Государственный долг. Внешний и внутренний долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск.

Оглавление

Введение. 4
Глава 1. Государственный долг 6
1.1 Сущность и понятие 6
1.2 Формы и виды 7
1.3 Управление государственным долгом 8
Глава 2. Роль государственного долга в рыночной экономике 9
2.1 Классический подход 10
2.2 Альтернативный подход к определению роли госдолга 11
Глава 3. Управление государственным долгом в царской России 12
3.1 Первые государственные займы, планы их погашения 13
3.2 Первое государственное долговое агентство 13
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов 14
Глава 4. Состояние и динамика государственного долга 16
4.1 Советский долг: структура и распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований 17
4.2 Российский долг: формирование современной структуры 18
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России 23
5.1 Анализ динамики и структуры внешнего долга 23
5.2 Анализ динамики и структуры внутреннего долга 30
Глава 6.Проблемы управления российском долгом и пути их решен 37
6.1 Основные проблемы и задачи по управлению госдолгом 37
6.2 Пути преодоления 38
Заключение. 39
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Чрезвычайный бюджет использовался для финансирования строительства железных дорог и портов, на военные потребности, выдачу ссуд частным железнодорожным обществам, погашение беспроцентного долга, выполнение военных обязательств, ликвидацию последствий народных бедствий (неурожаев, эпидемий). В связи с началом Первой мировой войны значение чрезвычайного бюджета сильно возросло. При благоприятном финансовом положении часть чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату госзаймов. Платежи же по займам (проценты и погашение) шли за счет обыкновенного бюджета. Если чрезвычайные доходы не покрывали чрезвычайных расходов, дефицит ликвидировался за счет остатков свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков средств прошлых лет чрезвычайного бюджета.

 

 

 

 

 

Глава 4. Состояние и динамика государственного долга

 

После Октябрьской революции советское правительство по существу объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось платить по долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг (сумма взятых займов - 15 млрд. рублей по золотому курсу на начало 1917г.). Это - точка отсчета новой кредитной истории России, когда был официально признан внутренний госдолг (1992г.).

Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР. Но недостаточно изучается новый долг, который трактуется как "встроенный стабилизатор" экономики. России действительно достался крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Причем быстро растет внутренняя составляющая, что, противоестественно в ситуации улучшения в экономике и перехода к профицитным бюджетам. Ведь долг - это источник покрытия дефицита, но ежегодно по факту профицит значительно превосходит предусмотренный законом о бюджете. Его суммарная величина за 2000-2002 гг. - 462,2 млрд. руб., на 2003-2004 гг. соответственно - 72,15 и 83,4 млрд. руб. Официально декларируется улучшение структуры долга, но на инвестиции практически не используются ни внутренний долг, ни внешние заимствования.

Формы, инструменты, механизмы реализации госкредита претерпевали существенные изменения по мере корректировки курса экономической политики советского правительства. Однако на протяжении всего советского периода государство активно использовало госкредиты в таких формах, как:

облигационные займы (часто принудительные) для различных 
социальных слоев населения;

займы, размещаемые на предприятиях путем принудительно 
го включения государственных ценных бумаг в так называемые запасные и резервные капиталы предприятий и организаций (в 1929г. их 
доля составляла почти 52% объема государственного внутреннего 
долга);

гарантированные правительством займы государственных учреждений и местных органов власти;

перевод в государственные займы части вкладов населения в 
гострудсберкассах;

кредиты Государственного банка.

Период с 1975 по 1986г. характеризовался стремительным возрастанием объема внутреннего государственного долга в нашей стране. Колоссальные потребности бюджета на финансирование гонки вооружений, экономические реформы, ликвидацию экологических потрясений, природных катаклизмов, социальные программы, подъем сельского хозяйства, незавершенное строительство могли обеспечиваться только при использовании заемных ресурсов. При дефиците государственного бюджета этого периода в практику прочно вошли кредиты Государственного банка СССР. К 1990г. впервые была обнародована сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд. рублей (в 1975г. он составлял 62,4 млрд. рублей, в 1980г. — 156 млрд. рублей, в 1992г. — 940 млрд. рублей).

 

4.1 Советский долг

 

В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. В 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками 9 долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб. Страна нуждалась в технологическом оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как важный фактор роста благосостояния. За счет кредитов оплачивалось 85% всех поставок, остальные 15% - из собственных средств. Такая практика стала устойчивой, что позволило построить многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в своих отраслях и ускорившие экономический подъем. В 1966г. в СССР было подписано семь новых кредитных соглашений на общую сумму 449 млн. руб. Предусматривалась оплата товарных поставок и услуг, прежде всего, автомобильного концерна "Фиат" для строящегося автогиганта в Тольятти. Итальянский кредит объемом 333 млн. руб. предоставлялся Внешторгбанку на 14 лет из расчета 5,6% годовых. Затем была апробирована новая форма сотрудничества - компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет, которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции после вступления в строй предприятий, построенных с помощью кредитов.

 

4.2 Российский  долг

 
Формирование современной структуры государственного долга

 
Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР – 71 млрд. долл. (1 долл. равнялся 55 коп.). Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основа - в 1992г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). После 1992г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

Заимствования Всемирного банка включают: компенсирующие снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку (23,3%), для развития нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной инфраструктуры (5,0%), здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%). Около половины портфеля займов приходится на связанные кредиты. В общей сложности на 1 января 1999г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на общую сумму более 9 млрд. долл.

Таблица 1

Объём, структура и динамика государственного долга РФ

 

 

1993г.

1998г.

2000г.

2004г.

Государственный долг, млрд. руб.:

155,7

3991,7

4479,7

3884,1

внутренний

17,2

757,9

557,4

842,1

внешний

140,5

3233,8

3922,3

3042,0

% ВВП:

71,3

148,7

61,3

29,9

внутренний

10,0

28,2

7,6

6,4

внешний

61,3

120,5

53,7

23,5


 

В нынешнем российском долге почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.

Очевидна тенденция постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в феврале 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроцентным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992 гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение 1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних государственных заимствований Российской Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30 лет, т. е. на максимальный срок. Имелось в виду, что выпуск и размещение облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать процентные расходы федерального бюджета.

Внешний госдолг России имеет следующую структуру (табл.2).

Таблица 2

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации

( в млрд. долл.)

 

На 1 января

2003г.

На 1 января

2004г.

Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий

124,4

121,0

%

97,9

97,8

По кредиторам правительств иностранных государств

52,3

54,0

%

41,1

43,65

В том числе задолженность: официальным кредиторам Парижского клуба

43,6

46,6

%

34,33

37,67

кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба

4,9

4,4

%

3,85

3,56

по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

3,0

-

%

2,36

-

кредиторам Лондонского клуба

-

-

коммерческая

3,0

-

%

2,36

-

по кредитам международных финансовых организации

13,4

11,0

%

10,55

8,89

Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте

49,5

49,8

%

38,97

40,25

Из них: еврооблигациионные займы

39,9

42,5

%

31,4

34,35

ОВГВЗ

9,6

7.3

%

7,55

5,9

По кредитам ЦБ РФ

6,2

6,2

%

4,88

5,01

Предельный размер предоставления гарантий

2,6

2,3

%

2,04

1,86

Государственный внешний долг Российской Федерации с учётом предельного размера гарантий

127,0

123,4

%

100,0

100,0


 

Сложившаяся структура государственного внешнего долга Российской Федерации характеризуется: неоднородностью слагаемых внутренней и внешней задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок; изменением соотношения в структуре госдолга в пользу внутреннего; широким диапазоном применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54%); "привязкой" возможностей погашения госдолга в экспорту энергоносителей; относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств для погашения внешнего долга в связи с сохранением достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с 2004г., стабилизационного фонда на случай снижения мировых цен, который фактически выдается за профицит); крайней напряженностью экономики страны в погашении внутреннего и внешнего долга. Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.3).

Таблица 3

Показатели исполнения федерального бюджета за 1997-2002гг.

 

 

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

Расходы – всего, млрд. руб.

500,0

468,1

676,9

1051,4

1354,6

2062,6

В том числе процентные, млрд. руб.

118,5

148,7

162,9

257,9

231,1

229,6

% общей суммы расходов

23,7

31,76

24,06

24,54

17,06

11,13


 

По данным отчётов об исполнении федерального бюджета.

 

Относительно они сокращены более чем в два раза, но абсолютно возросли в 1,93 раза. При формальном профиците федерального бюджета начиная с 2000г. в бюджетах последних лет предусматривалось увеличение внутренних заимствований. На конец 2004г. предельный объем государственного внутреннего долга утвержден в сумме 988 млрд. руб. В 2005-2006 гг. - до 1200 млрд. руб. На начало 1998г. аналогичный показатель утверждался в сумме 490,9 млрд. руб. Внутренние заимствования по бюджетному законодательству значатся источниками покрытия дефицита. Но если государство прибегает к ним при профиците бюджета, оно фактически превращает их в обычный инструмент фискальной политики для размещения свободных денег на рынке при абсолютной запущенности финансирования социальной сферы. Во всех странах, где темпы роста госдолга, в том числе внутреннего, существенно превышают темпы прироста ВВП (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада), наблюдаются инфляционные процессы даже при более благополучном положении, чем в России. В России инфляция и индекс потребительских цен остаются высокими и ежегодно приукрашиваются официальной статистикой на фоне повышения тарифов на коммунальные услуги, цен на важнейшие потребительские товары.

Информация о работе Государственный долг. Внешний и внутренний долг