Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:58, реферат
Согласно бюджетному законодательству органы местного самоуправления обязаны обеспечить сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, к уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Характеристика специфики межбюджетных отношений в Республике Мордовия
Межбюджетные отношения в Республике Мордовия регулируются бюджетным законодательством РФ и принятым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Законом РБ «О межбюджетных отношениях в РМ», определяющим взаимоотношения с учетом особой социально – экономической важности выстраивания системы межбюджетных отношений в Республике Мордовия, где имеется 895 муниципальных образований: – между бюджетом республики и бюджетами муниципальных районов и городских округов(9 городских округов, 54 муниципальных района); – между бюджетами муниципальных районов и бюджетами поселений (832 поселения, в том числе 812-сельских). Кроме того, закон утверждает формы предоставления межбюджетной помощи и методики их распределения. Согласно бюджетному законодательству органы местного самоуправления обязаны обеспечить сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, к уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Доходная часть местных бюджетов формируется за счет:
– налоговых и неналоговых доходов, которые в среднем по республике составили за 2011 год 41,9 процента от общей суммы доходов местных бюджетов, против 44,2% за 2010 год. (за 2011 год мобилизовано 27 105,6 млн. рублей, за 2010 год – 24 415 млн. рублей);
– и безвозмездных поступлений – 58,1процента, за 2010 год – 55,8%. (за 2011 год составили 37 599,1 млн. рублей, за 2010 год – 30 851,4 млн. рублей).
Соответствующие соотношения по муниципальным образованиям, в состав которых входят малые города, доля безвозмездных поступлений превышает среднереспубликаский показатель, кроме города Агидель. Налоговые и неналоговые доходы в свою очередь состоят из 3-х частей:
– 1-я часть) поступающие по установленным Бюджетным кодексом;
– 2-я часть) налоговые доходы, переданные по единым нормативам. Кроме НДФЛ, в 2011 году в муниципальные бюджеты зачислялись по единым нормативам:
– налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 %;
– налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения – по нормативу 100 %;
– единый сельскохозяйственный налог
– по нормативу 30 % сверх 70%, установленных
федеральным законодательством. На основе изучения региональной практики,
равномерности размещения налоговой базы
по территории республики, был подготовлен
и принят Закон Республики Башкортостан
«Об установлении единых нормативов отчислений
от отдельных налогов в бюджеты муниципальных
районов, городских округов Республики
Башкортостан», предусматривающий с 1
января 2012 года передачу в бюджеты муниципальных
районов налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения (за
исключением налога, взимаемого в виде
стоимости патента в связи с применением
упрощенной системы налогообложения),
по нормативу 50 процентов. Указанные доходы
переданы в местные бюджеты как наиболее
равномерно распределяемые по территории
республики.
– 3-я часть) НДФЛ, переданный по дополнительным нормативам отчислений в порядке межбюджетного регулирования, которые устанавливаются ежегодно Законом Республики Башкортостан о бюджете на очередной финансовый год. Общая сумма переданного в соответствии с БК НДФЛ за 2011 год составила более 4,6 млрд. рублей при плане 4,3 млрд. рублей (в 2010 году 4 млрд. рублей), Удельный вес его в составе налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов вырос в 2011 году до 17,1% с 16,4 % в 2010 году. При этом для 19 районов в 2011 году норматив увеличен по сравнению с 2010 годом, в местные бюджеты 25 районов НДФЛ поступал в полном объеме (в 2010 году – 19 районов). В 2012 году доля зачисляемого НДФЛ в местные бюджеты возросла по 16 районам за счет увеличения дополнительного норматива.
Следующий уровень межбюджетного регулирования (район-поселение).
В соответствии с Бюджетным кодексом в 2011 году двумя муниципальными районами (Бурзянский, Ермекеевский районы) передан в бюджеты поселений единый налог на вмененный доход, подлежащий зачислению в бюджеты муниципальных районов, по единым нормативам отчислений (в размере 30%, 10%, соответственно), сумма переданного налога составила 1,5 млн. рублей, в 2010 году - тремя муниципальными районами (Бижбулякский, Бурзянский, Ермекеевский районы по нормативам 10%, 30%, 10%, соответственно) общая сумма переданного налога составила 2 млн. рубля. Кроме этого с 2011 года в Бурзянском районе передан в бюджеты поселений налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому нормативу в размере 85 %, сумма которого составила 34,0 тыс. рублей. По муниципальным образованиям с административным центром – малым городом – средняя доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в собственных доходах составила – 48,9 %.
На 2012 год в бюджете республики объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен в сумме 1 006,6 млн. рублей. Кроме того, для выравнивания используется нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в объеме 7 020,1 млн. рублей в виде дополнительных отчислений (на 2011 год – 2 883,0 млн. рублей). Субвенция на выплату дотации бюджетам поселений – 500,0 млн. рублей. Дотация на сбалансированность – 1 340,0 млн. рублей.
Что в итоге составляет 9 906,1 млн. рублей.
В общей сумме финансовой помощи, получаемой из бюджета Республики Башкортостан местными бюджетами, наибольший удельный вес имеют:
– среди 1 группы – МО с сельскими поселениями: районы Кармаскалинский – 3,9%, Уфимский-3,7%, Стерлитамакский -3,6%.
– среди 2 группы - МО с городскими поселениями: районы Туймазинский-13,2%, Белорецкий-11,0%, Янаульский-9,1%, Баймакский-7,7%, Дюртюлинский-7,2%, Бирский - 6,3%.
– среди городских округов: города Октябрьский – 16,0 %, Нефтекамск - 15,6 %, Кумертау – 12,7 %, Межгорье - 11,0 %.
Наименьший удельный вес среди 1 группы МО имеют: районы Архангельский - 1,5%, Бурзянский - 1,6%, Кигинский - 1,5%
– среди 2 группы МО: Давлекановский-4,4 %, Учалинский-5,1%, Благовещенский -1%.
– среди городских округов: города Агидель - 3,8%, Стерлитамак - 5,8%, Сибай - 9,3%.
Из всех применяемых
видов межбюджетного
Применение в расчетах распределения
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
прозрачной и стабильной методики позволяет
обеспечить минимально гарантированный
уровень бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, сократить число муниципалитетов
с уровнем бюджетной обеспеченности ниже
среднереспубликаского.
Это делалось и будет делаться на условиях
софинансирования. Для этого возможности
у муниципальных образований есть! Для финансирования мероприятий по благоустройству
территорий населенных пунктов сельских
поселений из бюджета Республики Башкортостан
в 2011 году выделено 163,6 млн. рублей, по 200
тыс. рублей каждому поселению (двумя траншами
по 100 тыс. рублей), кроме того, городским
поселениям - 300 млн. рублей, такая помощь
будет продолжена и в этом году. В 2012 году
на эти цели будет выделено по 400 тыс. рублей. Кроме
того, в соответствии с Законом «О Дорожном
фонде Республики Башкортостан» подготовлена
методика расчета размера субсидий муниципальным
районам и городским округам из этого
фонда с учетом поступления транспортного
налога с территории соответствующего
МО. На 2012 год – это 1 900 млн.рублей которые
будут распределяться с учетом поступлений
транспортного налога в бюджет Республики
с территорий муниципальных районов и
городских округов. Вот так выстроена система
межбюджетных взаимоотношений в республике.
1) Нецелевых и неэффектино
используемых бюджетных
2) Неэффективных расходов, общий среднегодовой объем которых в бюджетах муниципальных образований по оценке на 1 октября 2011 года составляет почти 6,5 млрд. рублей, или 10,3% их расходов, увеличившись по сравнению с I полугодием 2011 года (в сопоставимых условиях) на 2,3%.
Рост неэффективных расходов по сравнению с I полугодием 2011 года отмечается в 41 муниципальном образовании Республики Башкортостан.
Также резервом увеличения
доходов продолжает оставаться недоимка
в бюджеты муниципальных
Проблема совершенствования межбюджетных отношений – одна из часто обсуждаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований тема. Особенного в последнее время. Это связано с реформированием бюджетного процесса, налогового законодательства, развитием казначейской системы исполнения бюджетов, внедрением новых технологий управления расходами. Аналогичная взаимосвязь существует и между совершенствованием межбюджетных отношений и структурными преобразованиями в различных отраслях экономики и социальной сферы.
Распоряжением Д.Медведева в прошлом году были созданы две рабочие группы: группа по правовым вопросам децентрализации власти и группа по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям, состав во второй вошел и Президент Республики Башкортостан Хамитов Р.З., этой группе была поставлена задача пойти по пути совершенствования межбюджетных отношений и работы в области бюджетного федерализма – разработать набор предложений, который бы стимулировал регионы для повышения эффективности и собираемости налогов на местах, а также обеспечивал им в полной мере выполнение тех социальных и других обязательств, которые должны ими выполняться в силу своей компетенции.
Предложения, поступившие от субъектов РФ, членов рабочей группы, после обсуждения на заседаниях, были обобщены и внесены Президенту РФ. Наша республика приняла самое активное участие в этом процессе. Президентом Республики Башкортостан Р.З.Хамитовым были внесены предложения по перераспределению полномочий, в том числе по разграничению налоговых доходов по уровням бюджетной системы, перераспределения их в пользу местных бюджетов, которые вошли в консолидированные предложения. Реализация этих предложений в виде федеральных законов и НПА планируется с 2013 года.
Информация о работе Характеристика специфики межбюджетных отношений в Республике Мордовия