Государство как субъект инвестиционной деятельности. Права и обязанности инвестора

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:48, реферат

Краткое описание

Главным субъектом инвестиционных отношений, независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Оглавление

1. Государство как субъект инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…...3
2. Права и обязанности инвестора……………………………………………..…..5
2.1. Права инвесторов…………………………………………………………….…....5
2.2. Обязанности инвесторов………………………………………………………….6
2.3. Ответственность инвесторов………………………………………………..…...7
Список используемой литературы………………………………………….…...8

Файлы: 1 файл

Государство как субъект инвестиционной деятельности. Права и обязанности инвестора..docx

— 24.53 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Государство как субъект инвестиционной деятельности…………………………………………………………………..…...3
  2. Права и обязанности инвестора……………………………………………..…..5
    1. Права инвесторов…………………………………………………………….…....5
    2. Обязанности инвесторов………………………………………………………….6
    3. Ответственность инвесторов………………………………………………..…...7

Список используемой литературы………………………………………….…...8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство как субъект инвестиционной деятельности.

Главным субъектом инвестиционных отношений, независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем  законодательстве отсутствует легальное  определение инвестора, раскрытие  этой категории осуществляется через  понятие инвестиционной деятельности.

 

Инвесторы - это участники  инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в  объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды.

 

Следует отметить, что и  действующее законодательство не устанавливает  каких-либо ограничений по кругу  лиц, способных быть инвесторами.

 

Государство в рыночной экономике  может выступать как в роли инвестора, так и в роли одного или нескольких участников инвестиционной деятельности. Государство оказывает  воздействие на инвестиционную деятельность как прямо через государственный  сектор экономики, так и косвенно, через свои институты: органы исполнительной власти, национальный банк, фонд госимущества инновационный фонд и другие внебюджетные фонды, государственный антимонопольный  комитет, органы Госарбитража и пр.

Прямое воздействие государства  на инвестиционный процесс выражается в следующих формах.

Государство как инвестор принимает на себя функции финансирования тех отраслей и производств, продукция  которых имеет общенациональный характер и в соответствии с действующим  законодательством может быть произведена  только на государственных предприятиях или предприятиях, приватизация которых  не будет производиться в ближайшее  время. По мере развития рыночных отношений  в Украине и расширения программы  приватизации функции государства  как инвестора сведутся к финансированию лишь тех отраслей и производств, где государство останется заказчиком и потребителем продукции (оборонное  производство, отдельные объекты  общегосударственной инфраструктуры: магистрали, терминалы и пр.).

В международной практике защита национального инвестиционного  рынка государством именуется протекционизмом. Политика протекционизма осуществляется с помощью высоких таможенных пошлин на импортируемые товары, налогов  на иностранные инвестиции, ограничения  или запрещения ввоза отдельных  товаров. Следуя этой политике, государство  всемерно поощряет развитие национального  производства, экспорт национальных товаров, субсидирует национальных инвесторов, препятствует экспорту капитала и стремится привлечь иностранные  инвестиции.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности национальной экономики, отдельных отраслей или регионов государство через налоговые  льготы или каникулы, льготные кредиты  и государственные субсидии стремится  привлечь отечественных и зарубежных инвесторов. С этой целью в стране поощряется создание предприятий с иностранными инвестициями, международных концернов и консорциумов, свободных (оффшорных) зон.

Денежно-кредитное регулирование  экономики осуществляется государством через Национальный банк путем регулирования  спроса и предложения на заемные  средства. Денежно-кредитная политика

Национального банка в  зависимости от состояния экономики  проводится либо в форме кредитной  экспансии, либо кредитной рестрикции.

Политика кредитной рестрикции проводится с целью сдерживания  инвестиционной активности. Удорожание кредитных ресурсов вынуждает инвесторов к вложениям только в наиболее эффективные, прибыльные проекты, способствует росту государственных инвестиций, привлечению средств на депозиты финансово-кредитных учреждений.

Центральные банки косвенно влияют на инвестиционную деятельность также через регулирование нормы  обязательных или минимальных резервов. Этот метод заключается в том, что центральный банк устанавливает  коммерческим банкам нормы обязательных резервов в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся у него на счетах. При увеличении норм обязательных резервов уменьшается  размер кредитных ресурсов и, наоборот, при их снижении коммерческие банки  получают возможность расширения кредитных  операций, увеличения доли долгосрочных кредитов, стимулируя тем самым инвестиционный процесс.

Большое воздействие на расширение инвестиционной деятельности, особенно в переходный период, призван обеспечить Фонд государственного имущества Украины, на который возложены задачи:

• защита имущественных  прав Украины на ее территории и  за границей;

• осуществление прав распоряжения имуществом государственных предприятий  в процессе их приватизации, создание совместных предприятий;

• осуществление полномочий по проведению приватизации имущества  предприятий общегосударственной  собственности;

• осуществление полномочий арендодателя имущества государственных  предприятий и организаций, их структурных  подразделений;

• содействие процессу демонополизации  экономики и создание условий  для конкуренции производителей.

Все большее влияние на инвестиционную деятельность оказывают  внебюджетные фонды, через которые  государство формирует дополнительные источники финансирования инвестиций. В Украине созданы следующие  внебюджетные фонды: Государственный  инновационный фонд, Фонд содействия занятости, Пенсионный фонд.

Поэтому, чтобы выработать правильную инвестиционную политику, нужно трезво оценить ситуацию. При  этом надо учитывать, что инновационный  фонд является немаловажным источником финансирования и организации в  привлечении новых технологий и обновлении производства. В этом смысле такая практика экономически оправдана и должна систематически и последовательно проводиться в жизнь.

 

  1. Права и обязанности инвестора

Согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных  вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические  лица, а также объединения юридических  лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие  статуса юридического лица. К числу  таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые  для осуществления крупномасштабного  строительства. Среди юридических  лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные  органы, органы МСУ. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и  соответственно рынком, на котором  они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

 

    1. Права инвесторов

Государство в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации гарантирует  всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

-обеспечение равных прав  при осуществлении инвестиционной  деятельности; гласность в обсуждении  инвестиционных проектов;

-право обжалования в  судебном порядке любых решений,  действий (бездействия) органов государственной  власти, органе местного самоуправления  и их должностных лиц;

-стабильность прав субъектов  инвестиционной деятельности. В  случаях принятия законов, устанавливающих  для субъектов инвестиционной  деятельности иные правила, чем  те, которые действовали при заключении  договоров между ними, условия  этих договоров сохраняют свою  силу, за исключением случаев,  когда законом установлено, что  его действие распространяется  на отношения, возникшие из  ранее заключенных договоров;

-защиту капитальных вложений.

 

Инвесторы имеют  равные права на:

-осуществление инвестиционной  деятельности в форме капитальных  вложений, за изъятиями, устанавливаемыми  федеральными законами;

-самостоятельное определение  объемов и направлений капитальных  вложений, а также заключение  договоров с другими субъектами  инвестиционной деятельности в  соответствии с Гражданским кодексом  Российской Федерации;

-владение, пользование и  распоряжение объектами капитальных  вложений и результатами осуществленных  капитальных вложений;

- передачу по договору  и (или) государственному контракту  своих прав на осуществление  капитальных вложений и на  их результаты физическим и  юридическим лицам, государственным  органам и органам местного  самоуправления в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

- осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

- объединение собственных  и привлеченных средств со  средствами других инвесторов  в целях совместного осуществления  капитальных вложений на основании  договора и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

-осуществление других  прав, предусмотренных договором  и (или) государственным контрактом  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

2.2. Обязанности инвесторов

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

-осуществлять инвестиционную  деятельность в соответствии  с международными договорами  Российской Федерации, федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами субъектов  Российской Федерации и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации,  а также с утвержденными в  уста-новленном порядке стандартами (нормами и правилами);

-исполнять требования, предъявляемые  государственными органами и  их должностными лицами, не противоречащие  нормам законодательства Российской  Федерации;

-использовать средства, направляемые на капитальные  вложения, по целевому назначению.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных  между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

    1. Ответственность инвесторов

Защита капитальных вложений

1. Капитальные вложения  могут быть:

-национализированы только  при условии предварительного  и равноценного возмещения государством  убытков, причиненных субъектам  инвестиционной деятельности, в  соответствии с Конституцией  Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации;

-реквизированы по решению  государственных органов в случаях,  порядке и на условиях, которые  определены Гражданским кодексом  Российской Федерации.

2. Страхование капитальных  вложений осуществляется в соответствии  с законодательством Российской Федераций.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

1. В случае нарушения  требований законодательства Российской  Федерации, условий договора и  (или) государственного контракта  субъекты инвестиционной деятельности  несут ответственность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

2. Споры, связанные с  инвестиционной деятельностью, осуществляемой  в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации,  международными договорами Российской  Федерации.

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Информация о работе Государство как субъект инвестиционной деятельности. Права и обязанности инвестора