Характеристика и особенности развития стран с транзитивной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В условиях транзитивной экономики, отличающейся нестабильностью экономических параметров, изменение ВНП сопровождается периодическим снижением благосостояния, ухудшением уровня жизни населения. Содержание трансформационных преобразований связано не только с воссозданием экономических условий, необходимых для устойчивого развития, но и с одновременным решением социальных проблем, прежде всего, повышением доходов и снижением неравенства в их распределении.

Файлы: 1 файл

Международная экономика.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Характеристика и особенности развития стран с транзитивной экономикой. 

     В условиях транзитивной экономики, отличающейся нестабильностью экономических  параметров, изменение ВНП сопровождается периодическим снижением благосостояния, ухудшением уровня жизни населения. Содержание трансформационных преобразований связано не только с воссозданием экономических условий, необходимых для устойчивого развития, но и с одновременным решением социальных проблем, прежде всего, повышением доходов и снижением неравенства в их распределении.

     В транзитивных условиях рыночный механизм слаб, присутствует высокая степень  отклонения параметров экономики от естественного уровня, несвойственно  полное использование ресурсов. Все  экономические проблемы усугубляются кризисом благосостояния, которому в зарубежных теориях не уделяют достаточного внимания. Несмотря на то, что в настоящее время отечественные экономисты уделяют повышенное внимание экономическому развитию, универсальной концепции устойчивого развития транзитивной экономики еще не создано.

     Транзитивная (переходная) экономика - это экономика, где основное значение имеет не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Транзитивная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда старая система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только сформировывается.

     Началом переходного периода является смена  политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.

     Удаление  большинства механизмов и организаций  административно-командной системы  происходит довольно быстро, которые, как правило, в последние годы существования находятся в глубоком кризисе. Завершение демонтажа социалистической экономики, обычно приходится на первые месяцы перемены политического строя.

     Экономические институты образовываются в глубинах командно-административной системы  на этапе ее распада, вытесняя прежние институты. Организации, осуществляющие функции государственного управления экономикой, распускаются распоряжениями государственной власти, преобразуются в новые органы. Таким образом, большинство экономических министерств и ведомств преобразовались в коммерческие органы, которые занялись координацией деятельности находившихся в подчинении предприятий и продвижением их продукции на рынке.

     Одной из ключевых и сравнительно простых  форм демонтажа прежней системы  выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной монополии внешней торговли.

     Однако  сравнительная простота либерализации  экономики, а также переустройства административных ведомств в новые структуры, способные функционировать в рыночной системе, не означает быстрого и легкого избавления от наследия социализма. Напротив, в ходе реформ основная трудность как раз и состоит в том, чтобы преодолеть те негативные черты, которые характеризовали социалистическую экономику (абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни, монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий и т.д.).

     В теории и практике проведения рыночных реформ сформировались две противостоящие друг другу теории. Одна из них – градуализм, вторая – «шоковая» терапия.

     Градуализм - экономическая теория, которая  полагает проведение неторопливых, последовательных реформ и отводит государству первостепенную роль в образовании рынка. Яркий образец градуализма – проведенные реформы в Китае. С начала 1980-х гг. в стране удается поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать ведущие страны Запада. Его опыт настолько удачен, что может служить образцом для постсоциалистических государств. Ценность китайского опыта состоит в совмещении реформ с быстрыми темпами роста экономики.  Добиться  этого всегда трудно, т.к. «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям во всей системе.

     «Шоковая  терапия» - экономическая доктрина, которая полагает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, в соответствии с которыми преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

     Государство возглавляется конкретными людьми, заинтересованными в сохранении  своего  социального статуса,  они не  хотят допустить автономное функционирование  экономики.  Следовательно,  обеспечить  самоорганизацию рынка может только  либерализация экономики.  Опыт  переходных  экономик подтверждает, что хозяйствующие субъекты в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации без государственного вмешательства. Вместе с тем высока вероятность возникновения и устойчивого существования пагубных для экономики институтов. Например, преступные сообщества, неэффективные формы производства и торговли. Кроме того, развитие рынка на основе либерализации  требует  очень  длительного  времени.  Поэтому  либерализация  должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

     Финансовая  стабилизация согласно монетарной доктрине – главная задача государства  в переходный период, а центральная  проблема - борьба с инфляцией. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» проводится в рамках жестких бюджетных ограничений. Они должны сменить мягкие  бюджетные ограничения, характерные для социализма. Это приводит к удорожанию жизни, в результате население испытывает значительный финансовый гнет. Но монетаристы считают, что инфляционный период лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую нестабильность на долгие годы.

     В наиболее последовательном виде эта  концепция была реализована в  Польше в 1990-1991 гг. Укрепление денежной системы в комбинации с бурным развитием частного сектора и притоком иностранного капитала позволило Польше всего через 3-4 года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

     На  начальном этапе переходного  периода обычно нет условий для  постепенных  преобразований,  направляемых  государством.  Денежный  навес, стремительная  инфляция  и  развал  экономики  в  этот  период  сопровождаются распадом старых органов государственного управления. Это делает невозможным осуществление  последовательного экономического курса.  Только немногие страны,  обеспечивающие  плавный  переход  от  государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

     Анализ  эмпирических данных позволил выделить экономические закономерности переходного  периода, типичные для всех постсоциалистических стран.

  • Приватизация  госсобственности  (земли,  недвижимости,  имущества)  и  создание новых коммерческих структур с целью становления многообразных экономических  субъектов,  как  основного  условия  формирования  конкурентной среды рыночной экономики.
  • Высокая инфляционность переходных экономик вследствие «открытия» подавленной инфляции и либерализации цен. Инфляция подавляется тем быстрее,  чем  выше  последовательность  и  темпы  рыночных  преобразований.
  • Трансформационный спад в переходный период обусловлен глубоким кризисом в связи с отсутствия координации между экономическими агентами. Плановые механизмы уже разрушены, а новые еще слабы или отсутствуют вообще. Проблема усугубляется несбалансированностью плановой  экономики: большой товарный дефицит при значительной части избыточной продукции. 
  • Аграрный кризис и монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение аграрного вопроса, который обостряется во всех постсоциалистических странах.
  • Кризис государственности в сочетании с криминогенными формами реализации предпринимательских качеств усиливает криминогенную ситуацию в экономике, приводит к слиянию государственных структур и теневого капитала. Это ставит задачу укрепления  внутренней  и  внешней  экономической безопасности.

     Основные  черты переходной экономики:

  • изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений – необратимость, не повторяемость, а с другой – рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;
  • появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают направленность этого перехода и являются признаком его необратимости,
  • альтернативный характер развития переходной экономики, что реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;
  • особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;
  • историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.

     Все это необходимо учитывать при  разработке программ реформирования экономической  системы в переходный период.

     Вывод: переходная экономика характеризует движение централизованного хозяйства к системе современной рыночной экономики. Началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике

     Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями  развития, а не функционирования, как  это характерно для сложившейся  системы.

     Преобразование  в отношении собственности –  материальное направление экономической  трансформации в странах с переходной экономикой.

     Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

     Разгосударствление  не влечет полного ухода государства  из экономической сферы. Современное  производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

     Разгосударствление  может осуществляться по различным  направлениям:

  • разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
  • создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
  • формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

     Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это – центральная проблема перехода к рыночной экономике.

     В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

     Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:

Информация о работе Характеристика и особенности развития стран с транзитивной экономикой