Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:26, реферат
Тема реферата – инфраструктура хозяйствования. Изучение данной темы очень важно и всегда актуально. Инфраструктура - неотъемлемая часть экономики, следовательно, ее изучение необходимо для понимания сущности экономических процессов, стабильного развития и функционирования экономических механизмов, действий, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.
Введение. 3
1.Инфраструктура экономики: понятие, особенности. 4
2.Производственная инфраструктура. 8
3.Социальная инфраструктура. 9
4.Рыночная инфраструктура. 10
4.1.Функции рыночной инфраструктуры. 11
4.2.Элементы рыночной инфраструктуры. 13
5.Понятие и классификация инфраструктуры как информационно-инфраструктурного комплекса экономики. 17
Заключение 19
Список литературы 20
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Экономической теории и бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине Экономическая теория
на тему: Инфраструктура хозяйствования
Проверила
Доцент к.ф.-м.н. Гагулина Н.Л.
_____________
Санкт-Петербург,
2009
Содержание
Введение. 3
1.Инфраструктура
экономики: понятие,
2.Производственная инфраструктура. 8
3.Социальная инфраструктура. 9
4.Рыночная инфраструктура. 10
4.1.Функции рыночной инфраструктуры. 11
4.2.Элементы рыночной инфраструктуры. 13
5.Понятие
и классификация
Заключение 19
Список литературы 20
Тема реферата – инфраструктура хозяйствования. Изучение данной темы очень важно и всегда актуально. Инфраструктура - неотъемлемая часть экономики, следовательно, ее изучение необходимо для понимания сущности экономических процессов, стабильного развития и функционирования экономических механизмов, действий, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. Целями написания реферата является получение дополнительных, более глубоких знаний по данной теме, которые будут полезны как при дальнейшем изучении материала, так и при осуществлении непосредственной экономической деятельности, систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков и применение их при решении конкретных экономических задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов Например, разница в типе экономической системы влияет на весь подход к понятию «инфраструктура»: при административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При рыночной системе предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, при переходу к рынку изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры. Поэтому знание понятия «инфраструктура» полезно и необходимо.
Инфраструктура1 (от лат. infra - ниже,
под и structura - строение, расположение), термин,
появившийся в экономической литературе
в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса
отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное
и сельско-хозяйственное производство
(строительство шоссейных дорог, каналов,
портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое
хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение
и канализация, общее и профессиональное
образование, расходы на науку, здравоохранение
и т. п.).
В советской экономической науке инфраструктура делится на две группы:
производственную и непроизводственную
(социальную). В первую группу включаются
отрасли инфраструктуры, непосредственно
обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги,
водоснабжение, канализация и пр. Во вторую
группу включаются отрасли, опосредованно
связанные с процессом производства: подготовка
кадров, школьное и высшее образование,
здравоохранение и т. д.
Характерной чертой инфраструктурных
отраслей капиталистического хозяйства
является их двойственный характер. С
одной стороны, без развития этих отраслей
невозможно существование промышленности
и сельско - хозяйственных предприятий,
где производятся товары, и создаётся
прибавочная стоимость. В условиях научно-технической
революции четко обнаружилась прямая
зависимость темпов роста производства
и его эффективности от развития отраслей инфраструктуры. С другой стороны,
создание этих отраслей и их функционирование
не приносят прибыли тому, кто осуществляет
капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает
прибыли промышленных и сельско - хозяйственных
компаний. Чем выше развитие производительных
сил, тем больших капиталовложений требуют
отрасли инфраструктуры. Ряд отраслей инфраструктуры стал объектом межимпериалистической
конкурентной борьбы, например сфера науки,
образования, подготовки кадров, отрасли
транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией
и т. д., так как от капиталовложений в них
зависят рост производства и выигрыш в
межимпериалистической конкурентной
борьбе.
Двойственный характер инфраструктуры превратил проблему
её создания из технической в социальную,
а развитие государственно-
Процесс обобществления производства
при капитализме обусловил необходимость
перехода в государственную собственность
таких отраслей хозяйства, которые по
своей природе требуют общественного
регулирования. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»:
«Эта необходимость превращения в государственную
собственность наступает прежде всего
для крупных средств сообщения: почты,
телеграфа и железных дорог» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289). Сосредоточение
отраслей инфраструктуры в руках капиталистических
государств отвечает также агрессивной
природе империализма. Создание стратегических
автострад, единое управление средствами
железнодорожного транспорта и связи,
подготовка военных кадров, развитие науки
в военных целях - всё это обусловливает
необходимость перехода этих отраслей
под контроль государства. Объективная
необходимость, заставляющая буржуазное
государство брать на себя создание мощного
комплекса инфраструктуры, показывает, что процесс
обобществления производства зашёл уже
так далеко, что частный сектор не в состоянии
справиться с отдельными отраслями хозяйства.
Проблема взаимосвязи производства с
обслуживающими его отраслями хозяйства
возникла значительно раньше, чем появился
термин «Инфраструктура». Изучались необходимые
пропорции в развитии промышленных и обслуживающих
их отраслей, а с развитием государственно-
Попытки экономистов найти средство,
ослабляющее действие экономических кризисов,
натолкнуло их на мысль рассматривать
отрасли инфраструктуры как одно из важнейших
средств приведения в соответствие объёма
производства и платёжеспособного спроса.
Однако теоретические проблемы инфраструктуры в буржуазной политической
экономии ещё не разработаны. Разные экономисты
включают в инфраструктуру различные отрасли
хозяйства. Для оправдания переложения
огромных затрат на государственный бюджет
эти расходы обозначаются терминами «социальные
издержки общества» или «дополнительный
капитал». Все попытки экономистов дать
определение понятию «инфраструктура», которое вскрывало
бы его сущность, природу и место в капиталистическом
воспроизводстве, подвергались резкой
критике со стороны других экономистов
как уязвимые и неубедительные.
Общее назначение отраслей
инфраструктуры экономики - упрощать и
делать более эффективными потоки товаров
и услуг между продавцами и
покупателями. Некоторые авторы к
инфраструктуре экономики относят
также науку, здравоохранение, систему
образования, называя их непроизводственной
(социальной) инфраструктурой.
Как правило, отрасли инфраструктуры экономики
(особенно такие, как дорожная сеть и сооружения,
связанные с охраной природы) отличаются
повышенной капиталоемкостью, окупаемость
вложений в них не всегда высокая, поэтому
у фирм и государства в целом часто возникает
соблазн экономии на инвестициях в сооружение
объектов инфраструктуры экономики. как
менее «срочных» и эффективных, чем непосредственно
производств, инвестиции. По этой причине
отрасли инфраструктуры традиционно принадлежали
государству, и затраты на их развитие
возлагались на государственный бюджет,
т.е. на налогоплательщиков.
Однако в постиндустриальных обществах
в связи с ускорением научно-технического
прогресса ситуация с эффективностью
вложений в объекты инфраструктуры экономики
существенно изменилась. Такие отрасли,
как например, электронные коммуникации
(включая космические), электроэнергетика,
воздушный транспорт, водоснабжение и
др., все больше переходят в руки частных
компаний.
Крупный бизнес учится учитывать и использовать внешние эффекты, связанные с функционированием
инфраструктуры экономики, и усиливает
свою экспансию в эту сферу. Возникло множество
национальных и транснациональных компаний
инфраструктурной специализации. В государствах
с рыночной экономикой инфраструктура
используется как один из рычагов регулирования
рынка, ослабляющего воздействие экономии,
кризисов путем создания новых рабочих
мест в отраслях экономики. Государство
расширяет платежеспособный спрос и т.о.
приводит экономическую систему в равновесие.
Развитие инфраструктуры способствует
решению ряда социальных задач. Услуги
инфраструктуры можно рассматривать как
предварительные условия экономического
роста. В России проблема оптимизации
инфраструктуры, тесно переплетена с проблемой естественных монополий, особенно электроэнергетических
и транспортных. В народнохозяйственном
масштабе проблема оптимизации инфраструктуры
экономики сводится к проблеме нахождения
таких пропорций между нею и основными
отраслями материального производства,
при которых общая эффективность экономической
системы в целом окажется наивысшей.
Выделяют последующие главные виды инфраструктуры в государственной экономике:
В последующих главах
мы подробно рассмотрим каждый из этих
видов.
Производственная
Включает в себя транспорт и транспортное хозяйство, линии электропередачи, трубопроводы и продуктопроводы, водоснабжение, средства информации и связи, организации и фирмы, обеспечивающие производство услугами технологического и исследовательского характера.
Социальная инфраструктура
– это совокупность единиц
государственной экономики,
Начиная с середины XX в. во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитию различных сфер социальной инфраструктуры, во-вторых, была создана качественно новая в технико-технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования; в-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в т. ч. в отрасли социальной инфраструктуры.
Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.
Рыночная инфраструктура- это совокупность институтов государственной экономики, функционирование которых ориентировано на обеспечение обычной деятельности рынка и его развитие. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают. Инфраструктура рынка представлена совокупностью разных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность разных отраслей экономики.
Рыночная инфраструктура состоит из последующих частей:
Функционирование товарных рынков обеспечивается развитием сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного и складского хозяйства, средств транспорта, правовыми нормами, регулирующими торговые сделки, государственными органами контроля качества и сертификации, неправительственными организациями защиты прав потребителей и др. Рынки факторов производства (капиталов, труда и земли) обслуживаются соответственно фондовыми биржами, банковскими и страховыми учреждениями, биржами труда или центрами занятости, осуществляющими трудоустройство и переподготовку работников, земельными аукционами и тендерами, государственными органами земельного кадастра и др. В инфраструктуру финансового рынка входят фондовые и валютные биржи, банки, брокерские, дилерские и другие посреднические компании, институциональные инвесторы (фонды, инвестиционные компании), аудиторские фирмы, рейтинговые агентства, региональные и международные финансовые институты и др. На основе информационного и справочного аппаратов рыночной инфраструктуры осуществляется информационное обеспечение функционирования рыночной экономики.
На современном этапе
научно-технической революции