Инфляция в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение сущности и причин возникновения инфляции и путей ее преодоления, а также анализ особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования.
Данная цель формирует необходимость решения следующих задач:
изучить сущность инфляции и причины ее возникновения;
раскрыть формы и виды инфляции;
изучить социально-экономические последствия;
исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Содержание инфляции как формы макроэкономического неравновесия. 6
1.1 Понятие инфляции 6
1.2 Причины инфляции 9
1.3 Типы и виды инфляции 9
2 Анализ инфляционных процессов в Беларуси 14
2.1 Принципы инфляции в национальной экономике 14
2.2 Инфляция и экономическая политика в Беларуси 17
3 Основные факторы и методы подавления инфляционных тенденций. 21
3.1 Анализ динамики основных макроэкономических показателей 21
3.2 Экономический цикл и экономическое развитие Беларуси 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

образец оформления курс.docx

— 225.29 Кб (Скачать)

Принцип сочетания отраслевого  и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы  разрабатывались с учетом интересов  данной территории и рационального  использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет  осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос  на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутри отраслевые, межотраслевые), использовать передовой  опыт и решать другие задачи. Территориальное  планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства  регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических  проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности  общественного производства, росту  благосостояния народа и улучшению  состояния окружающей среды.

 

    1. Инфляция и экономическая политика в Беларуси

 

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, тем самым желая  себя обезопасить. Да и внешние долги  не снижают инфляции, так по состоянию  на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете  на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени  влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен  в стране вырастет не более чем  на 9-11 %. Итоговый показатель задержался на уровне между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги последних 1-2 лет, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом.

Прирост индекса потребительских  цен в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 21,8 процента (или 1,7 процента в среднем за месяц)

против 108,7 процента (или 6,3 процента в  среднем за месяц) годом ранее. В  декабре 2012 г. по сравнению с ноябрем  прирост индекса потребительских  цен составил 1,4 процента. При этом цены на продовольственные товары увеличились  на 1,8 процента, на непродовольственные  товары - на 0,1 процента, тарифы на платные  услуги - на 2,6 процента.

 

Рисунок 2.1 – ДИНАМИКА индекса потребительских цен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ ПОДАВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

 

Развитие инфляционного  процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься  специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в  условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые  в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов  макроэкономического регулирования  может рассматривать различные  системы мер в области налоговобюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики [15, с. 19].

Для антиинфляционного регулирования  используются 2 типа экономической  политики:

1. Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии.  В соответствии с монетаристскими  рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).

  1. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен [16].

Проводя антиинфляционную политику, государство сталкивается с проблемами экономического роста и безработицы. Связь между инфляцией и безработицей была отмечена в конце 50-х гг. прошлого века английским экономистом Филлипсом (в дальнейшем она была модифицирована и представлена в виде кривой Филлипса). Такая связь даёт наглядное представление о возможности государственного регулирования уровней инфляции и безработицы. Чем выше уровень цен, тем ниже безработица, и наоборот. Таким образом, полученные данные о взаимосвязи инфляции и безработицы приводят к двум выводам: либо существует несколько иная зависимость между этими явлениями, либо связь между ними отсутствует вовсе. Данное обстоятельство привело к двоякому отношению к кривой Филлипса. В рамках первого подхода она рассматривается как закон и делается вывод, что в стране не могут существовать одновременно высокая занятость и низкая инфляция. И поэтому, с помощью различных методов государственного регулирования можно сдерживать либо только инфляцию, либо только безработицу [13, с. 235].

Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию  не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства  состоит в переключении подавленной  инфляции на открытый ее тип.

Решая проблему борьбы с  инфляцией, следует уяснить два  момента:

а) рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией - значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным;

б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической [17, с. 184; 18, с.104].

Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает  соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика - в краткосрочном периоде.

Мировая практика знает немало эффективных методов, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.

В стратегическом плане ПЕРВАЯ и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в  погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и  услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия. Первое - всемерно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе - существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения [17, с. 184].

ДРУГИМ неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так. государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени  вне зависимости от состояния  бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы. Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен,, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Национальном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования [17, с. 184].

ТРЕТЬЯ задача антиинфляционной политики государства - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями -увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.

Решая эту проблему, следует  заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно, и сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. [17, с. 185].

ЧЕТВЕРТАЯ задача антиинфляционной политики - свести к минимуму воздействие  на национальную экономику внешних  инфляционных факторов; и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных  краткосрочных капиталов.

Поскольку движение капиталов  получает концентрированное выражение  в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие  валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.

Таковы основное направления  антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

Методы краткосрочной  антиинфляционной политики рассчитаны на устранение причин инфляции. Они  большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы  на время умерить инфляционное напряжение.

Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия  на инфляцию приносят желаемые результаты [17, с.184; 18, с.104].

С учетом вышеизложенного  антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

  • отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;
  • проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  • отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  • проведение либеральной торговой политики;
  • радикальная аграрная реформа;
  • реформа системы налогообложения;
  • реализация политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом [19, с. 24].

Информация о работе Инфляция в Беларуси