом. Экономика ныне означает совместно организованное производство как процесс, удовлетворяющий потребности людей в разнообразных благах с учётом их предварительного распределения, обмена и потребления; она воплощает общеисторическую связь производства и потребления, составляет материальную основу общества.

Оглавление

1. Экономика и экономическая теория………………………………………..…1
2. Предмет экономической теории………………………………………………3
3. Методы экономической теории……………………………………………….5
4. Экономические категории и законы…………………………………………..7
5. Необходимость государственного регулирования………………………….9
6. Инструменты государственного регулирования экономики………………12
7. Список использованной литературы………………………………………...13

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 34.27 Кб (Скачать)

В свою очередь, диалектика и системность неизбежно вызывают необходимость использования исторического  и логического методов (подходов) к экономическим явлениям и процессам. В экономической теории социально-экономические  процессы изучаются в определенной исторической последовательности. Логическое — это тоже историческое, освобожденное  от случайностей; обобщение, итог исторического развития. Таким образом, речь идет о методе единства исторического и логического.

Экономическая теория использует также позитивный и нормативный  методы познания. Позитивный характеризует  происходящие экономические процессы, как они есть; нормативный же метод  способствует принятию рациональных решений  в складывающейся экономической  ситуации, то есть отвечает на вопрос: что должно быть?

В последние десятилетия  широкое распространение получили методы экономико-математического  моделирования, с помощью которых  определяются оптимальные варианты тех или иных экономических решений.

Методы изучения экономических  явлений постоянно обогащаются  современным научным аппаратом  и способами исследования, широко применяемыми в других науках.

Совокупность методов  той или иной науки, правил научного мышления, приемов и средств отражения  закономерностей объективного мира образует ее методологию. Экономическая  теория выступает методологической основой других экономических наук.

 

4. Экономические категории и законы.

Все конкретные проявления экономики в целом взаимосвязаны  между собой. Экономическая теория отражает многогранный процесс экономической  жизни общества через систему  экономических категорий и законов, позволяющих объяснять и предвидеть ход общественного производства на различных этапах истории общества.

Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических  категорий - логических понятий, представляющие теоретическое выражение реальных условий экономической жизни  общества. Экономические категории  формируются в процессе познания экономической жизни общества и  дают возможность глубже понять тот  или иной процесс. Категории выражают в объектах изучения лишь их общие  черты. Например, категория "деньги" включает рубли и доллары, монеты и бумажные купюры, то есть предметы, различающиеся по многим параметрам, но объединяемые свойством быть деньгами.

Экономические категории  носят объективный характер, выражают конкретные экономические отношения, они исторически преходящи. Вместе с тем экономические категории  могут иметь общее содержание в различных общественных устройствах. Каждая из экономических категорий  тесно взаимосвязана с другими. Поэтому совокупность экономических  категорий данного экономического строя характеризует его внутреннюю экономическую структуру.

Высшей ступенью познания экономики является выражение ее развития в экономических законах. В обществе различают связи двух видов: случайную связь, не имеющую  регулярного характера, и устойчивую связь, носящую регулярный характер и обеспечивающую жизнедеятельность  сопряженных объектов. Экономическая  теория изучает устойчивые связи. Эти  объективные, устойчивые, повторяющиеся  причинно-следственные связи и взаимозависимости  экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и  потребления материальных благ и  услуг и есть экономические законы. Они объективны, то есть возникают, развиваются и действуют независимо от воли и сознания людей, не могут  быть изменены посредством законодательнойдеятельности  государства, волей каких-либо лиц. Содержание законов обусловлено  конкретной экономической реальностью.

В рыночной экономике действуют  законы спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения и другие. Например, в условиях экономической  свободы невозможно диктовать товаропроизводителям порядок ценообразования, а, следовательно, нельзя запретить конкуренцию. Экономические  законы принуждают человека к определенному  способу поведения. Итак, экономические  законы невозможно "ввести", изменить или "устранить".

Экономические законы следует  отличать также и от юридических  законов. Последние принимаются, изменяются и отменяются законодательными органами страны. Такие законы определяют правила  экономического поведения. Их призваны соблюдать индивидуумы, предприятия, органы управления страной.

Самый характерный признак  экономических законов — их объективность. В то же время неизбежно проникновение  в них субъективных начал. Это  значит, что эти законы действуют  не помимо, а через мысли и поступки людей. Сложность понимания экономических  законов состоит, прежде всего, в  сочетании объективности и субъективности в науке и, соответственно, в действиях  людей. В этом смысле ошибочны как  фетишизация экономических законов, так и их волюнтаристская трактовка. В первом случае объективность понимается как внешняя слепая сила, предполагающая слепое подчинение людей экономическим  законам. Во втором случае имеет место  пренебрежение объективностью и  абсолютизация субъективности, когда  экономические законы трактуют как  волевые решения проблем без  учета законов экономического развития. Например, широкие полномочия руководителей страны часто наводят их на мысль преодолевать экономические законы волевыми решениями.

Итак, подчеркнем: действие экономических законов объективно, а их использование — субъективно. Действие и использование экономических  законов — это две неразрывно взаимосвязанные и взаимодействующие  стороны одних и тех же экономических  процессов.

Экономические законы историчны. Это значит, что их содержание, механизм реализации и формы проявления конкретны  для определенного уровня развития экономики. В этом смысле можно говорить об экономических законах в различных  экономических системах. Различают  общие и специфические законы. Общие законы присущи всем общественно-экономическим  законам. Например, закон экономии времени, закон возвышения потребностей, закон  разделения общественного труда. Специфические  экономические законы — законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования (например, законы распределения и др.).

Экономические законы взаимосвязаны  и взаимозависимы; дополняют друг друга и в совокупности представляют собой определенную систему. Эффективное  ведение общественного производства предполагает глубокое изучение экономических  законов и их рациональное использование  в хозяйственной деятельности людей. Выделяются следующие этапы этого  процесса: познание экономических законов; постановка целей в решении тех  или иных экономических задач; определение  путчей достижения экономических целей; организация хозяйственной деятельности. Экономическая теория стремится  открыть законы, сформулировать общие  характеристики определенных отношений, какими бы ни были их последствия —  благоприятными или катастрофическими.

 

                   5. Необходимость государственного   регулирования.

        Отношение  к государственному вмешательству  в рыночную экономику было  различным на разных этапах  ее становления и развития. В  период формирования рыночных  отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая  тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной  необходимости государственного  регулирования для развития в  стране торговли и промышленности.

         С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей  начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху  в своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма,  которые впервые наиболее полно  обосновал А. Смит в своем   “Исследовании о природе и  причинах богатства народов”, нашли  большое число поклонников.

         Согласно А. Смиту, рыночная  система способна к саморегулированию,  в основе которого лежит личный  интерес, связанный со стремлением  к прибыли. Он выступает как  главная побудительная сила экономического  развития. Одной из идей учения  А. Смита была идея о том,  что экономика будет функционировать  эффективнее, если исключить ее  регулирование государством. А. Смит  считал, что, поскольку главным  регулятором выступает рынок,  следовательно, рынку должна быть  предоставлена полная свобода.

        При  этом последователи А. Смита,  которых относят к так называемой  классической школе, исходили  из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных  функций, понимая, что есть  сферы, которые находятся вне  пределов досягаемости рыночного  конкурентного механизма. Это,  прежде всего касается так  называемых общественных товаров,  т.е. товаров и услуг, которые  потребляются коллективно (национальная  оборона, образование, транспортная  система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно  брать на себя заботу об  их производстве и организовывать  совместную оплату гражданами этой продукции.

        К  числу проблем, которые не решает  рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные  эффекты. Механизм рынка часто  не реагирует на явления, которые  стали настоящей бедой для  человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь  на прямой контроль государства,  т.е. государство должно оценивать  возникающие проблемы с точки  зрения общественных перспектив.

        Экономическая  практика подтвердила, что существуют  ситуации, так называемое фиаско  рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного  использования ресурсов. Фиаско  рынка проявляется не только  в ситуациях, связанных с внешними  эффектами и общественными благами.  Важнейшая причина - это свойственная  рынку тенденция к монополизации.  В этих условиях для обеспечения  конкуренции, как условия наиболее  полного выявления регулирующих  функций рынка, стали жизненно  необходимыми выработка антимонопольного  законодательства и его применение  государством.

        Кроме  того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости  и равенства. Рыночное распределение,  справедливое с точки зрения  законов рынка, приводит к неравенству  доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду,  что когда рыночное распределение  не устраивает большинство населения,  это чревато серьезными социальными  конфликтами.

  Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан  с именем выдающегося английского  экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые  в ходе “Кейнсианской революции”  доказали невозможность самоисцеления  экономического спада, необходимость  государственной политики как  средства, способного уравновешивать  совокупный спрос и совокупное  предложение, выводить экономику  из кризисного состояния, способствовать  ее дальнейшей стабилизации.

        В  практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий  кредитно-денежный и финансовый  инструментарий регулировался совокупный  спрос, проводило большинство  развитых стран мира после  второй мировой войны. Считается,  что она во многом способствовала  смягчению циклических колебаний  экономики этих стран.

        Развитие  рыночной экономики во второй  половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения  масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономике.  При этом общепризнанно, что  наибольшая экономическая эффективность  достигается в условиях действия  конкурентного рыночного механизма.  Цель государства в рыночной  экономике не корректировать  рыночный механизм, а создавать  условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться  везде, где возможно, регулирующее  воздействие государства - везде  где необходимо. Факторы обуславливающие  необходимость государственного  регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать  на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех  или иных экономических проблем.       

        Активное  участие государства в экономической  жизни обусловлено, как минимум,  тремя причинами: 

Во-первых, этого требует  основная движущая сила рыночного механизма  конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование  экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности  общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический  капитал начинает сращиваться с  государственной системой управления с целью реализации своих экономических  интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает  в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная  и иная антимонополистическая деятельность государства.

        Антимонополистическое  законодательство направлено на  поддержание такой структуры  производства, которая позволяла  бы ему оставаться конкурентоспособной.  Расчеты показали, что одна компания  не должна производить более  40% того или иного вида продукции.  Предусмотрены ограничения на  долю акций других компаний, которыми  может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать  всякий сговор по искусственному  поддержанию цен, не соответствующему  реальному соотношению между  спросом и предложением.

Информация о работе Инструменты государственного регулирования экономики