Характеристика Ангаро-Енисейского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики Ангаро-Енисейского региона.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. изучить экономико-географическое положение и характеристику природно-ресурсного потенциала региона.
2. изучить население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации.
3. изучить экономико-географическую характеристику промышленного комплекса;
4. изучить характеристику ТПК и промышленных узлов региона.
5. изучить географию развития транспортных связей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономико-географическое положение и характеристика природно-ресурсного потенциала региона 5
2. Население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации. 7
3. Экономико-географическая характеристика промышленного комплекса 11
3.1 География отраслей топливно-энергетического комплекса 11
3.2 Создание комплекса энергоемких отраслей – цветной металлургии и химии 15
3.3 Особенности формирования лесного комплекса 17
3.4 Предпосылки и проблемы формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса 19
4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона 20
5. География транспортных связей 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Тема 23. Характеристика ангаро-енисейского района.docx

— 85.73 Кб (Скачать)

В целлюлозно-бумажной промышленности наибольшее развитие получили менее трудоемкие производства целлюлозы и картона по сравнению  с очень малыми объемами (всего 2,1% российского) трудоемкого производства бумаги. Крупные целлюлозно-бумажные (картонные) комбинаты созданы в Красноярске10.

3.4 Предпосылки и проблемы формирования  Восточно-Сибирского нефтегазового  комплекса

 

Восточно-Сибирский нефтегазовый регион, по сравнению с Западно-Сибирским, остается недостаточно изученным. Это требует проведения всесторонних исследований, направленных на регулирование намечаемой хозяйственной деятельности в соответствии с природными и социально- экономическими условиями территории, с учетом опыта освоения Западной Сибири.

Актуальная проблема развития нефтегазового  комплекса Восточной Сибири —  выработка сбалансированной концепции формирования технологически развитых по вертикали систем производств и газотранспортных связок, объединяющих ресурсы Западной Сибири, Нижнего Прианга- рья, Иркутской области и Республики Саха с учетом выхода их продукции на международные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Это позволит реализовать высокую дифференциальную ренту, перекрывающую во многом «минусы» сурового климата и дорогостоящих перевозок.

В настоящее время перспективным  регионом газодобычи России становится Восточная Сибирь, прежде всего на базе освоения месторождений Иркутской области и Красноярского края. По оценкам специалистов, при благоприятных условиях ежегодная добыча газа в Восточной Сибири может достичь к 2030 г. 60 млрд м3, из которых 30-35 млрд м3 предполагается экспортировать в страны Северо-Восточной Азии. В соответствии с «Энергетической стратегией России до 2020 г.»  предусматривается формирование нового нефтегазового комплекса в Восточной Сибири на основе крупных месторождений — Ковыктинского, Собинско-Пайгинского, Юрубчено-Тахомского, Чаяндинского, Верхнечонского и др.

Газификация юга области предусматривается, главным образом, на основе крупнейшего Ковыктинского газоконденсатного месторождения (КГКМ). Его запасы оцениваются свыше 2 трлн м3. Схема предполагает развитие в южных районах области газохимической и газоперерабатывающей промышленности, позволяющей выделять и использовать наиболее ценные компоненты природного газа. Кроме того, появление нового энергоносителя позволит снизить себестоимость продукции предприятий области и даст толчок развитию жилищно-коммунального хозяйства.

Началось строительство магистрального газопровода КГКМ—Саянск—Иркутск протяженностью около 660 км. В настоящее время завершены строительные работы на участке КГКМ—Жигалово. Дальнейшее строительство и промышленное освоение КГКМ заморожено до 2017 г., что связано с низкой экономической рентабельностью проекта. Также экономически невыгодным в настоящее время оказывается строительство экспортного участка газопровода в страны АТР.

Вместе с тем, ОАО «Газпром» рассматривает и другую схему строительства газопровода по направлению КГКМ—Верхоленск—Ангарск. Строительство газопровода КГКМ—Саянск—Иркутск входит в первый этап Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и создания системы газоснабжения на востоке страны с последующим ее подключением к Единой системе газоснабжения России. Программа разработана ОАО «Газпром» в соответствии с энергетической стратегией РФ11.

4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона

 

Ангаро-Енисейские территориальные комплексы (Саянский; Канско-Ачинский) в Восточной Сибири сформировались благодаря наличию разнообразных природных ресурсов на данной территории: топливных, гидроэнергетических, лесных и пр. Именно здесь на Енисее и его притоках, построены крупнейшие в России ГЭС – Саяно-Шушенская, Красноярская,. Мощная энергетическая база обусловила развитие цветной металлургии (действуют крупнейшие в стране алюминиевые заводы). В этом регионе имеются очень крупные месторождения железных руд, каменного и бурого угля. Это крупный лесозаготавливающий регион России.

Канско-Ачинский ТПК (КАТЭК) – возник на базе одного из крупнейших в стране Канско-Ачинского буро-угольного бассейна. В Красноярском крае и в Кемеровской области ведется добыча самого дешевого по себестоимости угля (крупные запасы, мощные пласты, удобство добычи: глубина залигания – от 2 до 500 м) специализация этого комплекса – топливная промышленность, на базе которой действуют мощные ГРЭС, снабжающие энергетикой другие отрасли промышленности – цветной металлургии (алюминиевая промышленность), машиностроение.

Основные узлы КАТЭКа – Ачинск, Шарыпово.

Саянский территориально-производственный комплекс создавался как совокупность экономически взаимосвязанных производств, подчиненных различным министерствам и ведомствам. Предприятия имели четкую специализацию, располагали необходимыми ресурсами и обладали единой производственной и социальной инфраструктурой.

Комплекс охватывал  строительство и реконструкцию 46 предприятий и объектов непроизводственного  назначения, из них на Хакасию приходилось 80 процентов.

Основные узлы Саянского ТПК – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Аскизский, Алтайский, Усть-Абаканский и Ширинский районы.

Основными видами продукции новых предприятий  стали уголь, железорудный концентрат, алюминий, железнодорожные платформы и контейнеры, башенные и автомобильные краны, круглый лес, пиломатериал, обувь, ткани, подошвенная резина, шерсть, трикотажные и швейные изделия, продукция пищевой промышленности.

Предприятия Саянского  ТПК внесли существенный вклад в  развитие народного хозяйства страны. Они способствовали развитию промышленного  потенциала Хакасии.

5. География транспортных связей

 

Большое значение в осуществлении  межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно  построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую  магистраль с Транссибирской. Однако железнодорожная сеть развита еще  слабо.

Ангаро-Енисейский регион остается грузовывозящим регионом, базой которого являются сырьевые отрасли. Из региона отправляется вдвое больше грузов, чем принимается. В 2009 году грузооборот предприятий транспорта края составил 53,3 млрд т.-км., или 109,4 % к уровню 2008 года. Однако к уровню 2006 года грузооборот сократился на 8 %. В структуре грузооборота 94,8 % составляют перевозки железнодорожного транспорта12.

В 2009 году грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 10,3 %. На 2,3 % увеличился грузооборот автомобильного транспорта. В районы Крайне го Севера и местности, приравненные к ним, внутренним водным транспортом отправлено на 10,2 % меньше грузов, чем в 2008 году.

В 2009 году предприятиями транспорта перевезено 577,8 млн. человек, что на 3,2 % меньше чем в 2008 году. К уровню 2006 года пассажирооборот увеличился на 3,4 %.

Железные дороги сконцентрированы на юге региона и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.

Важное значение имеет  речной транспорт. Он удачно взаимодействует  не только с железнодорожным, но и  с морским, использующим Северный морской  путь. Наиболее крупные порты, через  которые происходит соединение речного  судоходства с морским, - Диксон в  Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Ангаро-Енисейский район располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл),- автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Важной особенностью межрайонных  связей Восточной Сибири является двухкратное  преобладание вывоза над ввозом. Из региона вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.

Транспортные проблемы концентрируются, прежде всего, в Ангаро-Енисейском районе, на исторически удаленных от центра страны территориях, где всем жителям, включая, конечно, бизнесменов, и без того приходится преодолевать немало трудностей из-за этой самой удаленности и специфических природно-климатических условий.

Трудно найти человека, который бы отрицал огромный потенциал Ангаро-Енисейского региона. Это и его географическое положение, и богатейшие запасы минеральных ресурсов, леса, биоресурсов, промышленных возможностей и значительная часть полезных ископаемых планеты, которые без дорог смело, могут называться бесполезными. Но потенциал этот пока практически не используется. Регион является одним из наименее освоенных, запасы недр, имеющие высокую промышленную оценку, эксплуатируются недостаточно из-за отсутствия устойчивых транспортных связей и разветвленной транспортной инфраструктуры. Недаром говорят, что дороги – кровь экономики. Где они появляются – рождается иное качество жизни. Это в полной мере касается Ангаро-Енисейского региона. 

Значит инфраструктура восточных  и северных территорий должна развиваться ускоренными темпами. Без этого не будет ни поступательного экономического роста, ни выполнения той задачи, которую поставило руководство страны: перехода от простого освоения ресурсов к их глубокой переработке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономико-географическое положение  Ангаро-Енисейского региона на севере Азии, удаленность от теплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Ангаро-Енисейский регион значительно удален от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны.

Природные условия региона характеризуются суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Неблагоприятность природных условий возрастает в северном и восточном направлениях. Наиболее удобной, в природно-климатическом отношении считается юго-западная часть Ангаро-Енисейского региона. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи.

В Ангаро-Енисейском регионе сосредоточено около 80% запасов каменного и бурого угля России. Богат регион рудными месторождениями: железными рудами Коршуновского и Абаканского месторождений, Ангаро-Питского региона, медно-никелевыми рудами Норильска, полиметаллами Алтая, бокситами Восточных Саян.

Производится переработка различных  видов сырья (древесное, рудное, нерудное), добывается уголь, особые ценные виды металлов, минералы. Во-вторых, здесь  находятся города - гиганты в плане  промышленного производства: Саяногорск, Красноярск, где расположены алюминиевые заводы и предприятия. Норильск, специализирующийся на производстве кобальта и меди, никеля. Химическая промышленность сосредоточена в Ачинске и Красноярске. Древесина (переработка), соответственно, в Красноярске.

Крупный представитель Ангаро-енисейского региона - Красноярск лежит на Транссибирской магистрали. Красноярск имеет в своем многочисленном арсенале машиностроительные, лесоперерабатывающие и алюминиевые комплексные заводы и предприятия, гидроэлектростанцию. Возле города созданы пригороды закрытого типа, которые базируются на оборонной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева Е.С. Создание транспортных коридоров и транспортных узлов в России / Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, 19.05.2008г.
  2. Быков, Б.Г. Лесные ресурсы Сибири // Наука в Сибири - №45, 2003г.
  3. Драчева, Л. Российские железные дороги / Аналитический вестник Совета Федерации РФ, №8, 2007г.
  4. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г.. Экономическая география - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  5. Колтакова И.А. Экономическая география. Учебное пособие. - М.:Издательство «Элит», 2008.
  6. Коробейников, М. Интегрирующая роль ТЭК в развитии РФ // Энергетика и промышленность - №7, 2001г.
  7. Металлы Восточной Сибири / www.metalinfo.ru
  8. Полюбина, М.Б. Развитие технической базы транспорта / Логистика транспорта -  М., №10, 2008г.
  9. Промышленность России. Цифры и факты. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gsk.ru
  10. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2008.: Стат. сб./Росстат. – М., 2009.
  11. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009г.: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.
  12. Республика Тыва / Эксперт РА www.raexpert.ru
  13. Республика Хакасия / Эксперт РА www.raexpert.ru
  14. Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.
  15. Россия и страны мира, 2007.: Стат. сб./Росстат. – М., 2008
  16. Стратегические вопросы ТЭК Сибири // Наука в Сибири - №50, 2001г.
  17. Точиева, Л.Б. БАМ: плацдарм для освоения восточных регионов России / Промышленные ведомости
  18. Харитонова В.Н. Эффективность стратегий и региональные риски формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса / Харитонова В.Н., 2010г.
  19. Электроэнергетика России // Аналитические обзоры www.raexpert.ru

Информация о работе Характеристика Ангаро-Енисейского района