Инфляция: причины, виды, управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:46, реферат

Краткое описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Оглавление

Введение. 2
Глава 1 3
1.Определение инфляции. 3
2. Причины инфляции. 5
2.1. Внешние причины. 5
2.2. Внутренние причины 5
3. Виды инфляции. 6
4. Типы инфляции. 8
5.Методы борьбы с инфляцией. 10
5.1 косвенные методы. 10
5.2 Прямые методы. 10
5.3 Первоочередные антиинфляционные методы. 10
Глава 2 12
1. Инфляция в России 12
1.1 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям 12
1.2. Инфляция в России в 2009 году 13
Заключение 19
Список литературы: 21

Файлы: 1 файл

Ргр.docx

— 197.80 Кб (Скачать)

  2. Галопирующая. Цены растут до 100% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;

  3. Гиперинфляция, цены растут астрономически, более 100% в год, расхождение цен и зарплаты, разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

    Рассматривая  инфляцию с точки  зрения происхождения, можно выделить такие  виды, как:

  1. Административная инфляция - инфляция, порожденная "административно" управляемыми ценами;

  2. Импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

  3. Индуцированная инфляция - инфляция, обусловленная воздействием факторов экономической природы, внешних факторов;

  4. Кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.

    По  признаку ожидаемости инфляция может быть:

  1. ожидаемая - предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода;

  2. непредвиденная - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;

  Последняя оказывает неоднозначное влияние  на поведение населения в зависимости  от состояния инфляционных ожиданий. Если в стране отсутствуют инфляционные ожидания, то население, рассчитывая на краткосрочность роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. Спрос уменьшается и оказывает давление на производителей, побуждая их снижать цены (проявляется действие закона Пигу). Макроэкономическое равновесие восстанавливается. Если же в стране инфляционные ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальнейшему росту цен и увеличению инфляции.

    По характеру протекания существует:

  1. открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

  2. подавленная инфляция (скрытая) - возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне;

  Хотя  открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.

  Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной” что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет, открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает “подпольный” характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. При подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, тогда как другая, неотоваренная часть, немедленно превращается в лжеденьги, при этом никто не знает, чем же он располагает – деньгами или лжеденьгами? Такая загадочность по-разному влияет на поведение покупателей и продавцов. Покупатели стараются “поймать” дефицитный товар, превратив денежные знаки в подлинные деньги. Но именно дефицитность товара означает, что покупка становится случаем, удачей, лотереей. Возникают очереди – постоянные, унылые и озлобленные. Продавцы же начинают спекулировать дефицитным товаром. Появляется “черный рынок” – нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления.

“Черный рынок”, в какой-то мере, показывает подлинные  цены товаров. При этом получается, что покупателей грабят дважды: административно-неподвижные  цены лицемерно свидетельствуют  свою “стабильность” (и значит, отсутствие причин для повышения зарплаты!), но людям, получающим доходы по уровню официальных ценников пустых магазинов, на самом деле приходится покупать товары по ценам “черного рынка”. Более  того, иллюзия неизменности цен создает  видимость экономического благополучия, вводя в заблуждение и покупателей, и продавцов, и правительство.

Подавленная инфляция неизлечима, ее можно только “обезболить” загнав еще глубже, не позволяя проявиться, и тем “взрывая” уже всю  экономику. Да и добиться этого можно  лишь административными методами. В  результате экономику ожидает подлинная  катастрофа. Дело в том, что подавление инфляции на протяжении десятилетий  настолько искажает цены, что реальные экономические процессы просто не означаются, общество живет самообманом и  приучается к нему.

    По  масштабу охвата можно  выделить:

  1. локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах;

  2. мировую, охватывающую группу стран или целые регионы.

    4. Типы инфляции.

   1. Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров. "

   2. Инфляция предложения (идержек) - инфляция, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию.

  Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль ”цены  – заработная плата” (рис. 4.). В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями и кривая совокупного спроса AD1 сдвигается вправо до AD2.  

 
Рисунок 4.
Инфляционная спираль. 

Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает инфляцию издержек. В результате уровень цен увеличивается с Р1 до Р2, а поскольку ставка заработной платы остается прежней (Y1), то реальные доходы падают. Рабочие требуют повышения ставки заработной платы пропорционально росту уровня цен (до Y2). Это увеличивает издержки фирм и приводит к сдвигу кривой совокупного предложения SRAS1 влево-вверх до SRAS2. Уровень цен при этом повысится до Р3. Реальные доходы снова снизятся (Y2/P3 < Y2/P2).  Рабочие снова начнут требовать повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево - вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движения идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции. Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен. 

    5.Методы  борьбы с инфляцией.

      Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

    5.1 косвенные методы.

  1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

  2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими  центральным банком;

  3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг .

    5.2 Прямые методы.

      Прямые  методы регулирования покупательной  способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

  2. Государственное регулирование цен;

  3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

  4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

    5.3 Первоочередные антиинфляционные методы.

      Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого  подходят все те методы, которые  ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся  следующие:

  1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие любых  реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

  2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

  3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

  4.  Взамен налога   на   добавленную   стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

  5.  На время кризиса  необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное  исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

  6.  Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

        а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,  ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый  кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск  разорения особенно значителен;

        б). создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

  7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

    Глава 2

    1. Инфляция в России

  В каждой стране инфляционный процесс имеет  свою специфику, связанную с совокупностью  причин и факторов, его вызывающих.

  Современную инфляцию в России нельзя рассматривать  без учета специфики планово-распределительной  системы хозяйствования, без учета  политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В  связи с этим необходимо выделить причины инфляционных процессов  в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие  гиперинфляцию.

Информация о работе Инфляция: причины, виды, управление