Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 10:51, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей социально-экономической ситуацией и оказывают огромное влияние не только на положение в самой стране, но и на ее роль в мировой экономике. Следовательно, они нуждаются в особо тщательном изучении и точной оценке для предотвращения кризиса, который они могли бы вызвать.
Цель курсовой работы: рассмотреть инфляцию как социально-экономический процесс, проанализировать основные формы проявления инфляции и охарактеризовать пути ее преодоления.
Введение........................3
1. Инфляция. Виды инфляции. Инфляция как социально-экономический процесс:
1.1 Понятие инфляции...............5
1.2 Причины инфляции................6
1.3 Механизм инфляции...............8
1.4 Инфляция спроса.................9
1.5 Инфляция предложения..............12
1.6 Стагфляция..........................13
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция................14
2.2 Подавленная инфляция..............14
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция.17
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция........18
3. Социально-экономические последствия...........18
3.1 Жизненный уровень населения, безработица, кривая Филипса..................20
3.2 Антиинфляционная политика государства......24
Заключение........................27
Список использованных источников.....................29
Другими словами, инфляция, какая бы она ни была в цифровом выражении, не проявит себя до тех пор, пока общественная денежная масса не превысит уровень полного обеспечения финансовых операций. И с другой стороны, как бы ни была велика денежная масса в обществе, проявлений инфляции не возникнет, пока товарная масса будет соответствовать общественной потребности. Но как только по каким либо причинам в обществе будут созданы предпосылки недостатка той или иной товарной продукции, тут же избыточность денежной массы скажется в виде ценового роста на соответствующие и сопутствующие им товары.
При этом следует учесть, что недостаток товарной массы может проявиться вследствие логистических просчетов, остановок производственных объектов (например, на профилактический ремонт) без предварительного создания запасов выпускаемой продукции или банального припрятывания товаров первой необходимости недобросовестными продавцами/производителями.
Также
аналогичную ситуацию может создать
конкурентная борьба производителей на
агрессивном этапе ведения этой
борьбы, а также на этапе слияния
и поглощения производственных структур.
Денежные
механизмы инфляции
Дополнительно к указанному «товарному механизму инфляции» существует еще два механизма, не зависящие от состояния товарной массы, которые условно можно назвать «денежными инфляционными механизмами».
Первый из них выражен в однозначном соответствии механизму девальвации национальной валюты.
Например, девальвация российской валюты в 2009 году с 24 руб. за доллар США до 36 руб. за доллар США указывает нам на то, что был запущен механизм инфляции, размеры которой точно соответствуют пропорциям проведенных изменений в национальной валюте. Т.е. это действие «обеспечило» российскому обществу более чем 30%-ю инфляцию, исполнение которой отсрочено в связи с недостатком денежной массы для обеспечения финансовых операций в обществе. И как только экономическая среда будет наполнена денежной массой, скрытая до сего момента инфляция, выплеснется наружу.
Второй
«денежный» инфляционный механизм привязан
к реальной стоимости международной
валюты – доллару США. Любые изменения
его «плотности» запускает соответствующее
инфляционное воздействие на ценовые
показатели товарной массы уже во всем
мире, и Россия здесь – не исключение.
В основном за последний период девальвация
международной валюты происходила за
счет спекулятивного воздействия игроков
на сырьевой бирже. Но это лишь один из
многих вариантов запуска международного
инфляционного механизма.
Подытоживая
всё вышесказанное, можно четко
выделить три основных инфляционных
механизма:
1. Производственные огрехи по выпуску и распределению товарной массы, выраженные в недостаточных количественных показателях. Несоответствие производимой продукции общественной потребности, связанное с различными объективными и/или субъективными причинами;
2. Девальвация национальной валюты;
3. Девальвация
общемировой валюты.
В качестве
практического следствия можно
провести анализ инфляционных процессов
в российской экономике периода
от примерно 2000 до августа 2008 года.
До начала активных манипуляций на сырьевой бирже (начало 2007 г.) девальвация мировой валюты составляла около 2-3% в год. При этом девальвация российского рубля отсутствовала, и более того, произошло небольшое его укрепление с 27 до 24 руб. за 1 доллар США. Отсюда можно сделать вывод, что «стандартная» российская инфляция, составляющая от 10 до 14% в год, практически целиком зависит от воздействия «товарного» инфляционного механизма. Другими словами, организация производства товаров первой необходимости (а именно этот элемент в первую очередь влияет на «товарную» инфляцию) в России крайне неудовлетворительна. К этому можно также добавить и тот факт, что ни одно развитое государство в мире не страдает от этого фактора.
Применяя термин «организация производства» следует учесть, что рыночная экономика ограничивает вмешательство государства в организационные процессы. Организация производственных процессов в государственном масштабе – это экономическая политика государства, совокупность его налоговой политики, мер по поощрению производителя, а также использованию всевозможных систем контроля деятельности предприятий.
Неравномерный
рост цен по товарным группам порождает
неравенство норм прибылей, стимулирует
отток ресурсов из одного сектора
экономики в другой (в России из
промышленности и сельского хозяйства
в торговлю и финансово-банковский сектор).
Выделяют следующие типы инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
По степени распространения выделяют:
Локальная инфляция – рост цен происходит в границах одной страны.
Мировая инфляция – охватывает группу стран или всю глобальную экономику.
С точки зрения соотносительности роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, выделяют следующие виды инфляции:
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
С точки зрения критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Адаптированные
ожидания потребителей — изменение
потребительской психологии. Часто возникает
в результате распространения информации
о будущей потенциальной инфляции. Повышенный
спрос на товары позволяет предпринимателям
поднимать цены на эти товары.
Подавление
инфляции характеризуется внешней
стабильностью цен при активном
вмешательстве государства. Административный
запрет повышать цены обычно приводит
к нарастающему дефициту тех товаров,
на которые цены должны были бы повыситься
без государственного вмешательства,
не только из-за первоначального повышенного
спроса, но и в результате снижения предложения.
Государственное субсидирование разницы
в ценах для производителя или потребителя
не сокращает предложение, но дополнительно
стимулирует спрос.
В зависимости от темпов роста различают следующие виды инфляции:
Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за
счёт
того, что для покрытия дефицита
бюджета правительством выпускается
избыточное количество денежных знаков.
Парализует хозяйственный механизм, при
ней происходит переход к бартерному обмену.
Обычно возникает в военные или кризисные
периоды.
Используют
также выражение хроническая
инфляция для длительной во времени
инфляции. Стагфляцией называют ситуацию,
когда инфляция сопровождается падением
производства (стагнацией).
1.4.1.
Инфляция спроса
ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА - разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе.11
Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг. Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг. Возникающий избыток спроса, таким образом, приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства (госзаказы) или за счет повышения спроса в предпринимательской среде (расширение инвестиционных вложений).
Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:
Покажем
инфляцию спроса на графике:
Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1 -> AD2). Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках (2 и 3), то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию спроса. Такой вид инфляции является наиболее изученным.
Вычислить темп инфляции для данного года можно следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями:
во-первых, путем законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса; ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка товарами и услугами.
Причина возникновения монетаристской
инфляции: часто государство в силу неэкономических
причин вынуждено идти на масштабное увеличение
массы денег, производить эмиссию денег.
Если наращивание массы денег не сопровождается
адекватным увеличением товарной массы,
то количество товара приходящегося на
единицу денег сокращается, следовательно,
сокращается покупательная способность
денег и по определению наступает инфляция.
1.4.2.
Инфляция предложения.
Инфляция
предложения - это инфляция, вызванная
ростом издержек производства или уменьшением
совокупного предложения. Причинами
увеличения издержек могут быть экономическая
и финансовая политика государства,
рост цен на сырье, действия профсоюзов,
требующих повышения заработной платы
и так далее. Повышение издержек сокращает
прибыли, а следовательно и объем производимой
продукции.
Вот несколько
факторов, которые приводят к росту
инфляции предложения:
1. Лидерство
в ценах. (Установление цены на товар, производимый
и продаваемый несколькими фирмами в условиях
олигополии. Если лидирующая фирма изменяет
цену, устанавливает новую цену на товар,
то в последующем другие фирмы следуют
ее примеру).
2. Снижение
роста производительности труда и падение
производства.
3. Возросшее
значение сферы услуг. Оно характеризуется,
с одной стороны, более медленным ростом
производительности труда по сравнению
с отраслями материального производства,
а с другой - большим удельным весом заработной
платы в общих издержках производства.
4. Ускорение
прироста издержек и особенно заработной
платы на единицу продукции. Экономическая
мощь рабочего класса, активность профсоюзных
организаций не позволяют крупным компаниям
снизить рост заработной платы до уровня
замедленного роста производительности
труда.
Информация о работе Инфляция. Виды инфляции. Инфляция как социально-экономический процесс