Инфляция в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть инфляцию и антиинфляционную политику.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность и виды инфляции;
исследовать причины, порождающие инфляцию;
изучить антиинфляционную политику.

Файлы: 1 файл

Инфляция РК.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Уяснение  природы инфляции и роли в ней  цен дает возможность найти как  меры борьбы с ней, так и методы ее прогнозирования. Заинтересованность в достоверности этих прогнозов различных хозяйствующих субъектов понятна, так как инфляция, темпы ее развития затрагивают их. Не зря в основе принятия любых хозяйственных решений лежат так называемые «инфляционные ожидания».

    Инфляция  проявляется в росте издержек производства и обращения, цен и тарифов, изменении покупательной способности рубля и его курса по отношению к другим валютам, банковского процента, прибыли, дивидендов, оплаты труда и других видов доходов, оценки основных фондов стоимости земли и ценных бумаг и т.д.

    В результате неравномерности этих изменений  происходят сдвиги в составе и  структуре затрат, в соотношении  цен, уровне рентабельности отраслей, различных товаров и услуг, в  распределении доходов. В процессе этих сдвигов изменяются объемы и структура общественных потребностей, сегментация товарных рынков, уровень и структура потребления различных категорий потребителей.                                

    Первопричина  инфляции лежит сфере производства, в сфере структурных несоответствий. Производится слишком много средств производства для производства средств производства, оборонной техники и слишком мало потребительских товаров. [2, 210]

2.2 Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики

         

    Инфляция  и особенно гиперинфляция разрушающее действует на экономику.

    Разрушающее свойство инфляции прежде всего в  том, что цены повышаются неравномерно по их видам (оптовым и розничным, например, стадиям производства и обращения. Это повышение охватывает как готовые товары, так и факторы производства, различается по времени и т.д. Такая неравномерность в динамике цен объективно существует и без инфляции, но тогда отрицательное ее воздействие слабо ощутимо для экономики. В условиях же инфляции эта неравномерность резко усиливается и становится фактором, оказывающим дестабилизирующее воздействие на всю экономику. Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для отдельных хозяйствующих субъектов, многих слоев населения и выигрышу другой их части.

    Повышение цен в первую очередь охватывает материально-существенные элементы, находящиеся в сфере обращения, а товарно-материальные ценности, находящиеся в запасах, обесцениваются.

    Поэтому запасы сырья, материалов, незавершенное  производство, остальные производственные фонды должны систематически переоцениваться во избежание финансовых трудностей. Однако эта работа не поспевает к повышением цен. Такая ситуация сложилась после либерализации цен, когда после резкого скачка цен оборотные фонды предприятий не были переоценены и образовалась острая нехватка оборотных средств, что явилось одной из причин кризиса неплатежей. Обесцениваются также денежные запасы (вклады, остатки денежных средств на счетах и т.д.). Главным отрицательным последствием инфляции является стихийное, непредсказуемое перераспределение доходов. "Во-первых, инфляционный рост цен приводит к снижению доходов групп населения, имеющих фиксированные номинальные доходы (пенсионеров, студентов, служащих государственных учреждений и т.д.), т.е. так называемых «бюджетников», если темпы роста их номинальных доходов отстают от темпов роста инфляции. Поэтому важное значение в этих условиях приобретает индексация этих доходов в соответствии с темпами инфляции.

    Во-вторых, группы населения, получающие нефиксированные  доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов обгоняет рост цен, и реальные доходы у них будут увеличиваться. Работники раздающихся отраслей промышленности могут иметь номинальную заработную плату, увязанную с уровнем инфляции. Выигрыш от инфляции могут иметь руководители фирм и другие получатели прибылей при условии, что цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, т.е. издержки.

    В-третьих, инфляция и соответствующее ей повышение  цен обесценивает сбережения: текущие и срочные счета в банке, страховые полисы и другие бумажные активы с фиксированной стоимостью.

    В-четвертых, инфляция приводит к перераспределению доходов между кредиторами и дебиторами. Выигрыш получает дебитор, проигрывает кредитор, так как в результате инфляции он получит от ссудополучателя (возврат ссуды) ту ссуду, которую он ссудил, но обесцененную на размер инфляции.

    Инфляция  приводит к искажению важных экономических показателей развития хозяйства и, прежде всего, процента за кредит и рентабельности производства. При нормальном состоянии экономики и производства величина процента и размер рентабельности производства находятся в определенной устойчивой зависимости. Ставка процента определяется динамикой рентабельности производства. С наступлением инфляции нарушаются, и динамика процента за кредит не соответствую динамике рентабельности производства и, более того, резко отклоняет от нее в разных направлениях.  

 

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

    Негативные  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную антиинфляционную политику. Это действия, направленные на борьбу с инфляцией. Какова их цена? В каждом конкретном случае – своя. Но зачастую последствия борьбы с инфляцией превышают сами экономисты, лишь пугая народ[16, 351].

    Правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование в целом малоэффективным.

    Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризисные ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

    Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”;
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков;
  • операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

    В свою очередь, прямые меры – это:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное регулирование пределов заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;
  • государственное регулирование валютного курса[13, 293].

    Существует  два варианта действий государства при инфляции:

    1) проведение адаптационной политики  или приспособления к инфляции, когда применяются меры по  индексации доходов, заработной  платы, процентных ставок, инвестиций; компании и фирмы реализуют  краткосрочные проекты, физические лица ищут дополнительные источники доходов и т.д.;

    2) проведение комплексов антиинфляционных  мер по снижению или подавлению  инфляции.

    Комплекс  мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны  производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной, морально-нравственной сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

    Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

    Антиинфляционная  политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

    1. Уменьшение объема денежной массы  в обращении через сокращение  налично-денежной эмиссии Центральным банком.

    2. Увеличение учетных ставок (рефинансирования) за централизованные кредиты в целях удорожания всех кредитных ресурсов и снижения их доступности.

    3. Увеличение резервных требований  Центрального банка к коммерческим  банкам для достижения сжатия  кредитного мультипликатора и ограничения кредитной экспансии коммерческих банков.

    4. Прямое сокращение кредитов Центрального  банка в тех же целях[16, 352].

    Антиинфляционная  фискальная политика проводится путем  увеличения налогов, сокращения государственных  расходов и, на основе этого, снижения дефицитов государственного бюджета.

    Налоговая политика в условиях инфляции призвана решать две взаимосвязанные, но противоречащие задачи:

    во-первых, повысить уровень доходов государственного бюджета для достижения его сбалансирования  и устранения дефицита;

    во-вторых, оживить экономическую активность первичных звеньев экономики - в  сфере производства и обмена.

    Налоговая антиинфляционная политика заключается  в сокращении косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Вторым аспектом действия высоких налогов является их давление на производство, что ограничивает предложение. В-третьих, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к уклонению от налогов.

    Поэтому при инфляции предпочтительнее простая  и надежная налоговая система, не отягощенная условиями льготирования  с акцентом на обложение потребления. Этим требованиям в наибольшей степени  соответствуют налог на доходы и поимущественный налог с высокой степенью дифференциации ставок в зависимости от стоимости имущества.

    Сокращение  государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную сферу, так и  на сферу материального производства в отношении государственных хозяйствующих субъектов. Здесь следует иметь в виду, что в последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции - инфляции издержек или производителей, поэтому их влияние будет рассматриваться отдельно. В этом отношении наблюдается взаимосвязь причин двух видов инфляции и комплексных способов противодействия[18, 364].

    В части бюджетных расходов общегосударственного и местного уровней генеральным  направлением является их максимальное сокращение по всем возможным статьям. Разумеется, должны быть обеспечены жизненно важные социальные потребности по защите пенсионеров, учащихся, работников с фиксированными доходами.

    Ограничение бюджетных расходов достигается:

    а) прямыми методами - рестрикциями, то есть путем их принудительного снижения против достигнутого уровня на основании законодательных актов или распоряжений полномочных государственных органов;

    б) методом секвестирования - пропорциональным снижением всех расходов в соответствии с заданной общей величиной снижения, определяемой разными факторами:

    в) контролем уровня располагаемых  доходов;

    г) ограничением уровня дефицита государственного бюджета.

    В любом случае сокращение расходов затрагивает  действие многих национальных программ развития, отказ от всевозможных престижных проектов, мероприятий, не дающих немедленной отдачи и т.д.

    Более сложным представляется решение  проблем преодоления второго  типа инфляции - инфляции, вызванной  ростом издержек производства (инфляции производителей), в результате:

    1) увеличения заработной платы;

    2) падения производительности труда,  в связи с нарушениями хозяйственного  механизма по причинам организационного  характера;

Информация о работе Инфляция в РК