Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:11, контрольная работа
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.
Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков. Между тем поступательное экономическое развитие и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций. Влияние даже объективных глобальных факторов на формирующиеся и развивающиеся рынки достаточно велико (не говоря уже о субъективных факторах: например, ставка по международным банковским кредитам для развивающихся стран всегда была выше примерно на 1% по сравнению с кредитами для развитых стран).
1.Введение.
2. Причины возникновения государственного долга и его виды.
3. Последствия государственного долга и методы управления им.
4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России.
5.Заключение.
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей .
В качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности .
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения».
Основные схемы
реструктуризации включают в себя: списание
долга, то есть аннулирование прежних
займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
Влияние
государственного долга
на развитие экономики
современной России
Государственным
долгом являются все накопленные обязательства
по возврату средств (с процентами), принятые
от имени государства или от имени его
уполномоченных органов перед кредиторами.
Государственный долг - это по существу
сумма задолженностей государства по
размещенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные по ним проценты).
И в зависимости от валюты, в которой размещен
займ, государственный долг бывает внутренним
или внешним. Соответственно, внешние
заимствования привлекаются в иностранной
валюте, а внутренние - в рублях. Поэтому
займы, которые Правительство РФ берет
у Центрального банка РФ в иностранной
валюте, относятся к внешнему долгу России.
В соответствии с действующим законодательством
(ст. 98 БК РФ) долговые обязательства Российской
Федерации могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени Российской Федерации как заемщика
с кредитными организациями, иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями;
- государственных займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
- договоров и соглашений о получении Российской
Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении Российской
Федерацией государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных,
заключенных от имени Российской Федерации,
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств Российской Федерации прошлых
лет.
В общую сумму государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам Российской
Федерации:
- объем основного долга по кредитам, полученным
Российской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным ссудам
и бюджетным кредитам, полученным Российской
Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
В общую сумму государственного внешнего
долга Российской Федерации включаются:
- объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией;
- объем основного долга по полученным
Российской Федерацией кредитам от правительств
иностранных государств, кредитных организаций,
фирм и международных финансовых организаций.
Включение в состав государственного
долга обязательств по соглашениям и договорам
о пролонгации/реструктуризации в качестве
самостоятельного элемента государственных
обязательств методологически неверно
ввиду того, что пролонгации и реструктуризации
обязательств определяют, как правило,
лишь порядок и условия замены одних долговых
обязательств другими, с иными условиями
обслуживания и погашения.
Среди проблем современной бюджетной
политики проблема государственного долга
занимает особое место. Она является одной
из основных проблем российской экономики,
оказывающей непосредственное влияние
как на темпы экономического роста страны
в целом, так и на направления финансовой
и бюджетной политики.
Взгляды представителей разных научных школ относительно влияния государственного долга на экономику государства и благосостояние населения имеют плюралистический характер. Так, А. Смит в собственной работе подчеркивал, что рост определенного государственного долга может вызвать некое банкротство государства, например как заемщика. Его выводы основывались на том, что данное государственное потребление не может являться продуктивным, и не может создавать новых ценностей, а потому привлеченные государством средства являются затратами для экономики.
Д. Риккардо считал, что государственный долг приводит к отливу капитала, а дефицитное финансирование сокращает частные сбережения. Довольно категорически о государственных заимствованиях высказывались такие известные ученые, как Ж.-Б. Сей, Т.Мальтус, Р. Масгрейв, Ф.Модильяни и прочие. Вообще вопрос государственного кредита, его преимущества и недостатки, до сих пор есть открытым.
Негативом в использовании этого способа есть и то, что происходит накопление долга. В условиях осуществления не взвешенной политики управления долгом такая тактика может привести к так называемой перевернутой пирамиде, когда текущие долги погашаются за счет новых нарастающих эмиссий. Государственный долг рассматривается как пассивный тогда, когда полученные средства направляются на текущее потребление. Такие выплаты тоже осуществляют влияние на развитие экономики, предприятий, которые продают стабилизатор напряжения для дома, но не рассматриваются как фактор экономического роста.
Тем не менее были неодиночные случаи, когда государственные заимствования оказывали содействие экономическому развитию государств. Это заставило пересмотреть теоретические постулаты относительно государственного кредита. Появились некоторые научные исследования, в которых описывалось, что государственный кредит это как важный институт новой эпохи человеческого развития.
Относительно этого позарез необходимыми есть глубокий анализ и детальные исследования. Родиной государственного кредита считается Англия. Поднятие экономики Англии, стало примером, которого начали подражать все государства мира.
Объявление
дефолту имеет много
Долг, это результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным - векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр.
Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 Бюджетного кодекса РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.
Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.
В настоящее время практически во всех странах растет как внутренний так и внешний долг, но практика показывает, что превышение государственного долга более чем в 2.5 раза над ВВП является опасным для стабильности экономики и особенно для устойчивого денежного обращения.
Показатели государственного долга являются своеобразным индикатором "здоровья" экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство Российской Федерации предпочитает минимизировать долг.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически все
страны мира, проводя экономические
преобразования, прибегают к внешним
источникам финансирования. Рациональное
использование иностранных
Однако отсутствие
целостной государственной
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий
выпущенного в обращение
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
· объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
· объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
· объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Виды:
Государственный долг классифицируется на различные виды по нескольким основаниям.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему
законодательству, следует выделять
государственный и
Заключение
Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.