Инфляция и антиинфляционная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционную политику Беларуси.
Задачи: исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 34.07 Кб (Скачать)

Перечень системных  факторов инфляции в республике указывает  на то, что для борьбы с ней  в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики  ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты  не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов  в экономике Беларуси позволяет  сделать вывод о невозможности  перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм. 

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных  экономических реформ необходимо разработать  в условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации  управления. Стержнем экономической  политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса. 

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может  быть достигнуто после создания надежного  механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. 

Основы долгосрочного  безинфляционного развития экономики  закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие  способное адекватно реагировать  на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время  действующие предприятия и производства испытывают большие экономические  трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций  на фоне низкой покупательной способности  населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения  в структуре оборотных средств  свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы  в функционировании производства. Поэтому  представляется важным оздоровление финансового  состояния предприятий и скорейшее  решение проблемы неплатежей. 

В целях оздоровления финансового состояния предприятий  акцент необходимо делать на смене  механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма  у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных  преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация  фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с  позицией правительства, придерживающегося  принципа индивидуального подхода  к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного  поведения предприятий с ориентацией  на конкуренцию, эффективность и  самообеспечение. При этом он будет  автоматически нести и большой  антиинфляционный заряд. [6, С.75-76]. 

Развитие инфляционного  процесса зависит также и от реализуемой  государством валютной политики.Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение  о девальвации, государство допускает  появление в экономике дополнительного  инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция. 

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические -- внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние  мировых финансовых рынков); политические -- внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия  населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания). 

Из перечисленных  факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются  регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании  остальных факторов, которые можно  свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким  образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению  монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию  рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная  политики будут скоординированы  и иметь во главе общую цель -- обеспечение экономического роста  в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего  рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний  внешнеэкономической конъюнктуры  и поможет эффективно управлять  инфляцией. 

В период действия указанной  схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход  к ДКП на основе метода целевой  инфляции будет эффективным в  постстабилизационный период. 

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [6, С.76]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически  все страны, и каждая для решения  этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения. 

Тема инфляции актуальна  в любое время и для любой  страны. В курсовой работе было рассмотрено  особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением  денег, а является сложным социально-экономическим  явлением, затрагивающим все стороны  жизнедеятельности государства. 

Также более подробно были рассмотрены основные причины  инфляции в Республике Беларусь и  антиинфляционные меры, принимаемые  правительством по снижению инфляции в стране. Все вышеперечисленные  мною ранее причины являются основными, но не единственными, которые оказывают  влияние на инфляционные процессы в  стране. Как и во всем мире у нас  в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так  и на короткий отрезок времени. 

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать  умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает  на ход экономического развития целый  комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает  мотивы к трудовой деятельности, усиливает  социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов  и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни  преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). 

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд  позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при  ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать  производство. Процесс инфляции ведет  к тому, что рост массы денег  в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. 

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в  Беларуси предполагает активное участие  государства в регулировании  экономики, согласованное действие различных государственных структур. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Базылев Н.И., Бондарь  А.В., Гурко С.П. и др.; под ред.  Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая  теория: Учебник. 2-е изд. перераб.  и доп./ - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550с. 

2. Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие  - Мн.: БГЭУ, 2009. - 415 с. 

3. Елисеев А.С.  Современная экономика: Учебное  пособие. - 3-е издание - М.: Издательско-торговая  корпорация "Дамков и Ко", 2007 - 504с. 

4. Заико Л.Ф. Экономика  Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. - Мн.:Б.И., 1998. -53 с. 

5. Ивашковский С.  Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. -- М.: Дело, 2002. -- 472 с 

6. Козаченко Л.Д.  Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения  эффективности регулирования/ Л.Д.  Козаченко// Вестник БГЭУ - 2006. - №2.-с.71-77 

7. Козаченко Л.Д.  Экономический анализ инфляции  в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ - 2007. - №2.-с.53-59 

8. Криворотов Д.  Выбор режима денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  в среднесрочной перспективе  / Банкаўскi веснiк. -- 2007 . - №1. - с.25-31. 

9. Лемешевский И.  М. Макроэкономика: мировой опыт  и белорусская практика. Учебное  пособие для студентов экономических  специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2009г. - 440 с. 

10. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и  др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под  ред. М.И. Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. - 426с. 

11. Шимов В.Н. Экономическое  развитие Беларуси на рубеже  веков: проблемы, итоги, перспективы.  Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. - Мн.-БГЭУ, 2003. - 229с. 

12. www.bdg.by 

13. www.belarus.regnum.ru 

14. www.soyuz.by/

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика РБ