Характеристика Республики Беларусь по уровню обеспеченности отдельными видами ресурсов (мировой рейтинг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания. Национальное богатство Республики Беларусь представлено совокупностью накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми в настоящее время располагает общество, а также человеческим и природным капиталами. По имеющимся оценкам доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.

Файлы: 1 файл

реферат по нац экономике.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей в воде. В средний по водности год поверхностные водные ресурсы составляют 57,9 км3, в том числе формирующиеся в пределах страны – 34 км3. В многоводные годы общий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в маловодные – снижается до 37,2 км3 в год. Возобновляемые (естественные) ресурсы подземных вод составляют 15,9 км3 в год, эксплуатационные запасы – 2,3 км3 в год.  
           Экономия воды в результате внедрения в промышленности систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в целом достаточна высока (92%) и тенденция увеличения общего объема использования воды в этих системах сохраняется. 
           Потребление питьевой воды на душу населения по городам Беларуси составляет 180–370 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (120–150 л/сут.). В среднем на хозяйственно-питьевые нужды используется 218 л в сутки на 1 жителя.

В Беларуси функционирует  специфическая отрасль экономики  — водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования  водных ресурсов, охраной поверхностных  и подземных вод от загрязнения  и истощения, транспортировкой их к  месту потребления. Основная задача водного хозяйства — обеспечение  всех отраслей и видов хозяйственной  деятельности водой в необходимом  количестве и соответствующего качества. 
              Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.

Земельные ресурсы. Оценивая земельно-ресурсный потенциал Беларуси как достаточно высокий, следует отметить, что изменения структуры земельного фонда за последние годы связаны с процессами восстановления природного и хозяйственного потенциала земель, обеспечения граждан земельными участками, передачей лесохозяйственным предприятиям низкопродуктивных сельскохозяйственных земель, оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, отводами для различных видов строительства и т.д 

Земельные ресурсы - это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.

Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного  назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2010 года составляет 207,60 тыс. га. 
          По сравнению со странами Западной Европы Беларусь отличается большей сохранностью лесных и болотных массивов. Кроме того, здесь более высокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчете на 1 жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5–2,0 раза аналогичные показатели в странах Европы. Эта тенденция сохранится и в перспективе.

Для характеристики земельных  ресурсов страны и оценки воздействия  на них разноплановой хозяйственной  деятельности используются данные по видам земель и категориям землепользователей, которые представлены в ежегодно издаваемом Государственном земельном кадастре Республики Беларусь. Данные показатели позволяют выявить долю земель, сохранившихся в естественном и полуестественном состоянии, а также земель, изъятых из продуктивного оборота под застройку, транспортную инфраструктуру, улицы, площади и иные места общего пользования, и характеризуют уровень социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

Таблица 4  Структура земельного фонда Беларуси по видам земель

Вид земель

Площадь, тыс. га

2005

2006

2007

2008

2009

Сельскохозяйственные земли

9011,5

8984,9

8968,0

8944,7

8926,9

Лесные земли

8892,3

8979,9

9008,1

9035,0

9064,8

Земли под болотами

900,1

901,5

894,6

894,1

889,6

Земли под водными объектами

476,7

469,6

469,9

469,8

470,2

Земли под дорогами и другими  транспортными путями

364,4

371,9

386,1

391,7

391,0

Земли под застройки

323,9

327,6

331,5

330,7

337,2

Земли под улицы

148,3

142,5

147,0

148,9

147,7

Нарушенные, неиспользуемые и иные земли

642,

581,9

554,6

544,9

532,4


 

За период 2005–2009 гг. в  структуре земельного фонда по видам  земель произошли существенные изменения. Наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению сельскохозяйственных земель, площадь которых за пятилетний период уменьшилась на 84,6 тыс. га, и увеличению земель под лесами и древесно-кустарниковой растительностью, площадь которых возросла на 172,5 тыс. га. Произошло сокращение земель, занятых болотами и водными объектами – на 10,5 и 6,5 тыс. га соответственно. Основные причины перераспределения земель связаны с реализацией комплекса мероприятий по оптимизации структуры использования земель, составной частью которой явился вывод из оборота малопродуктивных, зарастающих и заболачиваемых сельскохозяйственных земель и передача их в другие виды земель.

Изъятие земель из продуктивного  оборота под транспортную инфраструктуру и за стройку за период 2005–2009 гг. составило

39,9 тыс. га. Площадь земель  под улицами, площадями и иными местами общего пользования практически не изменилась. Всего данные виды земель занимают сейчас 4,2% площади Беларуси. К 2009 г. значительно

сократились площадь нарушенных, неиспользуемых и иных земель –  на 110,2 тыс. га, или 17,1% к уровню 2005 г.

 

Минерально-сырьевые ресурсы

В недрах Беларуси на настоящее  время с различной степенью изученности  выявлено более 4000 месторождений полезных ископаемых. Основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Разведанные на настоящее  время запасы минерально-сырьевых ресурсов позволяют полностью обеспечить потребности страны в калийных и  поваренных солях, известковом и  цементном сырье, керамических и  тугоплавких глинах, песках строительных и песчано-гравийных материалах, строительном камне, пресных и минеральных  подземных водах. Однако в связи  с ограниченностью минерально-сырьевой базы республика ввозит из других регионов значительное количество сырья, в частности: нефть, газ, уголь, горючие сланцы, стекольные пески, глины формовочные, трепел, гипс, каолин, кальцинированную соду, сырье  для производства минеральных удобрений, блочный камень для облицовочных плит, высокопрочный щебень и др.

Топливные минеральные  ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.

Горно-химическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами.

В Госпрограмме геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006-2010 годы и на период до 2020 гг. в качестве приоритетных определены следующие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

Информационные  ресурсы.

Развитие  информационного общества является одним из национальных приоритетов  республики и рассматривается как  общенациональная задача, требующая  объединения усилий государства, бизнеса  и гражданского общества. Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого  капитала, высокого научного потенциала,

В настоящее  время в стране завершилось формирование основ информационного общества. Заложена правовая основа информатизации. На протяжении последних 15 лет в  результате выполнения государственных  программ разработан ряд общегосударственных  и ведомственных информационных систем, создана национальная система  формирования и регистрации информационных ресурсов.

Республика  обладает достаточно развитой собственной  информационной индустрией, включающей разработку и производство средств  вычислительной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.       Важнейшим фактором успеха в области развития информационных технологий является наличие высококвалифицированных кадров, способных создавать современные программные и программно-технические решения и обеспечивать их безопасность. В Беларуси развивается вузовская система подготовки и повышения квалификации кадров в сфере информационной безопасности. В 2010 году была принята Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, в которой определены цели, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества.

              До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Беларуси, с помощью которой будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов. Для всех учебных заведений предусматривается обеспечить широкополосный доступ в международные научно-образовательные сети и Интернет.

           Согласно Стратегии, одной из ключевых задач формирования электронной экономики в республике станет развитие электронной торговли по таким приоритетным направлениям как государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур.

                В Беларуси планируется завершить создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов.

К 2015 году более половины белорусов  будут обеспечены мобильным широкополосным доступом в Интернет.  Подписанный  Президентом Республики Беларусь Указ от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» направлен на защиту интересов граждан, общества и государства от противоправных проявлений в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг. В частности, это касается защиты авторских прав и прав потребителей, предотвращения пропаганды насилия, жестокости и др. Данным документом также предусмотрена обязанность государственных органов и организаций размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление. Такой подход способствует большей информационной открытости, транспарентности в работе госорганов, усилению обратной связи между властью и населением.

Сегодня информационные технологии нашли широкое применение в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми  перед случайными и преднамеренными  воздействиями. Происходит эволюция информационного  противоборства как новой самостоятельной  стратегической формы глобальной конкуренции. Распространяется практика целенаправленного  информационного давления, наносящего существенный ущерб национальным интересам.

В индексе развития информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) за 2010 год Беларусь занимает 52-е место, тогда как двумя годами ранее - 58-ю позицию. В настоящее время индекс развития ИКТ республики составляет 5 против 3,93 в 2008 году. Среди стран СНГ Беларусь по уровню развития ИКТ уступает только России, которая занимает в рейтинге 47-е место с показателем 5,38. 
 
               По такому критерию, как корзина цен на услуги ИКТ, Беларусь занимает 56-е место с индексом 2. Наиболее доступные услуги ИКТ в Монако (0,2), а наименее - в Нигере (71,6).  Страны со сравнительно высокими ценами на ИКТ имеют сравнительно низкие показатели доступа и использования ИКТ. И напротив, больше людей имеют доступ и используют ИКТ в странах, где услуги ИКТ сравнительно доступны по цене.

Республика  Беларусь реализует модель социально  ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою жизнеспособность. Страна достигла высокого уровня развития человеческого потенциала, занимая по этому показателю 61-е место среди 182 стран и территорий мира, опережая другие государства СНГ.

На современном этапе к приоритетным направлениям структурной политики белорусского государства следует отнести активное освоение современных информационных технологий, развитие биотехнологий и нанотехнологий, формирование современных транспортных узлов, развитие жилищного хозяйства и его кардинальная модернизация, формирование передовой информационной структуры на базе систем спутниковой, оптоволоконной и сотовой связи.

Модель устойчивого развития Республики Беларусь учитывает современные  тенденции мирового развития и положения  страны в мире. Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ – источник и носитель прогресса в государстве. Основа гармоничного развития нашего государства – баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства. Потенциал человека – это потенциал государства, чем богаче человек – тем богаче страна.

Информация о работе Характеристика Республики Беларусь по уровню обеспеченности отдельными видами ресурсов (мировой рейтинг)