Характеристика специфики межбюджетных отношений в Республике Мордовия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Согласно бюджетному законодательству органы местного самоуправления обязаны обеспечить сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, к уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Характеристика межбюджетных отношений.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Характеристика  специфики межбюджетных отношений  в Республике Мордовия

 

Межбюджетные отношения в Республике Мордовия регулируются бюджетным законодательством РФ и принятым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Законом РБ «О межбюджетных отношениях в РМ», определяющим взаимоотношения с учетом особой социально – экономической важности выстраивания системы межбюджетных отношений в Республике Мордовия, где имеется 895 муниципальных образований:             – между бюджетом республики и бюджетами муниципальных районов и городских округов(9 городских округов, 54 муниципальных района);   – между бюджетами муниципальных районов и бюджетами поселений (832 поселения, в том числе 812-сельских).       Кроме того, закон утверждает формы предоставления межбюджетной помощи и методики их распределения.       Согласно бюджетному законодательству органы местного самоуправления обязаны обеспечить сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, к уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.  Доходная часть местных бюджетов формируется за счет: 

– налоговых и неналоговых доходов, которые в среднем по республике составили за 2011 год 41,9 процента от общей суммы доходов местных бюджетов, против 44,2% за 2010 год.  (за 2011 год мобилизовано 27 105,6 млн. рублей, за 2010 год –  24 415 млн. рублей); 

– и безвозмездных поступлений – 58,1процента, за 2010 год – 55,8%. (за 2011 год составили 37 599,1 млн. рублей, за 2010 год – 30 851,4 млн. рублей).  

 

Соответствующие соотношения  по муниципальным образованиям, в  состав которых входят малые города, доля безвозмездных поступлений  превышает среднереспубликаский показатель, кроме города Агидель. Налоговые и неналоговые доходы в свою очередь состоят из 3-х частей:

– 1-я часть) поступающие по установленным Бюджетным кодексом; 

– 2-я часть) налоговые доходы, переданные по единым нормативам. Кроме НДФЛ, в 2011 году в муниципальные бюджеты зачислялись по единым нормативам:

– налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 %;

– налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения – по нормативу 100 %;

– единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 30 % сверх 70%, установленных федеральным законодательством.     На основе изучения региональной практики, равномерности размещения налоговой базы по территории республики, был подготовлен и принят Закон Республики Башкортостан «Об установлении единых нормативов отчислений от отдельных налогов в бюджеты муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан», предусматривающий с 1 января 2012 года передачу в бюджеты муниципальных районов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (за исключением налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения), по нормативу 50 процентов.  Указанные доходы переданы в местные бюджеты как наиболее равномерно распределяемые по территории республики.            Дальнейшее перераспределение доходов, вопрос не простой, поскольку налоговая база по территории республики распределена очень неравномерно и закрепление других налогов за местными бюджетами приведет к дальнейшему росту дифференциации муниципальных образований по финансовым возможностям и углублению различий предоставления гарантированных государством бюджетных услуг. В городских округах – от 21 рубля (г. Кумертау) до 1343 рублей (г. Уфа).

– 3-я часть) НДФЛ, переданный по дополнительным нормативам отчислений в порядке межбюджетного регулирования, которые устанавливаются ежегодно Законом Республики Башкортостан о бюджете на очередной финансовый год.          Общая сумма переданного в соответствии с БК НДФЛ за 2011 год составила более 4,6 млрд. рублей при плане 4,3 млрд. рублей (в 2010 году 4 млрд. рублей), Удельный вес его в составе налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов вырос в 2011 году до 17,1% с 16,4 % в 2010 году. При этом для 19 районов в 2011 году норматив увеличен по сравнению с 2010 годом, в местные бюджеты 25 районов НДФЛ поступал в полном объеме (в 2010 году – 19 районов).          В 2012 году доля зачисляемого НДФЛ в местные бюджеты возросла по 16 районам за счет увеличения дополнительного норматива.

Следующий уровень межбюджетного  регулирования (район-поселение). 

В соответствии с Бюджетным кодексом в 2011 году двумя муниципальными районами (Бурзянский, Ермекеевский районы) передан в бюджеты поселений единый налог на вмененный доход, подлежащий зачислению в бюджеты муниципальных районов, по единым нормативам отчислений (в размере 30%, 10%, соответственно), сумма переданного налога составила 1,5 млн. рублей, в 2010 году - тремя муниципальными районами  (Бижбулякский, Бурзянский, Ермекеевский районы по нормативам 10%, 30%, 10%, соответственно)  общая сумма переданного налога составила 2 млн. рубля.            Кроме этого с 2011 года в Бурзянском районе передан в бюджеты поселений налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому нормативу в размере 85 %, сумма которого составила 34,0 тыс. рублей.    По муниципальным образованиям с административным центром – малым городом – средняя доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в собственных доходах составила – 48,9 %. 

На 2012 год в бюджете  республики объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен в сумме 1 006,6 млн. рублей. Кроме того, для выравнивания используется нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в объеме 7 020,1 млн. рублей в виде дополнительных отчислений (на 2011 год – 2 883,0 млн. рублей).  Субвенция на выплату дотации бюджетам поселений – 500,0 млн. рублей.           Дотация на сбалансированность – 1 340,0 млн. рублей. 

Что в итоге составляет 9 906,1 млн. рублей.

В общей сумме финансовой помощи, получаемой из бюджета Республики Башкортостан местными бюджетами, наибольший удельный вес имеют:

– среди 1 группы – МО с сельскими поселениями: районы Кармаскалинский – 3,9%, Уфимский-3,7%, Стерлитамакский -3,6%.

– среди 2 группы - МО с городскими поселениями: районы Туймазинский-13,2%, Белорецкий-11,0%, Янаульский-9,1%, Баймакский-7,7%, Дюртюлинский-7,2%, Бирский - 6,3%.

– среди городских округов: города Октябрьский – 16,0 %, Нефтекамск - 15,6 %, Кумертау – 12,7 %, Межгорье - 11,0 %.

Наименьший удельный вес среди 1 группы МО имеют: районы Архангельский - 1,5%, Бурзянский - 1,6%, Кигинский - 1,5% 

– среди 2 группы МО: Давлекановский-4,4 %, Учалинский-5,1%, Благовещенский -1%.

– среди городских округов: города Агидель - 3,8%, Стерлитамак - 5,8%, Сибай - 9,3%.

 

Из всех применяемых  видов межбюджетного регулирования, основным является выравнивание бюджетной  обеспеченности, которое осуществляется исходя из соотношения оценок доходных возможностей и расходных потребностей муниципального образования. В связи с чем, возникает необходимость оценивать налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов каждого муниципального образования. И основная задача при этом- правильно осуществить оценку налогооблагаемой базы на основе достоверной информационно-статистической базы и расчет расходных потребностей, исходя из средне республиканских показателей.    Разработанная и законодательно принятая в 2010 году методика бюджетного выравнивания обеспечивает адаптацию механизма выравнивания к происходящим в муниципальных образованиях экономическим процессам. 

Применение в расчетах распределения  дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности прозрачной и стабильной методики позволяет обеспечить минимально гарантированный уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований, сократить число муниципалитетов с уровнем бюджетной обеспеченности ниже среднереспубликаского.          Кроме выравнивания, законодательством предусмотрена возможность компенсации потерь тем муниципалитетам, в которых произошло снижение объема дотации на выравнивание на очередной финансовый год по отношению к текущему году. Компенсация производится вне рамок общего объема дотации на выравнивание – за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Это позволяет наращивать собственную налоговую базу без сокращения получаемой из бюджета Республики Башкортостан финансовой помощи.      Конечно в этих условиях заняв пассивную позицию можно не испытывая значительных трудностей, не прикладывая усилий обеспечивать самый минимальный уровень оказания муниципальных услуг. Но это проедание имеющегося и топтания на месте, а то и шаг назад.     В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в более эффективной работе по управлению муниципальными финансами, по увеличению доходов бюджета используются и другие формы, в том числе передача федеральных  и республиканских налогов по дополнительным нормативам. Как это было сделано по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.          При формировании проекта бюджета по муниципальным образованиям на 2012 год учтены изменения, вносимые в БК РФ. В частности, изменен норматив отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов и городских округов (с 20 до 10 % по муниципальным районам, с 30 до 20 % по городским округам).          При этом увеличился размер норматива НДФЛ, подлежащего обязательной передаче в местные бюджеты, с 10 до 20 % от налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога, что составило 7 020,1 млн. рублей на 2012 год, с ростом к уровню 2011 года на 3 285,0 млн. рублей или в 2 раза.        Уже имеющая нормативная база позволяет заменить дотацию на выравнивание налоговыми механизмами оказания межбюджетных трансфертов, что способствует развитию стимулов к увеличению доходной базы бюджетов и формированию исходных возможностей для сбалансирования этих бюджетов.         Сумма замены составила на 2012 год  93,4 млн. рублей (на 2011 год – 930,1 млн. рублей). Размеры доп. нормативов отчислений от НДФЛ были согласованы с представительными органами местного самоуправления 5 муниципальных районов и 1 городского округа город Кумертау.    В целях повышения заинтересованности местных органов власти и для реализации приоритетных направлений политики Республики на 2012 год в бюджете республики предусмотрены средства на предоставление субсидий на софинансирование расходов местного значения (в общем объеме 8 068,2 млн. рублей (на 2011 год 5 763 млн. рублей).      Это в основном, средства на проведение капитального ремонта и на повышение энергетической эффективности, обеспечение пожарной безопасности в сумме 1 003,2 млн. рублей, а также на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений – 633,3 млн. рублей, на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг специалистам на селе в сумме 347,1 млн. рублей и оплату труда в сумме 1 866,4 млн. рублей. 

Это делалось и будет делаться на условиях софинансирования. Для этого возможности у муниципальных образований есть!     Для финансирования мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов сельских поселений из бюджета Республики Башкортостан в 2011 году выделено 163,6 млн. рублей, по 200 тыс. рублей каждому поселению (двумя траншами по 100 тыс. рублей), кроме того, городским поселениям - 300 млн. рублей, такая помощь будет продолжена и в этом году. В 2012 году на эти цели будет выделено по 400 тыс. рублей. Кроме того, в соответствии с Законом «О Дорожном  фонде Республики Башкортостан» подготовлена методика расчета размера субсидий муниципальным районам и городским округам из этого фонда с учетом поступления транспортного налога с территории соответствующего МО.              На 2012 год – это 1 900 млн.рублей которые будут распределяться с учетом поступлений транспортного налога в бюджет Республики с территорий муниципальных районов и городских округов.    Вот так выстроена система межбюджетных взаимоотношений в республике.            Конечно, дополнительным источником финансовых средств для  повышения финансовой устойчивости местных бюджетов являются сокращение:

1) Нецелевых и неэффектино  используемых бюджетных средств,  а таких за 2010 и 2011 годы Министерством финансов и его ТФУ в ходе проверочных мероприятий выявлено более 780 млн. рублей. Это почти столько, сколько передано за этот период в местные бюджеты по единым нормативам налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Башкортостан.

2) Неэффективных расходов, общий  среднегодовой объем которых  в  бюджетах муниципальных образований по оценке на 1 октября 2011 года составляет почти 6,5 млрд. рублей, или 10,3% их расходов, увеличившись по сравнению с I полугодием 2011 года (в сопоставимых условиях) на 2,3%.

Рост неэффективных  расходов по сравнению с I полугодием 2011 года отмечается в 41 муниципальном  образовании Республики Башкортостан.

Также резервом увеличения доходов продолжает оставаться недоимка в бюджеты муниципальных образований, которая за IV квартал  составила 508 млн. рублей, уменьшилась к октябрю 2011 года на 6,3 процентов или на 33,6 млн. рублей, наряду с безнадежной есть и резервы погашения. 

Проблема совершенствования  межбюджетных отношений – одна из часто обсуждаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и муниципальных образований тема. Особенного в последнее время. Это связано с реформированием  бюджетного процесса, налогового законодательства,  развитием казначейской системы исполнения бюджетов, внедрением новых технологий управления расходами. Аналогичная взаимосвязь существует и между совершенствованием межбюджетных отношений и структурными преобразованиями в различных отраслях экономики и социальной сферы. 

Распоряжением Д.Медведева  в прошлом году были созданы две рабочие группы: группа по правовым вопросам децентрализации власти и группа по финансовым и налоговым вопросам и межбюджетным отношениям, состав во второй вошел и Президент Республики Башкортостан Хамитов Р.З., этой группе была поставлена задача пойти по пути совершенствования межбюджетных отношений и работы в области бюджетного федерализма – разработать набор предложений, который бы стимулировал регионы для повышения эффективности и собираемости налогов на местах, а также обеспечивал им в полной мере выполнение тех социальных и других обязательств, которые должны ими выполняться в силу своей компетенции. 

Предложения, поступившие от субъектов  РФ, членов рабочей группы, после  обсуждения на заседаниях, были обобщены и внесены Президенту РФ. Наша республика приняла самое активное участие в этом процессе. Президентом Республики Башкортостан Р.З.Хамитовым были внесены предложения по перераспределению полномочий, в том числе по разграничению налоговых доходов по уровням бюджетной системы, перераспределения их в пользу местных бюджетов, которые вошли в консолидированные предложения. Реализация этих предложений в виде федеральных законов и НПА планируется с 2013 года.


Информация о работе Характеристика специфики межбюджетных отношений в Республике Мордовия