Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:55, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.
Введение
1. Сущность инфляции
2. Типы инфляции
3. Виды инфляции
4. Причины инфляции
5. Социально - экономические последствия инфляции
6. Антиинфляционная политика государства
7. Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года
Заключение
Литература
Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производство.
Влияние инфляции на накопление.
Инфляция сокращает накопления. Обесценивание идет одновременно по двум направлениям:
Уменьшение реального денежного капитала и снижение его доходности. Обесценивание вкладов на ранних стадиях инфляции незначительно, однако чем выше инфляция, тем меньше товаров и услуг можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе.
Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента отрицательной т.е. меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое в свою очередь усиливает рост цен. [ 2 C 236]
При развитии инфляции вкладчики вынуждены искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей - потребительских товаров длительного пользования.
6. Антиинфляционная политика государства
Как показывает мировая практика, бороться с можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
1. рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией - значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень -достаточно умеренным; [ 2 C 354 ]
2. борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социально1 или научно-технической.
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика - в краткосрочном периоде.
В стратегическом
плане первая и важнейшая задача
антиинфляционной политики государства
состоит в погашении
Первое--всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.
Второе - существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.
Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. [ 2 C 405 ]
Для
того чтобы денежная
политика была антиинфляционной,
указанный лимит
надо удерживать в
течении дополнительного
времени вне зависимости
от состояния бюджета,
интенсивности
Третья задача антиинфляционной политики государства - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями - увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
7. Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года
2007 год.
Росстат: инфляция в России по итогам 2007 г. составила 11,9%
Инфляция в России за 2007 г. достигла 11,9%, превысив первоначальный прогноз Минэкономразвития на 3,9%. При этом за последний месяц г. она составила 1,1%.
По данным Росстата, базовая инфляция (базовый индекс потребительских цен), исключающий кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в 2007 г. составила 11%, а в декабре - 0,9%. В целом темп среднесуточного прироста цен в декабре прошедшего года составлял 0,036%.
За прошедший год цены на продовольственные товары повысились на 15,6%, на непродовольственные товары - на 6,5%, тарифы на платные услуги населению - на 13,3%. При этом цены на продовольственные товары в декабре повысились на 1,6%, а на непродовольственные товары возросли на 0,7%, тарифы на платные услуги населению - на 0,9%.
Среди основных групп продовольственных товаров в декабре 2007 г. более всего повысились цены на плодоовощную продукцию - на 5,6%, молоко и молочную продукцию - на 2,5%, макаронные изделия и сливочное масло - на 2%, крупу и бобовые - на 1,7%, рыбу и морепродукты - на 1,1%, подсолнечное масло и алкогольные напитки - на 0,7%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 0,6%. Вместе с тем, зафиксировано снижение цен на сахар-песок - на 1%.
Наибольший рост инфляции в декабре 2007 г. по регионам России зафиксирован в Липецкой области - на 2%. В семи субъектах РФ инфляция за данный период превысила 1,5%. В Москве инфляция составила 0,9% (за год в целом - 10,2%), в Санкт-Петербурге - 1,2% (за год в целом - 13,2%).
Среди основных групп непродовольственных товаров в декабре 2007 г. в наибольшей мере подорожал автомобильный бензин - на 3,6%. Цены на одежду и белье, трикотажные изделия и табачные изделия выросли на 0,8%, моющие и чистящие средства - на 0,7%, обувь и медикаменты- на 0,6%.
Среди платных услуг населению за декабрь заметно выросли тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 3,8%, бытовые услуги - на 1,1%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги за месяц увеличились на 0,2%. Тарифы на услуги связи повысились на 0,1%. Тарифы на страховые услуги остались прежними.
2008 год
В 2008 году цены выросли
на 13,3%, что намного выше 10%, которые
прогнозировали власти в начале прошлого
года. Потребительская корзина
По итогам 2008 года инфляция составила 13,3%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) Это максимальный рост цен за последние шесть лет. В 2007 году инфляция составила 11,9%, в 2006 году - 9%, в 2005 году - 10,9%.
Рост потребительских
цен мог быть более существенным,
его помогли замедлить
Остальные товары в декабре подорожали.
Так, в последнем месяце прошлого года молоко и молочная продукция выросли в цене на 0,7% в добавок к росту на 2,4% в ноябре. Из овощей и фруктов более всего прибавили в цене капуста белокочанная (+4,6%), груши, бананы и виноград (2,2-8,1%). Мясо и птица подорожали на 1,2%, рыба и морепродукты - на 2,2%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 0,2%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России за декабрь выросла на 1,1%, а с начала года - на 17,5%.
В целом за год цены на некоторые продукты выросли более чем на 20%: макароны подорожали на 33,8%, хлеб и хлебобулочные изделия - на 25,9%, крупы и бобовые - на 25,8%, мясо и птица - на 22,2%, подсолнечное масло - на 22,1%. Для самых бедных слоев населения, у которых продукты питания составляют основную часть расходов, инфляция в 2008 году, по подсчетам экспертов, превысила 25%.
Таким образом, правительству не удалось удержать рост цен в рамках 10%, объявленных в самом начале года. Всего государство четырежды повышало свой прогноз на итоговый показатель инфляции. «Высокая инфляция в 2008 году обусловлена давлением цен производителей, которые росли быстрее потребительских цен, а также ростом цен на энергоносители».
Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, инфляция в следующем году составит 10-12%. Но и это весьма оптимистичный сценарий. Уже сегодня многие экономисты пересматривают свои прогнозы в худшую сторону и ожидают роста инфляции по сравнению с ушедшим годом.
2009 год
По данным Белстата, индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 100,6%, с декабрем 2008 г. -- 106,1%. Цены производителей промышленной продукции за минувший месяц повысились на 0,6%, в т. ч. на средства производства -- на 0,9%, на промежуточные товары -- на 0,5%. Цены на строительно-монтажные работы выросли на 0,5%, а тарифы на грузоперевозки даже уменьшились на 0,8%.
В марте инфляция составила 0,6% против 1,2% в феврале и 4,1% в январе. В среднемесячном исчислении за период с начала года индекс потребительских цен составил 102% при прогнозе на 2009 г. -- 100,7-100,9%.
При этом цены на продовольственные товары с начала года выросли на 5,1% (в т.ч. в марте по отношению к февралю -- на 0,8%, что дало 0,37% прироста сводного индекса потребительских цен), на непродовольственные -- на 5,9% (в т.ч. в марте -- на 0,3%), в сфере потребительских услуг -- на 8,7% (в марте -- 0,9%). В марте в составе потребительской корзины 80 позиций товаров и услуг из 421 продемонстрировали снижение или неизменность цен и тарифов.
В марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. цены на масло животное возросли на 0,6%, муку пшеничную, мясо птицы, консервы мясные -- на 0,9%, сельдь соленую, консервы овощные, кофе, майонез, консервы рыбные, вино, безалкогольные напитки -- на 1,1-1,9%, кондитерские изделия -- на 2%. Пиво подорожало на 2,4%, консервы фруктово-ягодные -- на 2,5%, яйца, чай -- на 3,2%, сахар -- на 5,2%. Цены на масло растительное снизились на 1,3%.
На бензин, поездки в автотранспорте пригородного и междугородного сообщения, а также в городском и железнодорожном транспорте пригородного сообщения цены и тарифы в минувшем квартале не менялись.
Индекс цен на непродовольственные товары в январе-марте составил 105,9% (в марте по сравнению с февралем 2009 г. -- 100,3%). Изменение цен на непродовольственные товары в марте 2009 г. дало 0,08% прироста сводного индекса потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем. Более других с начала года подорожали парфюмерно-косметические товары (на 14,3%).
Индекс цен на платные услуги в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 100,9%, с декабрем 2008 г. -- 108,7%. Изменение цен на платные услуги, оказываемые населению, в марте 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,19% прироста сводного индекса потребительских цен
Индекс цен на предприятиях общественного питания в марте 2009 г. по сравнению с февралем 2009 г. составил 99,8%, по сравнению с декабрем 2008 г. -- 103,8%.
Рост цен и тарифов на потребительском рынке в январе-марте производители и поставщики товаров объясняют в основном девальвацией белорусского рубля, которая привела к подорожанию импорта, особенно в начале года, а также сезонными факторами.
В то же время тарифы на грузовые перевозки всеми видами транспорта в январе-марте 2009 г. выросли на 19,8%. При этом больше всего выросли тарифы на железнодорожные (33,7%) и воздушные (23,3%) перевозки -- в основном за счет январского «рывка». Правда, в марте по сравнению с февралем произошло снижение на 0,8%. А вот тарифы на услуги связи для юрлиц и ИП в марте 2009 г. по сравнению с февралем составили 101,1%.