Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 07:54, доклад
Индукция - это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта "наводят" на общее, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются обычно как опытные истины или эмпирические законы. Изучая финансово-хозяйственную деятельность ряда типичных российских предприятий, мы можем делать, например, выводы о закономерностях развития совокупности предприятий.
В энциклопедическом словаре:
«ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - наведение) умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов (см. Дедукция).» Их особенности рассмотрим ниже.
У Любушина:
Индукция - это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта "наводят" на общее, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются обычно как опытные истины или эмпирические законы. Изучая финансово-хозяйственную деятельность ряда типичных российских предприятий, мы можем делать, например, выводы о закономерностях развития совокупности предприятий.
Таким
образом, исходя из определения, взятого
из энциклопедического словаря и трактовки
данного понятия господином Любушином,
можно сделать вывод, что индукция процесс
логического вывода на основе перехода
от частного положения к общему, который
начинается с анализа и сравнения данных
наблюдения или эксперимента.
Методами же индуктивного умозаключения
являются полная и неполная индукция,
в зависимости от полноты и законченности
эмпирического исследования.
I.
Полная индукция
Полная индукция — это метод умозаключения,
при котором утверждение доказывается для конечного
числа частных случаев, исчерпывающих
все возможности. Другими словами, такая
индукция применяется лишь в тех случаях,
когда число элементов является конечным
и легко обозримым. Очевидно, что при подобном
методе мы получаем вполне достоверное
умозаключение, то есть оно не может вызвать
никаких сомнений. Отождествив предмет
логической группы с предметами частных
суждений, мы получим право перенести
определение на всю группу.
II.
Неполная индукция. Популярная индукция
Неполная индукция — это метод рассуждения,
в котором на основе принадлежности признака
некоторым элементам или частям класса
делают вывод о его принадлежности классу
в целом, то есть общий вывод делается
на основании рассмотрения достаточно
большого числа примеров, которые не охватывают
всех возможных случаев. Данный метод
наводит на гипотезу, которая, конечно,
нуждается в доказательстве. И, тем не
менее, именно неполная индукция есть
основной путь получения новых знаний,
в отличие от так называемой полной индукции,
так как ее заключение содержит информацию
большую, чем та, которая содержалась в
посылках. Исходя из выводов неполной
индукции, можно строить предположения
– прогнозы о поведении той или иной
группы признаков.
Например, известно, что полезность блага для конкретного потребителя снижается с потреблением каждой дополнительной его единицы, значит, можно сделать вывод, что все потребители данного товара будут продолжать совершать покупки товара при условии снижения его цены. Естественно, в данном случае мы имеем дело с неполной индукцией, поэтому понятие «все» для нас будет сопрягаться с понятиями «теоретически», «вероятно», «скорее всего», т.е. «все» в рамках действия определенных принципов экономической теории и с известной долей условности. На практике же может встретиться «нерациональный» потребитель, который своим поведением опровергнет действие данного закона в реальной жизни, но общая тенденция, тем не менее, сохранится.