Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа
Целью данной работы является:
- раскрытие сущности государственного долга, его экономического значения;
- анализ состояния государственной задолженности;
- исследование тенденций изменения ситуации в будущем.
Введение …………………………………………………………………………...4
1. Теоретико-методологический подход к определению государственного долга………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие, виды государственного долга и причины его возникновения ......5
1.2 Государственный долг и бюджетный дефицит ……………………………...8
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга………....12
1.4 Управление государственным долгом……………………………………….14
2 .Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь ......17
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2009-2011 гг ...………………………………………17
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению….…...20
Заключение ………………………………………………………………………..24
Список использованных источников ……………………………........................26
Приложение А. Внешний государственный долг Республики Беларусь
за 2007 – 2011 гг……….……………………………………………………….…27
Приложение Б. .Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь 2010-2011гг ………..………..28
Приложение В. Внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2008- 2011 гг .……………………………………………………………….........29
1. конверсии, консолидации, унификации, рефинансирование, обмен облигаций по регрессивному соглашению;
2. отсрочки погашения долга;
3. аннулирования займа.
Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов
Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.[9, с 643]
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход.
Аннулирование государственного долга - крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил. Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. [2, с 267]
Что же касается главных задач системы управления внешним долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг. Продолжается работа по развитию рынка ценных бумаг с целью расширения неинфляционного кредитования дефицита государственного бюджета, сглаживания колебаний процентных ставок денежного рынка и поддержания ликвидности банковской системы. Создание надежной правовой и технической базы, позволит рынку ценных бумаг занять достойное место в финансовой системе страны.[7, с 223]
В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
- безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
- единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
- единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
- согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
- снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
- оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
- гласность- предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Управление государственным долгом', как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
- формирование политики в отношении государственного долга;
- определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
- определение основных направлений воздействия микро- и макроэкономические показатели;
- определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов; Политика в отношений государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляется исполнительная власть.[8,с237-238]
2 Анализ задолженностей государственного долга Республики Беларусь
2.1 Исчисление государственного долга. Анализ задолженности государственного долга за 2008-2011 гг.
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени; обслуживание внешнего государственного долга - уплата процентов или иного вознаграждения заимодавца и прочие платежи по внешним государственным займам[2]
Рассмотрим показатели внешнего государственного долга Республики Беларусь. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2008 года составил 2 366,7 млн. долларов США. Это на 1,1% меньше, чем на 1 января. В структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, составляют 2 100,35 млн. долларов США. С 1 января этот показатель сократился на 5,1%. Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства, составляют 266,35 млн. долларов США. За шесть месяцев 2008 года этот показатель увеличился на 7,6%.
За 2009 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.. [приложение А, таблица 1 ].
Валовой внешний долг Беларуси увеличился в первом полугодии 2010 года на 1 млрд. 110,7 млн. долларов, или на 5%. На 1 июля он достиг 23 млрд. 171 млн. долларов США, что составляет 45,5% ВВП. Во втором квартале объем совокупного внешнего долга увеличился на 927,5 млн. долларов, или 4,2%.
На 1 января 2011 года внешний государственный долг Республики Беларусь составил $9687,2 млн., увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства финансов. По данным Национального банка валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2011 года составил $28512,1 млн. (увеличившись на 19,2% за 2010 год). Валовый внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП на 1 января 2011 года. $12,7 млрд. приходилось на краткосрочные долги, $15,7 млрд. — на долгосрочные.
На 1 июня 2011 года внешний государственный долг составил $10,5 миллиардов.
Согласно законодательству внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Белоруссии и её резидентов по внешним государственным займам. Лимит внешнего государственного долга Белоруссии на конец 2006 года установлен в размере 2 млрд долларов, на 2011 год — в размере 13 миллиардов долларов
В расчете на душу населения валовой внешний долг также продолжает расти: на 1 июля он составил 2 тыс. 447 долларов против 2 тыс. 327 долларов на 1 января 2010 и 1 тыс. 596 долларов на начало 2009 года.
В общем объеме совокупного долга внешний долг органов государственного управления вырос с начала 2010 года на 7% до 8 млрд. 946,8 млн. долларов.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2010 года составил 401,6 млн. долларов, снизившись с начала года на 5,2%.
Задолженность коммерческих банков в первом полугодии выросла на 16,2% — до 4 млрд. 127,9 млн. долларов.
Внешний долг прочих секторов экономики составил 8 млрд. 950,4 млн., увеличившись на 0,3%.
Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) снизились на 6,8% до 744,3 млн. на 1 июля 2010 года.
На обслуживание внешнего долга за первое полугодие было направлено 2 млрд. 470,3 млн. (10,5% ВВП, или 18,5% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд. 197,3 млн. долларов составили выплаты по основному долгу, а 273 млн. долларов — на платежи по процентам.
За 2009 год валовой внешний долг Беларуси увеличился на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.
Кредитоспособность - способность заемщика полностью и в срок
рассчитаться по своим обязательствам. Погашение внешнего государственного долга, основного долга или задолженности - уплата сумм, входящих в состав соответственно внешнего государственного долга, основного долга или задолженности.[2]
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. [приложение Б, таблица 2].
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения.
Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности. [1] Внутренний государственный долг Беларуси за январь-июль 2009 года с 6 247 430,0 млн сократился на 0,2% и составил на начало июля 6 234 900 млн. В том числе задолженность, гарантированная правительством, уменьшилась на 1,2% до Br1 785 600 млн. и составила 28,6% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства составила Br4 449 300 млн, увеличившись за полугодие на 0.2%.
В то же время внутренний государственный долг составил на 1 марта 2010 года 8 496 633,6 млн. рублей и снизился за февраль на 1%. При этом долг, гарантированный правительством, вырос на 0,2% до 2 765 153,7 млн. рублей, или 32,5% от всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства уменьшилась за февраль на 1,5% до 5 731 479,9 млн. рублей, что составляет 67,5% от всего внутреннего долга.[ Приложение В, таблица 3]
В Республике Беларусь контроль над состоянием задолженности государства осуществляется правительством на основании Законов «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», «О бюджете на очередной год» и другим нормативным актам.
Министр финансов выразил уверенность, что Беларусь справится с погашением госдолга, пик выплат по которому должен наступить в 2012—2013.[15]
2.2 Проблемы государственного долга и предложения по их решению
Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.
Внешний долг - то есть долговые обязательства государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является "задолженностью самим себе", и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам. [4,с. 387]