Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем

Оглавление

..............................................................................................3
1. ИНФЛЯЦИЯ И ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА........................5
1.1. Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности..........................................................................................................5
1.2. Причины и виды инфляции.......................................................................7
2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ............................................................................................................12
2.1. Инфляционные ожидания и их виды......................................................12
2.2. Теория адаптивных ожиданий................................................................13
2.3. Теория рациональных ожиданий............................................................14
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РБ...............................................................................................................................17
3.1. Социально-экономические последствия инфляции..............................17
3.2. Антиинфляционная политика Республики Беларусь............................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................28

Файлы: 1 файл

Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    Ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

    Лица  с нефиксированными доходами могут  выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.

    В целом высокая инфляция снижает  реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей  части населения страны, углубляет  имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

    К причинам усиления инфляционных процессов  следует отнести также постоянное падение валютного курса белорусского рубля.

      Однако девальвация имеет не  только отрицательные, но и  положительные стороны: она является достаточно сильным стимулятором экспорта. Но для этого нужно производить действительно конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Гарантом стабильности и последующей конвертируемости национальной денежной единицы (при отсутствии золотовалютного запаса) может стать стабилизационный фонд в СКВ, который может быть создан при помощи международных финансовых организаций на безвозмездной или кредитной основе, что, конечно, является проблематичным.

    Экономические и социальные последствия инфляции сложны и многообразны. Рассмотрим последствия инфляции отдельно для потребителей и производителей:

    1. Последствия инфляции для потребителей:

      Когда экономика поражена инфляцией,  потребители становятся ее жертвами, которым приходиться страдать  от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах:

      а) падение реальной стоимости  личных сбережений, хранящихся в  виде наличных денег или на  банковских счетах. Каждый новый  виток цен сокращает покупательную  способность денег. В лучшем  положении находятся владельцы акций, надеявшиеся на повышение (инфляционное) дохода. Значит, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации;

      б) снижение текущих реальных  доходов. Благосостояние населения  снижается даже при получении  денежных компенсаций, т.к. эти выплаты не могут поспеть за динамикой цен и не полностью покрывают потери доходов от роста цен. Вследствие эффекта инфляционного налогообложения налогоплательщик отдает государству возрастающую часть дохода. При этом сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности может оказаться меньше той, что была у него до начала инфляционного роста зарплаты;

      в) социальное расслоение, углубление  имущественного неравенства населения.  Постоянное подорожание товаров  неэластичного спроса оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться, т.е. во время инфляции происходит несправедливое перераспределение доходов.

     2. Последствия инфляции для производителей:

      а) при подавленной инфляции  ослабевают стимулы к труду; 

      б) неконтролируемая инфляция  порождает отраслевые и региональные  диспропорции;

      в) замедление освоения новых  технологий;

      г) инфляционное налогообложение  отнимает часть прибыли; 

      д) общее замедление экономического развития;

      е) ограничение продажи сельскохозяйственных  продуктов в городе деревенскими  производителями из-за падения  заинтересованности в ожидании  повышения цен на продовольствие;

      Инфляция отрицательным образом  воздействует и на фискальную систему из-за эффекта Танкзи-Оливера, согласно которому инфляция обесценивает реальное значение налоговых поступлений в бюджет [13, с. 345].

      В результате инфляции повышается  риск инвестирования, появляются  требования более высоких прибылей  и процентов в качестве платы за риск; возникают трудности с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность; происходит ослабление позиций властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям [10, с. 3].

      Таким образом, небольшие темпы  инфляции содействуют росту цен  и нормы прибыли, являясь фактором  временного оживления конъюнктуры,  Высокие же темпы инфляции  дезорганизуют хозяйство, наносят  серьезный экономический ущерб  и крупным корпорациям и малому бизнесу. Влияние на все сферы человеческой деятельности, ухудшает жизненный уровень преимущественно у людей с фиксированными доходами — пенсионеров, служащих, студентов.

      Необходимо учитывать, что финансирование  дефицита госбюджета путем размещения ГКО и ГДО в банках, а не среди домашних хозяйств, по сути означает скрытую кредитную эмиссию и является таким же инфляционным способом финансирования дефицита, как и прямые кредитования правительства.[10,с.1].

      Таким образом, для Беларуси  характерно неуправляемое развитие инфляционных процессов, сопровождающихся невиданными после второй мировой войны темпами обесценивания денег.

      Основными факторами, обусловившими  темпы роста цен и оказавшими  влияние на инфляционные процессы, стали девальвация белорусского рубля, значительный рост рублевой денежной массы, множественность курсов национальной валюты, инфляция издержек, в большей степени обусловленная энерго- и ресурсозависимостью отечественной промышленности, а также необоснованное в ряде случаев завышение цен и тарифов.

      При проведении мер по стабилизации  важно с самого начала обеспечить  последовательное проведение антиинфляционной  политики. Управлять инфляционными  процессами можно только путем  взаимоувязанных мер в области  денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики, политики доходов и ценовой политики. 

    3.2. Антиинфляционная  политика Республики  Беларусь 

    Национальная  экономика страны пережила очень  сложные потрясения на протяжении 1990-х  годов в результате глубокого  системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.

    Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной  структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров [5, c. 105].

    В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие  сущностные характеристики, аналогичные  с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажённые ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

    Разработка  и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

      Ортодоксальная программа чисто  монетаристского характера основана  на максимальном расширении сферы  действия рыночных регуляторов  при ограничении роли и функций  государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

      Сторонники кейнсианской точки  зрения на инфляцию настаивают  на более активной роли государства  в регулировании экономики, включая  временное замораживание цен  и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

      Отечественный опыт регулирования  социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной,  технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2003гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции [9, c. 74].

      Всю совокупность мер антиинфляционной  политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на  три группы: комплекс мер по  ограничению издержек и ресурсосбережению;  комплекс мер по ограничению  монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

    Первый  комплекс включает меры по:

  • регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек и др.

    Второй  комплекс охватывает меры по:

  • регулированию объема и структуры денежной массы;
  • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
  • сокращению скорости оборота денег;
  • регулированию резервных требований;
  • ограничению бюджетного дефицита;
  • регулированию доходов населения;
  • стабилизации белорусского рубля и др.

    Третий  комплекс предусматривает меры:

  • по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
  • государственному регулированию цен на товары монополистов;
  • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
  • ограничению инфляционных ожиданий и др.

    Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.

    Руководством  страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации.

    В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают  системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.

    По  итогам 2010 года инфляция в Беларуси составила 9,9%. На 2011 год прогноз правительства  Беларуси по инфляции составлял 7,5-8,5% [7].

    Для более полной картины рассмотрим графики роста инфляции за 2010-2011 года по данным БелаПАН [7].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3 – Рост инфляции в РБ за 2010 год [7]

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности