Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:43, курсовая работа
Ключевой вопрос заключается в том, почему и каким образом устойчивыми оказываются неэффективные нормы? Если норма (институт) неэффективна, то она не может быть долговечной и должна эволюционным путем замениться на эффективную норму. Если же она долговечна и устойчива, то это означает, что она эффективна для данной институциональной среды.
Цель данной курсовой работы: дать определение и раскрыть сущность институциональных ловушек, выявить причины их возникновения, перечислить виды институциональных ловушек на примере России и пути выхода из них.
Введение…………………………………………….
1 Институциональные ловушки……………………………..
1.1 Сущность понятия институциональных ловушек………
1.2 Причины возникновения институциональных ловушек………
1.3 Выход из институциональных ловушек…………..
2 Примеры институциональных ловушек в России………..
2.1 Ситуация неплатежей………………………………………..
2.2 Уклонение от уплаты налогов……………………………
2.3 Коррупция…………………………………………………..
2.4 Самореализующиеся пессимистические ожидания…………
2.5 Бартер………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………..
Если в системе превалировала эффективная норма, то после сильного возмущения (не меняющего, однако, структуру множества равновесий) она может попасть в институциональную ловушку, и тогда уже останется в ней даже при снятии возмущения.
Это так называемый эффект гистерезиса – типичное явление для процессов формирования норм и, в частности, институциональных ловушек.
1.3 Выход из институциональных ловушек
Известно, что в любых законодательных рамках возможно возникновение разных, иногда непредвиденных законодателем, институтов и норм поведения. При этом сформировавшиеся под действием рыночных сил траектория экономического роста может оказаться неэффективной. Это и есть институциональные ловушки.
Вопросам о том, как выйти из той или иной конкретной институциональной ловушки, посвящена обширнейшая литература. Но подавляющее большинство предложений носят характер рецептов, не вписанных ни к какую теорию и не имеющих серьезного обоснования. Оно, как правило, не приводят к успеху и в лучшем случае дают лишь временные эффект. [ 9 с. 5]
Ин http://ecsocman.hse.ru/data/
Выход из институциональной ловушки представляет собой трудный и сложный процесс, что доказывается современным состоянием российской экономики. Возрастающие издержки институциональной трансформации с целью выхода из ИЛ могут стать настолько большими, что переход на иные правила окажется невыгодным [4, c.302]. Высокие издержки трансформации сдерживают какие-либо серьезные преобразования, предопределяя тем самым длительное существование неэффективной нормы, кроме этого выход из институциональной ловушки может сдерживаться такими силами, как государство, влиятельные группы интересов и т.д.
В рамках теории институциональных изменений и теории трансакционных издержек можно рассмотреть по крайней мере два возможных выхода из институциональной ловушки:
1) Эволюционный,
при котором условия выхода
формируются самой
Критический момент наступает, когда трансакционные издержки функционирования неэффективной нормы превысят трансформационные издержки отмены старой нормы и/или введения новой нормы.
В качестве примера можно рассмотреть введение новых форм организации труда или производства, в рамках институциональной терминологии институтов: цеховой системы, трестов, синдикатов, маркетинга и т.д.
В качестве определяющих
величин следует рассматривать
как издержки по адаптации нового
института, так и социально-экономические
последствия продолжения функци
2) Революционный, при
котором ликвидация и замена
неэффективной нормы
Издержки выхода из институциональной ловушки можно классифицировать следующим образом:
- издержки установления новой нормы;
- издержки
преодоления культурной
- издержки,
связанные с разрушением
- издержки адаптации новой нормы к существующей институциональной среде;
- издержки
создания сопутствующих норм, без
которых функционирование
2 Примеры институциональных ловушек в России
2.1 Ситуация неплатежей
Если одно
из предприятий не платит
2.2. Уклонение от уплаты налогов.
Для экономического агента выбор стратегии уплаты (или неуплаты) налогов определяется фундаментальными и организационными факторами. К первым относятся налоговая политика и политика государственных расходов.
Для того, чтобы граждане не уклонялись от налогов, они должны верить, что налоги будут потрачены на увеличение их благосостояния (в широком смысле этого слова) и при том — эффективным образом. Отсутствие этой веры существенно обостряет проблему зайца. При нерациональной политике государства неуплата налогов может оказаться более эффективным поведением не только с точки зрения каждого отдельного плательщика, но и для общества в целом. Уклонение от налогов получает моральное оправдание. Кредит доверия особенно подрывается, если государство одновременно увеличивает налоги и уменьшает расходы на социальное обеспечение, как это происходило в России в 1992-1998 гг., — люди не чувствуют положительного эффекта от увеличивающейся налоговой нагрузки.
Возможно,
при выборе стратегии уплаты
налогов более значим
Если налоги слишком высоки, а система принуждения к их уплате неэффективна, то уход от налогов оказывается выгодным для многих экономических агентов. Но тогда и вероятность обнаружения каждого конкретного неплательщика мала. Чем больше масштаб уклонения от налогов, тем меньше ожидаемый ущерб от неуплаты для каждого неплательщика, что, в свою очередь, увеличивает масштаб уклонения. Поддерживающая экстерналия порождает эффект координации.
Массовое
уклонение от налогов приводит
к возникновению
Как обычно,
выход из институциональной
ловушки требует больших
2.3. Коррупция
Неадекватность
законодательства, нерациональность
государственной политики и
2.4. Самореализующиеся пессимистические ожидания
Известно
немало примеров того, как эффект
координации ожиданий и
2.5 Бартер
Бартер нередко сопровождает быструю инфляцию. Суть этого явления можно объяснить, опираясь на понятия трансакционных издержек. В современной экономике трансакционные издержки бартера обычно превышают издержки денежных трансакций, поэтому бартерный обмен сравнительно редок. С увеличением темпа инфляции хранение денег приводит всё к большим потерям, чтобы уменьшить их, экономические агенты стремятся увеличить скорость обращения, а это приводит к росту собственных издержек трансакций (затрат на осуществление сделки). С некоторого момента трансакционные издержки денежного обмена могут возрастать очень быстро, если финансовая система не справляется с увеличивающимся объемом трансакционной активности.
В экономиках с развитой банковской системой доля бартера невелика даже при высоких ростах темпа инфляции. Однако в России в начале 1992 года сложились необычно благоприятные условия для распространения бартера [5]. Банковская система была в зачаточном состоянии, запаздывание при безналичных расчетах внутри Москвы составляло около 2 недель, межрегиональные трансакции нередко требовали месяца и более. Подчас выгоднее было доставлять наличные на самолете в мешках, чем переводить со счета на счет. Вскоре ряд предприятий обнаружили, что трансакционные издержки бартера ниже трансационных издержек денежного обмена. С другой стороны, и трансформационные издержки перехода на бартер оказались сравнительно низкими, поскольку еще сохранялись старые «прямые связи» между поставщиками и потребителями, которые всячески поощрялись в плановой системе. Современные средства связи упрощали поиск контрагентов и переговоры. Чем больше число предприятий предпочитали бартер, тем меньше оказывались трансакционные издержки бартера, ибо при этом было легче находить партнеров, чтобы строить бартерные цепочки (эффект координации). В силу этого по мере роста бартерной экономики облегчалось присоединение к ней новых предприятий.
Таким образом, предпосылки для бартера были созданы благодаря изменению фундаментальных факторов – темпа инфляции и риска неплатежа – повлекшему резкое изменение соотношения между трансакционными издержками денежного обмена и бартера. Эффект координации ускорил формирование этой нормы. С течением времени трансакционные издержки бартера продолжали уменьшаться в результате эффекта обучения: предприятия научились выстраивать длинные цепочки обменов. Возникшая норма породила новый институт бартерных посредников и оказалась удобным инструментом ухода от налогов (эффект сопряжения).
К 1997 году инфляция в Россия
радикально уменьшилась, а технология
денежного обмена существенно
Информация о работе Институциональные ловушки в российской экономике