Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

К основным направлениям антиинфляционной политики в Республике Беларусь в условиях рыночной экономики относятся следующие: ускорение формирования рыночной экономики с одновременной структурной перестройкой; активизация производственной деятельности; проведение жесткой финансовой политики в области расходов государственных средств; совершенствование механизма привлечения денежных средств населения и предприятий, развитие рынка ценных бумаг, совершенствование налоговой системы в целях стимулирования развития предпринимательства и др.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих  целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

 

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями.

 

Хозяйственные связи предприятий  в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных  оптовых синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках отдельных регионов, в межгосударственном масштабе.

 

4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в Беларуси рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

 

5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  Беларуси, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

 

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

 

создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

 

создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли потребительских  кооперативов на предприятиях, в учреждениях  и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

 

7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого  контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

Поскольку денежно-кредитная политика и банковская система являются неотъемлемыми составляющими экономики государства и во многом определяют финансовые условия, в которых функционирует народное хозяйство, их основные задачи определяются исходя из этого. К этим задачам относятся:

 

оказание народному хозяйству и бюджету необходимой кредитной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования экономики и выполнения основных прогнозных параметров социально-экономического развития республики;

 

проведение взвешенной денежно-кредитной  и валютной политики, создающей предпосылки для снижения инфляции, поддержания конкурентоспособности белорусских производителей на внешних рынках, обеспечения нормального уровня ликвидности банковской системы;

 

повышение надежности и устойчивости банков республики, наращивание их финансового потенциала;

 

обеспечение нормального хода платежей в народном хозяйстве.

 

Одним из основных инструментов, позволяющих  эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

 

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

 

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку  способствует развитию эффективных  и менее ресурсоемких отраслей и  производств, предоставляет возможность  в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

 

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

 

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию  топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

 

совершенствование отраслевой, технологической  и территориальной структуры  народного хозяйства в направлении  сокращения доли ресурсо- и энергоемких  производств;

 

увеличение масштабов внедрения  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

 

расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

 

оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения  уровня использования вторичных  энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

 

приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов  топлива при производстве продукции.

Заключение

 

Подводя итог рассмотрения существующего  положения дел по проблематике инфляционных процессов в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы: инфляция представляет собой весьма сложное явление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке.

 

Причины возникновения инфляции: монополия  крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях; монополия  профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы; сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег; рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные периоды.

 

Различают следующие типа инфляции - спроса и издержек. Инфляцию, вызванную  изменениями совокупного спроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождается  избытком совокупного спроса, за которым  по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Негативно на объем производства, и занятость оказывает гиперинфляция, в условиях которой усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям более выгодно накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен, однако несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности - ювелирные изделия, золото, недвижимость.

 

Таким образом, инфляция означает прямые экономические издержки для всего  общества. Инфляция может вызвать  сокращение как производства, так и занятости. В условиях инфляции, обусловленной ростом издержек, при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Инфляция в различной степени влияет на перераспределение. Это зависит от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры для того, чтобы предотвратить или уменьшить ее негативные последствия, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов.

 

Чтобы снизить темпы роста цен  необходимо: следить за соответствием  между масштабами и структурой производства, с одной стороны, и общественными  потребностями - с другой; сдерживать влияние НТР на воспроизводственные процессы, переход к новому технологическому способу производства в отраслях материальной сферы; при финансировании инвестиций сокращать дополнительную эмиссию денег; контролировать расходы на военные цели; следить за состоянием рынков независимо от того, существует ли там конкурентный режим или господствует монополия (контролировать монополии, которые активно способствуют и усиливают инфляцию); стимулировать к инвестированию путем снижения ставок налогов; придерживать потоки краткосрочных спекулятивных капиталов, перемещающихся через границы в поисках наиболее высокой ставки процента; возрастающее влияние НТР на воспроизводственные процессы, переход к новому технологическому способу производства в отраслях материальной сферы. В случае соблюдения указанных мероприятий будут устранены не только проявления инфляции, но и причины, ее порождающие и поддерживающие.

 

В Республике Беларусь, начиная с 2000 года, наблюдалось устойчивое снижение уровня инфляции. Одной из причин этого  была проводимая Национальным банком страны денежно-кредитная политика. Рост инфляции начался в 2007 году и связан, прежде всего, с ростом цен на энергоресурсы, т.е. инфляция в республику импортируется.

 

Относительно Беларуси, следует  отметить, что дальнейший рост цен  на потребительском рынке упирается в потолок платежеспособного спроса со стороны населения (в условиях стагнации реальных денежных доходов). В свою очередь, рост цен в производственном секторе огранивается возможным падением конкурентоспособности белорусских предприятий в этом случае.

 

Резюмируя все выше написанное, можно  сказать: инфляция - это сложный экономический  процесс, в умеренных проявлениях  которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической  политике государства, и его гражданам, в частности.

Список использованных источников

 

 

Авраменко, А.И. Экономическая теория 2-ое изд. / А.И. Авраменко. - Минск: Академия МВД РБ, 2004. - 252 с.

 

 

Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических  специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Минск: Книжный дом, 2004. - 608 с.

 

 

Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. - Минск: ООО "Новое  знание", 2002. - 289с.

 

 

Камаев, В.Д. Учебник по основам  экономической теории (экономика) / В.Д. Камаев. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2005. - 384 с.

 

 

Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая  теория Ч.3). Учебное пособие для  вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2004. - 576 с.

 

 

Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч.1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. - Минск: ООО "ФУАинформ", 2002. - 632 с.

 

 

Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Минск: ОДО "Равноденствие", 2004. - 377 с.

 

 

Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.] ; Под ред. Э.А. Лотухиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.

 

 

Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под  ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Минск: Вышэйшая школа, 2007. - 480 с.

 

 

Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - 244 с.

 

 

Плотницкий, М.И. Курс экономической  теории / М.И. Плотницкий. - Минск: Книжный Дом "Мисанта", 2005. - 407 с.

 

 

Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред.Э.И. Лобковича. - Минск: ООО Новое знание, 2000. - 664 с.

 

 

Васильев, И. Инфляция растет, не слушаясь правительства / И. Васильев // Журнал Финансовый контроль. - 2006. - № 1. - С.30-36.

 

 

Казаченко, Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Казаченко // Вестник БГЭУ. - 2007. - № 6. С.5-11.

 

 

Панфилова, Е. Подходы к моделированию инфляции: теория, опыт, направления развития / Е. Панфилова // Веснiк БДЭУ. - 2003. - № 6. - С.24-28.

 

 

Швайко, П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок  ГЦБ / П.А. Швайко // Банкаускi веснiк. - 2003. - № 40. - С.34-39.

 

 

Национальный  центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://ncpi.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010.

 

 

Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.minfin.gov. by. - Дата доступа: 01.08.2010.

 

 

Электронный ресурс Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.nbrb. by. - Дата доступа: 01.08.2010.

Информация о работе Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности: причины, виды и формы