Инфляция и её виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процесса инфляции, раскрытие ее сущности, методов оценки и исследование социально-экономических последствий инфляции. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1) раскрыть сущность, причины инфляции, ее виды и формы;
2) обосновать механизм открытой инфляции;
3) изучить показатели измерения уровня инфляции;
4) изучить последствия инфляции.
5) рассмотреть инфляцию в России в 2010 году.

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 102.41 Кб (Скачать)

Однако не увеличение совокупного спроса само по себе вызывает рост уровня цен, а то, что оно сталкивается с невозможностью соответствующего увеличения совокупного предложения.

Выделим основные факторы, обусловливающие дефицит предложения, на вертикальном отрезке кривой AS:

-  отсутствие незагруженных производственных мощностей и неиспользуемых ресурсов, что препятствует росту производства на данной технической базе;

-  нехватка запасов в сфере торговли;

-  проблемы с увеличением импортных закупок для насыщения внутреннего рынка, связанные, например, с нехваткой валютных ресурсов;

-  сдерживание роста предложения монопольными и олигопольными структурами, заинтересованными в поддержании высокого уровня цен.

Все перечисленные факторы, формирующие избыток совокупного спроса и дефицит предложения, присущи современной рыночной экономике, не носящей чисто конкурентного характера [1, стр. 370].

Второй, альтернативный источник (механизм) открытой инфляции - инфляция издержек (инфляция предложения). Она проявляется как сокращение совокупного предложения в результате роста издержек производства. На графике модели AD - AS это будет выглядеть как сдвиг кривой AS влево (рис.3).

 

Рис.3 Инфляция издержек

Она проявляется в росте цен на ресурсы. Вследствие этого растут издержки производства и цены на выпускаемую продукцию. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В целом инфляцию издержек можно охарактеризовать следующим образом: совокупный спрос не является избыточным, но совокупное предложение сокращается в результате роста издержек производства.

Рост издержек может быть обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это повышение цен на продукцию и услуги монополистов, особенно в базовых отраслях, обеспечивающих поставки сырья и топливно-энергетических ресурсов. Цены последних, используемых при производстве и транспортировке любой продукции, лежат, соответственно, в основе формирования ее цены.

Значительное воздействие на формирование инфляции издержек может оказать профсоюзная политика, нацеленная на повышение заработной платы и ограничение предложения труда, поскольку заработная плата является существенным элементом издержек.

Свою лепту в формирование инфляции издержек вносит государство, осуществляя повышение ставок прямых и косвенных налогов, ставок процента за кредит, индексацию заработной платы, устанавливая дополнительные льготы и увеличивая размеры действующих, гарантированных законодательством социальных льгот и компенсаций работникам, повышая размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды, и пр.

Все это ведет к увеличению издержек на производство и снижению нормы прибыли, а рост издержек - к росту цен [1, стр. 372].

Помимо альтернативных источников инфляции выделяют механизм структурной инфляции. Она вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью, когда рост общего уровня цен вызван их ростом на отдельных рынках. Часть отраслей не может быстро насытить рынок товарами, возникает неудовлетворенный спрос по отдельным видам продукции (длительный местный дефицит), что обусловливает рост цен на нее.

Особо следует отметить, что открытая инфляция имеет тенденцию к самовоспроизводству. Механизм самовоспроизводства открытой инфляции включает два основные элемента: адаптивные инфляционные ожидания и перенос повышенных издержек на цену продаваемого товара.

Адаптивные инфляционные ожидания - это психологический феномен, когда, исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне. Потребители закупают товары впрок. Рост потребления влечет сокращение сбережений, а значит, объема кредитных ресурсов. Сокращение последних ведет к удорожанию кредита и становится препятствием для роста капиталовложений, а значит, производства и предложения.

Наряду с этим ожидаемый на основе недавнего опыта рост потребительских цен стимулирует профсоюзы выдвигать новые требования по повышению номинальной заработной платы. Ожидая повышения общего уровня цен, в том числе и на свою продукцию, предприниматель принимает эти требования.

В случае если рост номинальной заработной платы опережает рост цен (иными словами, ожидаемый рост цен, на основе которого формировались требования по повышению заработной платы, оказался выше фактического), то возможно повышение удельных издержек заработной платы на единицу продукции. Если это повышение не будет компенсировано ростом производительности труда, то возросшие удельные издержки заработной платы будут перенесены на цены продукции, вызывая их дальнейший рост, который, в свою очередь, обусловит усиление инфляционных ожиданий и дополнительные требования по повышению оплаты труда. Возникает так называемая инфляционная спираль «цены - заработная плата - издержки - цены», где цены в конце спирали будут значительно превышать начальные цены, «открывающие» спираль.

Производители, ожидая роста цен на сырье, материалы, ресурсы, заранее устанавливают более высокие цены на свою продукцию. Увеличиваются и розничные наценки, товары «придерживаются» с расчетом более поздней их реализации по повышенным ценам.

Как видим, инфляционные ожидания играют свою роль в «раскручивании», самовоспроизводстве обоих альтернативных механизмов инфляции: они ведут к расширению текущего спроса, сдерживают рост предложения [1, стр. 375].

3.  Показатели измерения уровня инфляции

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Показатели инфляции - это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее значимых из них относятся:

-  индексы цен на потребительские товары;

-  индекс цен производителей;

-  индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

-  индексы-дефляторы [1, стр. 366].

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (потребительской корзины) и является главным оперативным индикатором, характеризующим уровень инфляции в стране и ее регионах.

Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости определенного набора (корзины) благ в исследуемом году со стоимостью этой же корзины благ в базовом году:

, где

ИПЦ - индекс потребительских цен;

- стоимость корзины потребительских благ в базовом году;

- стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году.

В приложении 1 наглядно представлен сравнительный график потребительских цен в России за 2008-2009, 2009-2010 гг.

Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.

Индекс цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями-потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой сумму стоимостей конечных благ, произведенных национальной экономикой за один год. ВВП, выраженный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Реальный ВВП представляет собой продукт нации, произведенный в этом же году, но рассчитанный в постоянных, неизменных ценах, за основу которых принимаются цены определенного года

Для измерения уровня цен в экономике используются показатель дефлятор ВВП, представляющий отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах:

, где

 

- дефлятор ВВП;

- валовой внутренний продукт, выраженный в ценах текущего года, или номинальный;

- валовой внутренний продукт, выраженный в ценах базового гда, 9kили реальный [4, стр. 367].

Уровень инфляции (темпы прироста цен) рассчитывается, например, на основе индекса потребительских цен как:

 

Как косвенные показатели уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение первых и рост последних, т.е. уменьшение этого соотношения, косвенно подтверждают усиление инфляционных процессов. Аналогичный вывод позволяют сделать данные о превышении денежных доходов населения над расходами.

Характеризуют инфляцию и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень инфляции, и получится приблизительное количество лет, за которое цены возрастут в 2 раза.

Инфляция в России в 2010 году

Согласно последним расчетам Минэкономразвития России, инфляция в 2010 году составит 7-8%, по расчетам Минфина рост потребительских цен по итогам года может достичь 8,2%, а по расчетам Банка России верхняя планка годовой инфляции в текущем году составит 8,5%. Всемирный банк повысил прогноз по инфляции в РФ на 2010 год до 8-9%.

Цены в России с начала текущего года выросли на 7%. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе Росстата. Годом ранее за тот же период инфляция составила 8,2%.

За неделю со 2 по 8 ноября 2010 года индекс потребительских цен увеличился на 0,2%. До этого в течение месяца недельная инфляция достигала 0,1%. В ноябре 2009 года инфляция в целом составила 0,3%.

Сильнее всего за прошедшую неделю в стране подорожали пшено - на 3,4%, а также подсолнечное масло и гречневая крупа - на 1,5 и 1,2% соответственно. Творог, сметана, молоко и сливочное масло выросли в цене на 0,4-0,6%, лук, картофель и капуста подорожали на 1-1,6%.

Из-за засухи в России Минэкономразвития было вынуждено повысить прогноз по инфляции в 2010 году с 6-7% до 7-8%. В середине октября министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что рост цен в текущем году может на 0,1-0,2 процентного пункта превысить официальный прогноз в 8 % [11].

В чем причины загадочной русской инфляции?

Росстат подсчитал рост инфляции в России по сравнению со странами Евросоюза. Сравнение как обычно оказалось не в нашу пользу. Причем засуха и летний неурожай наблюдались не только в России, однако же, инфляция в еврозоне в 6 раз меньше и темпы ее роста на порядки менее значительны.

При сравнении динамики роста инфляции в России и Европе многие отталкиваются от неуместности подобного сопоставления. Развитые и развивающиеся страны отличаются по многим параметрам. И прежде всего, монетарной политикой государства, то есть абсолютно разной стоимостью денег, что прямо отражено не только в учетной ставке ЦБ и соответственно процентам по кредитам, но и теми же темпами инфляции. Если рассуждать подобным образом, то все закономерно. Но все же даже сами европейцы порой удивляются российским ценникам в магазинах. И недаром.

Согласно данным Росстата, рост цен на продукты питания в РФ в январе-сентябре 2010 года составил 9,2%, что в 6,1 раза превысило удорожание продовольствия в ЕС (1,5%). Учитывая, что эти данные с начала года, то пока винить неурожай вообще рано. Единственное, можно точно сделать вывод, что удорожание продовольствия по итогам года в России будет отличаться в еще большие разы.

Например, в сентябре 2010 года продукты питания в РФ стали дороже на 2,0%, в то время как в странах ЕС в среднем они подорожали на 0,3%.

Что касается конкретных продуктов питания. В России как всегда особо уязвимы крупы, молочные продукты и сахар. С учетом неурожая зерна, подсолнечника, сахарной свеклы - дальше лучше не будет. Так, среди наблюдаемых групп продуктов питания наиболее значительно в сентябре увеличились цены на молочные изделия, сыры и яйца - на 6,1% (в странах ЕС - в среднем на 0,1%), масла и жиры - на 4,7% (на 1,0%), хлебобулочные изделия и крупы - на 2,7% (на 0,4%), сахар, джем, мед, шоколад и конфеты - на 2,1% (на 0,4%).

Ранее ряд российских производителей уже выступали, объясняя неадекватность такой динамики. В частности, совладелец и член совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» Давид Якобашвили отмечал, что отпускные цены на молоко в РФ дороже, чем в Европе. По его словам, «это спекулятивный рост цен со стороны производителей молока. «Непонятно, в связи с чем цены выше, чем в Европе, - спрашивает он. - У наших производителей зарплата выше? Техника лучше? Надо также учесть, что их поддерживает государство».

В результате производство молочных продуктов становится выгоднее за рубежом, констатирует Д. Якобашвили, отмечая, что «там молоко не только дешевле, но и выше качеством».

Такой же позиции придерживаются производители круп. После подорожания гречки, повысили цены на пшено, которое стало дороже риса. Так, на рис приходится самая большая доля рынка круп в России - 40-42%, на гречневую крупу - 19-22%, на пшено - 8% [6, стр. 12].

Далее панику забили и производители макарон, прогнозируя при дальнейшем росте цен на муку, удорожание своей продукции на 15-20%. И что самое интересное, неплохой урожай в Алтайском крае, которого ждали все, уже достиг многих регионов. Однако цены ниже не стали, что в свою очередь, подтверждает спекулятивный их характер.

В то же время, в сезон в России, как и в странах ЕС в сентябре отмечалось снижение цен на фрукты - на 0,8% и 0,9% соответственно.

Еще одним схожим показателем стали овощи. За период с начала года в России, как и в странах ЕС, наибольшее увеличение цен было отмечено на овощи - соответственно на 46,3% и 6,1%.

В целом инфляция в России за январь-сентябрь 2010 года составила 6,2% (в том числе в сентябре 0,8%) против 1,5% в ЕС (в сентябре 0,2%).

В приложении 2 представлена динамика инфляции в России за период с 1999 по 2010 год включительно.

Помимо этого причинами инфляции в 2010 году стали:

-  рост тарифов на услуги ЖКХ;

-  низкая конкуренция среди производителей;

-  высокие издержки из-за банковских ставок;

-  рост курса рубля;

-  отсутствие координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной политикой МинФина;

Информация о работе Инфляция и её виды