Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является уяснение теоретического и практического значения понятия эластичности спроса.
Задачи:
определение понятия спроса и его кривой;
определение понятия эластичности спроса, его характеристики
рассмотрение факторов, влияющих на эластичность спроса;
рассмотрение видов эластичности;
определение практического применения теории эластичности;
написание выводов
Предметом изучения является эластичность рыночного спроса.
Объектом - рыночный спрос.
Введение
1. Рыночный спрос
1.1 Рынок и закон спроса
1.2 Изменения в спросе
2. Эластичность рыночного спроса
2.1 Общая характеристика эластичности спроса. Виды эластичности
2.2. Факторы, влияющие на эластичность спроса
2.3 Практическое применение теории эластичности
Заключение
Список использованной литературы
2.3 Практическое применение теории эластичности
Знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм. Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода.
Менеджер фирмы должен понимать, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара.
Например, если эластичность рыночного спроса на йогурт составляет 0,7, то это не означает, что такова же эластичность спроса на йогурт другой марки. Конкуренция может повысить коэффициент эластичности спроса на йогурт какой-либо фирмы, и не исключено, что в данном конкретном случае он окажется больше единицы. А как уже было установлено, политика ценообразования в первом (при Е = 0,7) и во втором (при Е > 1) случаях должна быть противоположной.
Другое применение теория эластичности находит при определении налоговой политики государства.
Одним из важнейших источников доходов государственного бюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены этого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме налога, поступает в бюджет и может использоваться для различных целей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т. д.
Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны решать ряд проблем.
Одна из них — какие товары освободить от обложения косвенным налогом. Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т. п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится. В этом случае государство будет вынуждено увеличить выплаты из государственного бюджета средств на оказание помощи особо нуждающимся. Таким образом, деньги будут двигаться по кругу: сначала от малоимущих к государству, а потом назад, от государства к малоимущим. Этот пример свидетельствует о том, что правильный выбор товаров, подлежащих косвенному налогообложению, не может быть сделан без учета теории эластичности спроса.
Другую группу товаров, на которые, как правило, существует неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т. д. Введение косвенных налогов на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведет к существенному сокращению величины спроса на них. Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье и котиковых манто практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров подобного рода оправдано.
Введение косвенных налогов оправдано и в том случае, когда ими облагаются спиртные напитки и табачные изделия.
Таким образом, вводя косвенные налоги на те или иные товары и услуги, руководители исполнительных и законодательных органов власти обязаны учитывать фактор эластичности спроса и представлять себе, как будет распределяться вводимый налог между различными слоями населения.
Заключение
В своей курсовой работе я достигнул поставленной цели, изучи и уяснил значение и применение понятия эластичности, а также сделал следующие выводы:
Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величины цен на него называется спросом. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность – мера изменения величины спроса при изменении уровня цены. По уровню эластичности спроса все товары разделяются на две группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса. Оценка эластичности спроса позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Основными факторами, влияющими на эластичность спроса являются наличие товаров – заменителей, время и значимость товара для потребителя. Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Список использованной литературы
1. Экономика: Учебник. 3 – е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук проф. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa. Микроэкономика 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010.
3. Гальперин В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев. – М.: Изд – во СПб: эконом школа, 1999.
4. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов/ И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004г.с.
5. Самуэльсон П./ Экономика. - М.: Изд.дом «Дашков и Ко», 2002.
6. Экономический словарь - http://dic.academic.ru/