Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:58, контрольная работа
В условиях транзитивной экономики, отличающейся нестабильностью экономических параметров, изменение ВНП сопровождается периодическим снижением благосостояния, ухудшением уровня жизни населения. Содержание трансформационных преобразований связано не только с воссозданием экономических условий, необходимых для устойчивого развития, но и с одновременным решением социальных проблем, прежде всего, повышением доходов и снижением неравенства в их распределении.
Характеристика
и особенности развития стран с транзитивной
экономикой.
В
условиях транзитивной экономики, отличающейся
нестабильностью экономических
параметров, изменение ВНП сопровождается
периодическим снижением
В транзитивных условиях рыночный механизм слаб, присутствует высокая степень отклонения параметров экономики от естественного уровня, несвойственно полное использование ресурсов. Все экономические проблемы усугубляются кризисом благосостояния, которому в зарубежных теориях не уделяют достаточного внимания. Несмотря на то, что в настоящее время отечественные экономисты уделяют повышенное внимание экономическому развитию, универсальной концепции устойчивого развития транзитивной экономики еще не создано.
Транзитивная (переходная) экономика - это экономика, где основное значение имеет не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Транзитивная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда старая система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только сформировывается.
Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.
Удаление
большинства механизмов и организаций
административно-командной
Экономические институты образовываются в глубинах командно-административной системы на этапе ее распада, вытесняя прежние институты. Организации, осуществляющие функции государственного управления экономикой, распускаются распоряжениями государственной власти, преобразуются в новые органы. Таким образом, большинство экономических министерств и ведомств преобразовались в коммерческие органы, которые занялись координацией деятельности находившихся в подчинении предприятий и продвижением их продукции на рынке.
Одной из ключевых и сравнительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной монополии внешней торговли.
Однако сравнительная простота либерализации экономики, а также переустройства административных ведомств в новые структуры, способные функционировать в рыночной системе, не означает быстрого и легкого избавления от наследия социализма. Напротив, в ходе реформ основная трудность как раз и состоит в том, чтобы преодолеть те негативные черты, которые характеризовали социалистическую экономику (абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни, монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий и т.д.).
В теории и практике проведения рыночных реформ сформировались две противостоящие друг другу теории. Одна из них – градуализм, вторая – «шоковая» терапия.
Градуализм - экономическая теория, которая полагает проведение неторопливых, последовательных реформ и отводит государству первостепенную роль в образовании рынка. Яркий образец градуализма – проведенные реформы в Китае. С начала 1980-х гг. в стране удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать ведущие страны Запада. Его опыт настолько удачен, что может служить образцом для постсоциалистических государств. Ценность китайского опыта состоит в совмещении реформ с быстрыми темпами роста экономики. Добиться этого всегда трудно, т.к. «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям во всей системе.
«Шоковая
терапия» - экономическая доктрина,
которая полагает инструментом формирования
рынка и антиинфляционной политики
одномоментную либерализацию
Государство возглавляется конкретными людьми, заинтересованными в сохранении своего социального статуса, они не хотят допустить автономное функционирование экономики. Следовательно, обеспечить самоорганизацию рынка может только либерализация экономики. Опыт переходных экономик подтверждает, что хозяйствующие субъекты в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации без государственного вмешательства. Вместе с тем высока вероятность возникновения и устойчивого существования пагубных для экономики институтов. Например, преступные сообщества, неэффективные формы производства и торговли. Кроме того, развитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализация должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.
Финансовая стабилизация согласно монетарной доктрине – главная задача государства в переходный период, а центральная проблема - борьба с инфляцией. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» проводится в рамках жестких бюджетных ограничений. Они должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Это приводит к удорожанию жизни, в результате население испытывает значительный финансовый гнет. Но монетаристы считают, что инфляционный период лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую нестабильность на долгие годы.
В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована в Польше в 1990-1991 гг. Укрепление денежной системы в комбинации с бурным развитием частного сектора и притоком иностранного капитала позволило Польше всего через 3-4 года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.
На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная инфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления. Это делает невозможным осуществление последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечивающие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.
Анализ эмпирических данных позволил выделить экономические закономерности переходного периода, типичные для всех постсоциалистических стран.
Основные черты переходной экономики:
Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
Вывод: переходная экономика характеризует движение централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике
Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Преобразование в отношении собственности – материальное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.
Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:
Таким
образом, разгосударствление направлено
на преодоление монополизма, развитие
конкуренции и
В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация
государственных и
Информация о работе Характеристика и особенности развития стран с транзитивной экономикой