Характеристика отраслевого рынка. Обработка древесины и производство изделий из дерева

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:53, доклад

Краткое описание

Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, то есть вся совокупность элементов и особенностей производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Характеристика рынка обработки древесины и производства изделий из дерева………………...………………………………………………..…4
Характеристика основных потребителей и контрагентов………..4
Характеристика основных игроков рынка………………………...4
Определение типа отраслевого рынка……………………………..6
Характеристика и определение отраслевых барьеров…………………...7
Заключение........................................................................................................…11
Библиографический список……………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

экономика отрасли характеристика отраслевого рынка.docx

— 35.05 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине: «Экономика отрасли»

на тему: «Характеристика отраслевого рынка. Обработка древесины и производство изделий из дерева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Характеристика рынка обработки древесины и производства изделий из дерева………………...………………………………………………..…4
    1. Характеристика основных потребителей и контрагентов………..4
    2. Характеристика основных игроков рынка………………………...4
    3. Определение типа отраслевого рынка……………………………..6
  2. Характеристика и определение отраслевых барьеров…………………...7

Заключение........................................................................................................…11

Библиографический список……………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, то есть вся совокупность элементов и особенностей производства, вызывают необходимость дифференциации рыночной системы по интересам товаропроизводителей и покупателей.

   Россия занимает лидирующие позиции в мире по обеспеченности лесными ресурсами, обладая примерно 22% мировых запасов древесины.      Отечественные запасы древесины составляют 81,3 млрд. в том числе пригодных для эксплуатации – 40,3 млрд. Лесной фонд находится в собственности государства. Лесосырьевые ресурсы России позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах её переработки, но и значительно расширить экспорт лесобумажной продукции.

   Рассмотрим же наиболее подробно характеристику данного отраслевого рынка: определим установившийся тип рыночной власти, дадим характеристику и определим соответствующие возникающие входные барьеры отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика рынка обработки древесины и производства изделий из дерева.
    1. Характеристика основных потребителей и контрагентов.

 

   Емкость отечественного рынка продукции деревообработки в настоящее время составляет $2-2,5 млрд. На долю пиломатериалов приходится более 50%, на фанеру — порядка 40% и около 10% — на плиты ДВП, ДСП и МДФ.

В ассортименте деревообрабатывающих предприятий присутствует как конечная, так и промежуточная продукция. Конечная продукция, например дверные  и оконные блоки, паркет используется как строительными предприятиями, так и рядовыми потребителями — в дачном строительстве, при ремонте домов и квартир. Основные потребители промежуточной продукции (пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП, МДФ) — строители и производители мебели. Деревянная тара востребована предприятиями практически всех отраслей и грузоперевозчиками.

   Кроме того, данная отрасль характеризуется и высокой экспортной направленностью (более 45% производимой продукции поставляется на экспорт) и занимает положение конкурентоспособного производителя в силу низкой себестоимости производства, что ставит отрасль в существенную зависимость от внешней конъюнктуры.

   Фанера — один из наиболее привлекательных экспортируемых российских товаров, и мировой спрос на нее постоянно растет. Так, в январе — июле 2012 г. на экспорт ушло 62% всей произведенной фанеры (за аналогичный период прошлого года доля экспорта данной продукции составила 57,4%).

   В дальнейшей перспективе прогнозирует увеличение экспортных поставок продукции глубокой переработки древесины. В частности, ожидается рост экспорта деловой древесины и пиломатериалов в Китай, страны СНГ и Ближнего Востока.

   Таким образом, можно было заметить, что количество потребителей рынка обработки древесины и производства изделий из дерева достигает очень большого числа.

 

    1. Характеристика основных игроков рынка.

 

   По данным Росстата, в 2011 г. в обработке древесины и производстве изделий из дерева действовало около 20 000 предприятий. В деревообработке, как и в лесозаготовительном секторе, преобладают небольшие предприятия. Крупных предприятий в отрасли около тысячи. Концентрация производства достаточно низкая. На долю 10 крупнейших деревоперерабатывающих компаний приходится около 40% продукции деревообработки.

   Из-за преобладания мелких компаний, финансы которых не позволяют им самостоятельно осуществлять масштабные инвестиции в модернизацию производства, доля убыточных предприятий достигает 70%.

Для того, чтобы определить количество деревообрабатывающих предприятий  России мы обратились к бизнесс-карте  проекта MXKR. По результатам обработки  запроса нам предлагается изучить 662 предприятия в различных городах  и регионах России. Итак, количество предприятий по городам России распределяется следующим образом: Новосибирск-55,Санкт-Петербург-51, Красноярск-44, Омск-39, Барнаул-38, Пермь-33, Екатеринбург-29, Кемерово -26, Иркутск-26, Тюмень-25, Ижевск-22, Москва-18, Нижний Новгород-17, Курган-16, Томск-16, Хабаровск-15, Тула-14, Нижний Тагил-13, Уфа-13, Самара-13, Бийск-13, Улан-Удэ-11, Архангельск-10, Рязань-10, Сочи-9, Воронеж-9, Волгоград-8, Владивосток-8, Кострома-7, Тверь-7, Казань-7, Оренбург-7, Краснодар-6, Тольяти-6, Калининград-5, Горно-Алтайск-4, Астрахань-4, Саратов-3, Белгород-2, Магнитогорск-2, Ростов-на-Дону-1.

   Большинство крупных компаний отрасли представляют собой холдинговые структуры, построенные по принципу вертикальной интеграции и объединяющие лесозаготовительные компании, предприятия, занятые выпуском продуктов глубокой переработки древесины, комбинаты, дистрибьюторские сети, торговые предприятия. Преимуществом такой организации бизнеса является контроль над основными технологическими процессами, что существенно повышает эффективность работы. Кроме того, крупным холдингам под силу инвестиционные программы, направленные на реконструкцию существующих и строительство новых деревоперерабатывающих предприятий.

   Крупнейшие отечественные игроки на рынке деревообработки представлены вертикально-интегрированными лесопромышленными холдингами: “Илим Палп”, “Свеза”, “Титан”, “Континенталь-менеджмент”, Национальная лесоиндустриальная компания, Северо-Западная лесопромышленная компания.

   Лидер российской фанерной промышленности — холдинг “Свеза”. Его доля составила 21,6%. Далее идут Сыктывкарский фанерный завод (доля на рынке 6,4%), United Panel Group (6,2%), Илим-Братский фанерный завод (5,7%), “Фанком” (4,6%), Парфинский фанерный комбинат (4%), Мантуровский фанерный завод (3,5%), “Чудово RWS” (2,9%), Зеленодольский фанерный завод (2,1%), Демидовский фанерный завод (1,8%).

   Наиболее крупные предприятия, основная деятельность которых заключается в производстве изделий из дерева и мебели, — это “Шатура”, “Феликс”, “Дятьково-ДОЗ”, фабрика “8 Марта”, ДОК “Красный Октябрь”, “Сходня-мебель”.

   Ведущие иностранные лесопромышленные компании рассматривают Россию как перспективный регион для развития своего бизнеса. В настоящее время в отрасль деревоперерабатывающей промышленности успешно входят и действуют такие крупные зарубежные компании, как Mondi, International Paper, Kronospan, Stora Enso, UPM Kummene, Metsaliitto, IKEA.

   Таким образом, приходим к выводу, что на рынке обработки древесины и производства изделий из дерева наблюдается очень значительный объем конкуренции, смешанной с «небольшой дозой» монопольной власти(сильная конкуренция со стороны зарубежных производителей).

 

    1. Определение типа отраслевого рынка.

 

   Большое количество потребителей и совокупность крупных холдинговых, средних и мелких предприятий конкурентов, все это указывает на современный рынок, который характеризуется чертами монополии и совершенной конкуренции и в силу этого получил название рынка монополистической конкуренции. В основе данного типа рынка лежит дифференциация продукта, под которой понимают производство много разновидностей одного продукта. Этот рынок отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что здесь продается схожая, и не являющееся взаимозаменяемой, продукция, производимая относительно большим числом фирм, которые стремятся выделить свой товар, подчеркивая его индивидуальность через качество, внешнее оформление, рекламу, товарные знаки.

 

   Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Большое число покупателей и продавцов. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами. Количество продавцов обуславливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объёмы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов.
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. В случае нашей отрасли это не только торговые марки, но, в основном, вопрос размещения отрасли по отношению к рынкам непосредственного сырья или же к основным транспортным и инфраструктурным путям и магистралям
  • Производство дифференцированной продукции имеющей много заменителей. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Специфичность товара даёт каждому продавцу определённую степень монопольной власти над ценой.
  • Наличие неценовой конкуренции. Очень часто в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции. При неценовой конкуренции эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её качество, надёжность, практичность, соответствие международным стандартам, удобство транспортировки в силу расположения предприятия. Фирмы на рынках с монополистической конкуренцией стремятся всеми способами убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону(определенные породы деревьев, технологии обработки, квалифицированность кадров).

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

 

   Дифференциация товаров может быть основана на:

  • физических характеристиках товара;
  • месторасположении;
  • "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

 

 

  1. Характеристика и определение отраслевых барьеров.

 

   Барьеры входа на рынок – любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

   Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные (отраслевые) и поведенческие.Структурные (отраслевые) обусловлены особенностями данной отрасли и рынка.

 

   Виды структурных барьеров:

1. Экономические и организационные ограничения. При их выявлении анализируется значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:

  1. государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;
  2. среднеотраслевая норма прибыли;
  3. сроки окупаемости капитальных вложений;
  4. неплатежи;
  5. наличие (отсутствие) эффективной поддержки предпринимательства.

2. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Высокий минимально эффективный масштаб деятельности на этом рынке приводит к увеличению затрат входящих на рынок потенциальных конкурентов, достигающих данного уровня, по сравнению с уже действующими хозяйствующими субъектами, т. е. снижает их конкурентоспособность.

3. Неразвитость рыночной инфраструктуры. Целесообразность дополнительных транспортных издержек для входа на рынок соотноситься со стоимостью конкретного товара, а дальность перевозок – с качественными и техническими характеристиками товара, позволяющими эту транспортировку осуществить.

Информация о работе Характеристика отраслевого рынка. Обработка древесины и производство изделий из дерева