Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения ......5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит ……………………………...8
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга………....12
1.4 Управление государственным долгом……………………………………….14
2 .Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь ......17
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2009-2011 гг ...………………………………………17
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению….…...20
Заключение ………………………………………………………………………..24
Список использованных источников ……………………………........................26
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь
за 2007 – 2011 гг……….……………………………………………………….…27
Приложение Б. .Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь 2010-2011гг ………..………..28
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2011 гг .……………………………………………………………….........29

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
p style="text-align:justify">              Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности:

1. конверсии, консолидации, унификации, рефинансирование, обмен облигаций по регрессивному соглашению;

2.   отсрочки погашения долга;

3.   аннулирования займа.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий пога­шений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новы­ми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо со­гласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и сниже­нии процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продле­ния срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и кратко­срочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, фор­мируется консолидированный долг как часть общей суммы госу­дарственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов

              Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэ­тому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, кото­рое ведет к долгосрочной задолженности. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда,  когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним  нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.[9, с 643]

              Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых  займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая  часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов  направляется на  погашение и выплату процентов по старым займам.  При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход.

              Аннулирование государственного долга  - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил. Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках

государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета  дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются  на покрытие разницы  между бюджетными расходами и доходами. [2, с 267]

              Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. Продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг с целью расширения неинфляционного  кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания ликвидности банковской системы. Создание надежной правовой и технической базы, позволит рынку ценных бумаг занять достойное место в финансовой системе страны.[7, с 223]

              В основу управления государственным долгом положены следую­щие принципы:

- безусловность — обеспечение точного и своевременного выпол­нения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

- единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными орга­нами власти, органами власти субъектов федерации и органами мест­ного самоуправления;

- единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федераль­ного центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

- согласованность - обеспечение максимально возможной гармо­низации интересов кредиторов и государства-заемщика;

- снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, по­зволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказыва­ло наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

- гласность- предоставление достоверной, своевременной и пол­ной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом', как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.

             

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

 

- формирование политики в отношении государственного долга;

-  определение основных показателей и  предельных значений государственной задолженности;

- определение основных направлений воздействия микро- и макроэкономические показатели;

- определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов; Политика в отношений государственного долга и его верхний предел  определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляется исполнительная власть.[8,с237-238]

 

 

 

2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь

          2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за  2008-2011 гг.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.              

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

          Внешний  государственный  долг  Республики  Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени; обслуживание  внешнего  государственного  долга  -   уплата процентов  или  иного  вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам[2]

              Рассмотрим показатели внешнего государственного долга Республики Беларусь. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2008 года составил 2 366,7 млн. долларов США. Это на 1,1% меньше, чем на 1 января. В структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, составляют 2 100,35 млн. долларов США. С 1 января этот показатель сократился на 5,1%. Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства, составляют 266,35 млн. долларов США. За шесть месяцев 2008 года этот показатель увеличился на 7,6%.

   За 2009 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.. [приложение А, таблица 1 ].         

Валовой внешний долг Беларуси увеличился в первом полугодии 2010 года на 1 млрд. 110,7 млн. долларов, или на 5%. На 1 июля он достиг 23 млрд. 171 млн. долларов США, что составляет 45,5% ВВП. Во втором квартале объем совокупного внешнего долга увеличился на 927,5 млн. долларов, или 4,2%.

На 1 января 2011 года внешний государственный долг Республики Беларусь составил $9687,2 млн., увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства финансов. По данным Национального банка валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2011 года составил $28512,1 млн. (увеличившись на 19,2% за 2010 год). Валовый внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП на 1 января 2011 года. $12,7 млрд. приходилось на краткосрочные долги, $15,7 млрд. — на долгосрочные.

На 1 июня 2011 года внешний государственный долг составил $10,5 миллиардов.

Согласно законодательству внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Белоруссии и её резидентов по внешним государственным займам. Лимит внешнего государственного долга Белоруссии на конец 2006 года установлен в размере 2 млрд долларов, на 2011 год — в размере 13 миллиардов долларов

 

В расчете на душу населения валовой внешний долг также продолжает расти: на 1 июля он составил 2 тыс. 447 долларов против 2 тыс. 327 долларов на 1 января 2010 и 1 тыс. 596 долларов на начало 2009 года.

В общем объеме совокупного долга внешний долг органов государственного управления вырос с начала 2010 года на 7% до 8 млрд. 946,8 млн. долларов.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2010 года составил 401,6 млн. долларов, снизившись с начала года на 5,2%.

Задолженность коммерческих банков в первом полугодии выросла на 16,2% — до 4 млрд. 127,9 млн. долларов.

Внешний долг прочих секторов экономики составил 8 млрд. 950,4 млн., увеличившись на 0,3%.

Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) снизились на 6,8% до 744,3 млн. на 1 июля 2010 года.

На обслуживание внешнего долга за первое полугодие было направлено 2 млрд. 470,3 млн. (10,5% ВВП, или 18,5% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд. 197,3 млн. долларов составили выплаты по основному долгу, а 273 млн. долларов — на платежи по процентам.

За 2009 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.

              Кредитоспособность - способность заемщика полностью и в срок

рассчитаться по своим обязательствам. Погашение внешнего государственного долга,  основного долга или задолженности - уплата сумм,  входящих в  состав  соответственно внешнего государственного долга, основного долга или задолженности.[2]

              Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. [приложение Б, таблица 2].

              Под   внутренним   государственным   долгом   понимается выраженная  в форме  государственных долговых  обязательств  задолженность  Совета Министров  Республики Беларусь  перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым  обязательствам  и  их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

        Обслуживание внутреннего государственного долга  осуществляется за  счет  средств  республиканского  бюджета  либо  других  активов, находящихся в республиканской собственности. [1] Внутренний государственный долг Беларуси за январь-июль 2009 года с 6 247 430,0 млн сократился на 0,2% и составил на начало июля 6 234 900 млн. В том числе задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,2% до Br1 785 600 млн. и составила 28,6% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила Br4 449 300 млн, увеличившись за полугодие на 0.2%.
              В то же время внутренний государственный долг составил на 1 марта 2010 года 8 496 633,6 млн. рублей и снизился за февраль на 1%. При этом долг, гарантированный правительством, вырос на 0,2% до 2 765 153,7 млн. рублей, или 32,5% от всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства уменьшилась за февраль на 1,5% до 5 731 479,9 млн. рублей, что составляет 67,5% от всего внутреннего долга.[ Приложение В, таблица 3]

В Республике Беларусь контроль над состоянием задолженности государства осуществляется правительством на основании Законов «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», «О бюджете на очередной год» и другим нормативным актам.

Министр финансов выразил уверенность, что Беларусь справится с погашением госдолга, пик выплат по которому должен наступить в 2012—2013.[15]

 


2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению

 

Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.
Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам. [4,с. 387]

Информация о работе Государственный долг: понятия, виды, причины и социально-экономические последствия