Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 1
1.ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. 4
2. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 19
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ СТРАНЫ. 23
4.СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. ПРОБЛЕМЫ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 40

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

                  в долгосрочном - только рост цен (инфляционная спираль).

Инфляция издержек - рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.

Инфляция издержек производства порождается неденежными факторами. Причины такой инфляции:

                  снижение роста производительности труда, вызванное циклическими и структурными изменениями;

                  расширение сферы услуг, большой удельный вес зарплаты по сравнению с производительностью труда, что ведет к росту цен;

                  повышение оплаты труда под воздействием профсоюзов, что раскручивает инфляционную спираль;

                  высокие косвенные налоги.

Инфляция издержек описывается следующим образом. При росте издержек производства (в расчете на единицу продукта) предложение при прежних ценах падает, что вызывает рост цен. При этом объем производства и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на факторы производства и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.

Если в условиях инфляции издержек проводится политика смягчения ограничений роста денежной массы (в целях предотвращения спада производства), то с высокой вероятностью можно ожидать раскручивание инфляционной спирали, т.е., аналогично инфляции спроса:

                в краткосрочном периоде рост цен и реального выпуска;

                в долгосрочном - только рост цен.

На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

К важнейшим инфляционным причинам роста цен также относят:

1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.

2.  Инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.

3. Отсутствие стремления к чистому свободному рынку и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

4. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.

5. Инфляционные ожидания - возникновение «самоподдерживающегося» механизма инфляции. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

Из сказанного следует важный для выработки политики экономического регулирования вывод. Поскольку в наших условиях повышение цен сопровождается не ростом, а падением объемов производства, не следует рассматривать дальнейшее увеличение цен в качестве средства стимулирования производства. При существующем ценообразовании они для этого либо принципиально не годятся, либо смогут работать лишь при определенных условиях, которые еще предстоит создать.

В любом случае на современном этапе основное значение имеют неценовые методы воздействия на структуру и динамику производства. Не случайно промышленно развитые страны в последние годы менее активно применяют ценовое регулирование.

Таким образом, развитие инфляционных процессов, в России начиная с 1990 г. по 2007 г. представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Динамика среднегодового уровня инфляции в России. [17;4]

 

Годы

Инфляция (%)

1990

5,3

1991

92,6

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215,0

1995

131,3

1996

21.9

1997

11.0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18.6

2002

15.1

2003

12.0

2004

10-11

2005

6.5-8.5

2006

5.5-7.5

2007

4.6


 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

 

Инфляция (лат.infation – вздутие, разбухание) – непрерывное повышение общего уровня цен в экономике. Более строгое определение инфляции, учитывающие причины и некоторые следствия роста общего уровня цен в экономике, звучит так: инфляция – дисбаланс спроса и предложения ( форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в росте цен в экономике и в обесценивании денег. Существует множество видов и типов инфляции. С точки зрения темпов роста цен, выделяют умеренную ( рост цен не превышает 10% в год), ползучую( рост цен от 10 до 20% в год), галопирующую( от 20% до 200% в год) и гиперинфляцию( больше 200%). По степени предсказуемости различают ожидаемую инфляцию и инфляцию неожидаемую, внезапную. Если цены на разные товары и услуги растут примерно одинаково, то говорят о сбалансированной инфляции. Если же цены на разные товары и услуги меняются в разной пропорции, то в экономике инфляция не сбалансированная. По своему характеру инфляция бывает открытая, подавленная и скрытая. Наилучший вариант для любой экономики – открытая, сбалансированная, предсказуемая инфляция.

Одной из особенностей инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни поднимаются резко, другие более умеренными темпами,  третьи вовсе не поднимаются.

Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. На практике это сделать сложно, поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен.

              Индекс цен (I) – это отношение цены   t-го года (P1) к цене базисного года (Pb), т.е.

I = (P1 / Pb) * 100%                                                                                           (1)

Различают следующие основные виды индекса цен:

                Индекс потребительских цен;

                Индекс оптовых цен;

                Индекс цен – неявный дефлятор ВНП;

                Индекс экспортных и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской в t-м году к ее цене в базисном году. Он показан в таблице 4.

Таблица 4.

Темпы развития инфляционных процессов в России в 2005 году. [3;177]

 

Месяц

Индекс потребительских цен в % к предыдущему месяцу

 

Темп инфляции

Январь

102,6

102,6%-100%=2,6%

февраль

101,2

101,2%-100%=1,2%

март

101,3

1,3%

апрель

101,1

1,1%

май

100,8

0,8%

июнь

100,6

0,6%

 

При вычислении индекса потребительских цен принимают  во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров ( одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ( медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена). Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами. Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Паше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов.

Аналитическое выражение описанных индексов:   

Индекс роста цен по формуле Ласпейреса (I1):

I1 = (Pt * Ot) / (Pb * Ob)                                                                                      (2)                                                                                  

Индекс роста цен по формуле Паше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Ip):

Ip = (Pt * Ot) / (Pb * Ot)                                                                                      (3) Индекс роста цен по формуле Фишера:

If= [(Pt * Ot) / (Pb * Ob)] *[(Pt * Ot) / (Pb * Ot)]                                           (4) 

Где Pt – цена t-го года;

Pb – цена базисного года;

Ot – объем продукции, произведенной в t-м году;

Ob – объем продукции, произведенной в базисном году.

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель – дефлятор ВНП – отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров – потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике предпочитают использовать последний. Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (n). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к  индексу цен предыдущего периода:

Информация о работе Инфляция в России