Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 08:46, доклад
В работе перечислены виды инфляции, причины её возникновения и способы измерения
.Инфля́ция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
1.Инфля́ция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен[4], которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта[5], то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило используются несколько основных методов:
2. Виды
инфляции
В литературе встречаются
десятки различных формулировок видов
инфляции. При этом авторы не всегда придерживаются
определенных критериев для определения
того или иного вида. Поэтому наряду могут
употребляться такие понятия инфляции,
как инфляция цен, импортированные инфляция,
инфляция спроса, инфляция налоговая,
инфляция издержек и т.д. При такой классификации
инфляция теряет любую определенность
и содержательность, существенно усложняется
познанию ее сущности.
Наиболее корректной является классификация
видов инфляции по трем критериям: формами
проявления, темпами обесценения денег,
факторами инфляции.
По формам проявления инфляции можно выделить:
- Ценовую инфляцию, которая проявляется
в форме роста цен;
- Инфляцию сбережений, когда обесценивание
денег проявляется в росте вынужденных
сбережений при зафиксированных государством
ценах и доходах;
- Девальвацию, при которой обесценивания
денег проявляется в падении их курса
к иностранным валютам.
Основным видом инфляции в развитой рыночной
экономике является ценовая инфляция,
поскольку в условиях рынке вынужденные
сбережения вообще невозможны, а девальвация
обычно рассматривается как относительно
самостоятельное явление.
По темпам обесценивания денег обычно
выделяют три вида инфляции:
- Ползучие, характеризующийся ускоренным
ростом массы денег в обороте без заметного
повышения или с незначительным ростом
цен - до 5% в год;
- Умеренную, открытую, которая проявляется
в ускорении обесценивания денег в форме
роста цен, который колеблется в пределах
5-20% в год. Такая инфляция становится ощутимой
для экономических субъектов, и они начинают
принимать адаптационные меры. Больше
всего это удается предприятиям монополизированных
секторов экономики, особенно «естественным
монополистам». Занятые здесь предприниматели
начинают учащенно повышать цены на свои
товары в ответ на рост спроса. Их покупатели
начинают нести дополнительные расходы,
и поэтому повышают цены на свои товары.
Постепенно инфляция распространяется
на все секторы экономики, нарушая равновесие
всего рынка;
- Галопирующей инфляции, когда рост цен
20-50%, а иногда 100% в год. Для этого вида инфляции
характерно скачкообразно, крайне неравномерное
роста цен, которое трудно предсказать
и которое не поддается регулированию.
От такой инфляции трудно защититься,
и влияние ее на экономику резко отрицательный;
- Гиперинфляция, характеризуется чрезвычайно
высокими темпами роста цен - более 100%
в год. На этой стадии деньги начинают
терять свои функции, купюры низких номиналов
и разменная монета исчезают из обращения,
падает роль денег в экономике, распространяется
бартер. Нарушается кредитный механизм,
усиливаются стихийные процессы в экономике
и т.д.
По факторами, вызывающее инфляционный
процесс, можно выделить много видов инфляции.
Однако на практике все эти факторы зачастую
действуют одновременно, накладываясь
друг на друга. Поэтому четко такие виды
инфляции практически невозможно, и в
литературе по этому критерию принято
выделять только два вида инфляции:
- Инфляцию издержек;
- Инфляцию спроса.
Эти два вида инфляции, по сути, выделенные
в зависимости от того, с какой стороны
осуществляется давление на цены со стороны
предложения и со стороны спроса. Такое
давление на цены с каждой стороны может
многими факторами, а значит инфляция
издержек и инфляция спроса является многосложных
ее видами. Однако для понимания сути инфляции
и разработки эффективной антиинфляционной
политики такой обобщенной классификации
видов инфляции достаточно.
Инфляция издержек
давлением на цены со стороны роста
производственных затрат. Это прежде всего
рост заработной платы, затрат на энергетические
и сырьевые ресурсы, а также падение производительности
труда, усиление монополизации производства
и рынка, рост в структуре производства
отраслей с замедленным темпам повышения
производительности труда (например, услуг),
с высокой долей затрат на заработную
плату и низким удельным весом производства
предметов потребления и т.д. Во всех этих
случаях, чтобы сохранить объемы производства
и предложения на прежнем уровне, необходимо
увеличивать денежные выплаты, что приведет
к росту спроса, а следовательно и цен.
Если денежные выплаты не увеличивать,
то указанные факторы приведут к сокращению
производства и предложения, при предварительном
спросе тоже подталкивать цены вверх.
Здесь тоже возникнет «лишний» спрос,
что будет провоцировать рост цен.
На первый взгляд, складывается впечатление,
что инфляция спроса развивается вполне
самостоятельно отношении инфляции издержек.
На самом деле они между собой тесно связаны,
по сути являются двумя проявлениями одного
и того же явления инфляции как глубокой
и длительной разбалансированности экономики.
Ведь бюджетный дефицит в конечном итоге
теми же факторами, что и рост производства,
а либерализация монетарной политики
- попытками правительства и центрального
банка поддержать неэффективную, затратное
экономику за счет «эмиссионного налога»,
который взимается со всего общества.
Более того, либерализация монетарной
политики еще больше провоцирует экономических
субъектов к затратного хозяйства, ужесточение
требований по повышению заработной платы,
к наращиванию доходов за счет повышения
цен при сокращении объемов производства
и т.п. Поэтому разделение инфляции на
два вида - инфляцию издержек и инфляцию
спроса - это скорее прием научного анализа,
чем реальность. Однозначно оценить ту
или иную инфляцию как инфляцию издержек
или инфляцию спроса чрезвычайно сложно,
а то и просто невозможно.
3.Причины инфляции.
В экономической
науке различают следующие
В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену.
Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.
Последствия инфляции.
В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее последствия и адаптироваться к ним. С этой точки зрения, прежде всего, имеют значение структурные характеристики динамики цен. При так называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние соотношения между собой. Особое значение при этом имеет сбалансированность их общего роста с ценами на рынке труда, в таком случае уровень реальных доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные сбережения теряют свою ценность. Несбалансированная же инфляция вызывает перераспределение доходов, структурные изменения в производстве товаров и услуг, поскольку цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены на повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста цен на рынках труда, что ведет к снижению уровня жизни и росту социальной напряженности.
В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, был затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.
Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с «уравнением обмена» (Mv=PQ) некоторый рост М создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.
При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.
Процесс
этот противоречив. С одной стороны,
увеличиваются денежные прибыли, расширяются
капиталовложения, а с другой стороны,
рост цен ведет к обесценению
неиспользуемого капитала. Выигрывают
не все, а прежде всего наиболее сильные
фирмы, имеющие современное
Чтобы
это понять, крайне важно понять
разницу между денежным, или номинальным,
доходом и реальным доходом. Денежный
или номинальный доход - это количество
денег, которые человек получает
в виде заработной платы, ренты, процентов
или прибыли. Реальный доход определяется
количеством товаров и услуг,
которые можно купить на сумму
номинального дохода. Задумайтесь на
минуту, и вам станет ясно, что
если ваш номинальный доход будет
увеличиваться более быстрыми темпами,
чем уровень цен, то ваш реальный
доход повысится. И наоборот, если
уровень цен будет расти
Изменение реального дохода можно приблизительно выразить следующей формулой:
Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)
Таким образом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, а уровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительно на 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентной инфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам факт инфляции снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, - не обязательно приводит к снижению личного реального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.
Наконец,
следует отметить, что инфляция по-разному
влияет на перераспределение в