Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа
Цель данной работы: изучение сущности и причин возникновения инфляции и путей ее преодоления, а также анализ особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Данная цель формирует необходимость решения следующих задач:
изучить сущность инфляции и причины ее возникновения;
раскрыть формы и виды инфляции;
изучить социально-экономические последствия;
исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Содержание инфляции как формы макроэкономического неравновесия. 6
1.1 Понятие инфляции 6
1.2 Причины инфляции 9
1.3 Типы и виды инфляции 9
2 Анализ инфляционных процессов в Беларуси 14
2.1 Принципы инфляции в национальной экономике 14
2.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси 17
3 Основные факторы и методы подавления инфляционных тенденций. 21
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей 21
3.2 Экономический цикл и экономическое развитие Беларуси 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Принцип сочетания отраслевого
и регионального аспектов планирования
требует, чтобы отраслевые планы
разрабатывались с учетом интересов
данной территории и рационального
использования местных
Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.
4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.
Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался на уровне между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги последних 1-2 лет, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.
Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц)
против 108,7 процента (или 6,3 процента в
среднем за месяц) годом ранее. В
декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем
прирост индекса
Рисунок 2.1 – ДИНАМИКА индекса потребительских цен
Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.
Государство при выборе методов
макроэкономического
Для антиинфляционного
1. Политика, направленная
на сокращение бюджетного
Проводя антиинфляционную политику,
государство сталкивается с проблемами
экономического роста и безработицы.
Связь между инфляцией и
Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической [17, с. 184; 18, с.104].
Антиинфляционную политику
государства можно условно
Мировая практика знает немало эффективных методов, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.
В стратегическом плане ПЕРВАЯ
и важнейшая задача антиинфляционной
политики государства состоит в
погашении инфляционных ожиданий, то
есть необходимо переломить психологию
субъектов экономической
ДРУГИМ неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так. государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.
Для того чтобы денежная
политика была действительно
ТРЕТЬЯ задача антиинфляционной политики государства - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями -увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Решая эту проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. [17, с. 185].
ЧЕТВЕРТАЯ задача антиинфляционной политики - свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов; и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Поскольку движение капиталов
получает концентрированное выражение
в сальдо платежного баланса, то необходимо
снять с него инфляционный эффект,
т.е. вести внешнеэкономическую
Таковы основное направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить инфляционное напряжение.
Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты [17, с.184; 18, с.104].
С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия: