Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:39, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
Введение
2.
Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы
3.
Основные задачи государственного регулирования на рынке труда
4.
Политика занятости и регулирования рынка труда
5.
Вывод
6.
Заключение
7.
Список использованной литературы
Политика трудоустройства
и социальной поддержки незанятого
населения в регионах в целом
имеет те же задачи, что и на федеральном
уровне. Поскольку задачи данного блока
в значительной степени выполняются региональными
органами по труду за счёт региональных
фондов занятости, а в составе которых
находится порядка 80% от сумм обязательных
страховых взносов работодателей, то роль
регионов здесь шире, чем центральных
органов власти. В число задач данного
блока на региональном уровне входят развитие
систем подготовки и переподготовки рабочей
силы (в первую очередь её незанятой части),
совершенствование структуры, информационного
обеспечения, обеспечения приспособленными
помещениями и подготовленными кадрами
центров занятости, повышение эффективности
регистрации, трудоустройства, социальной
поддержки безработных и поддержки на
рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев,
граждан с ограниченной трудоспособностью,
длительно безработных, женщин,
молодёжи и подростков и ряда других групп.
Вопросы организации общественных работ
могут так же решаться на региональном
уровне.
На микроуровне
регулирование рынка труда
На предприятиях
осуществляется управление персоналом,
развитие систем отбора и внутрифирменных
перемещений, подготовки и переподготовки
кадров. От успешного решения предприятиями
задач в сфере управления персоналом зависит
как общая ситуация с занятостью в стране
и регионе, так и рыночная конкурентоспособность
самих предприятий. В конечном счёте именно
на предприятиях производится сохранение
и создание новых рабочих мест, “деление”
рабочих мест, перевод части работников
в режимы неполного рабочего времени и
отпусков по инициативе администрации.
В домохозяйствах
осуществляются основные функции воспроизводства
рабочей силы, от уровня благосостояния
семей зависит суммарное предложение
труда в стране и регионе. Домохозяйства,
традиционно являвшиеся в нашей стране
в последние десятилетия потребительскими
ячейками общества, теперь частично восстановили
производственные функции.
Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются, наряду, с предприятиями субъектами воссоздания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств так же входит в число приоритетов регулирования рынка труда. Поддержание в период кризиса и особенно создание новых, технологически перспективных рабочих мест в послекризисной перспективе должно рассматриваться как генеральное направление регулирование рынка труда в стране. Но финансирование соответствующих программ должно в дальнейшем производиться не из фондов занятости, а из собственных средств предприятий, за счёт кредитных ресурсов и, при наличии возможности, из государственных бюджетов всех уровней.
5. Вывод
Из всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что конечной
целью рынка труда является: во-первых,
удовлетворение профессионально-экономических
интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту
и обеспечение народного
во-вторых, достижение
максимально полной и минимально
прерывной занятости, с учетом потребности
в частичной рабочей неделе, скользящем
графике рабочего дня и т.п. Так
как рынок труда еще только
формируется, его функционирование
невозможно без государственного регулирования.
Главные, социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня безработицы,
поддержание оптимального соотношения
между спросом и предложением рабочей
силы (а значит, и косвенное установление
ее цены). Для достижения всех этих целей
требуется создание эффективно работающей
инфраструктуры рынка труда. Ее основными
элементами на государственном уровне
является: определение минимально необходимых
норм и нормативов функционирования рынка
труда, его общих границ. Государство обеспечивает
унификацию системы социального и трудового
законодательства, определяет объем прав
работодателей и работников в сфере найма,
возможность их участия в управлении производством,
пределы компетенции местных органов
управления рынком труда и т.д. Помимо
использования нормативов прямого действия,
государство осуществляет косвенное регулирование
рынка труда через налоговую, кредитно-денежную,
амортизационную политику, а также с помощью
других мер общеэкономического характера,
то есть можно говорить о решающей роли
государства в формировании рынка труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный рынок
труда в России, обладает рядом
специфических черт, которые обусловлены
сложившимися социально-политическими
и экономическими условиями. Он все еще
дифференцирован, поскольку функционирует
под воздействием экономического спада
и структурной перестройки хронического
бюджетного дефицита, в условиях только
зарождающейся многоукладной экономики,
господства монополизма, неразвитости
рынков инвестиции, информации, которую
сдерживает перелив капитала и труда между
отраслями и регионами страны, усиливая
разбалансированность спроса и предложения
рабочей силы.
Государственный
сектор экономики в настоящее
время не только сокращает свои масштабы,
но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся
организационные структуры не поглощают
полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой
с государственных предприятий. Это приводит
к сокращению общего числа рабочих мест,
следовательно: снижению спроса на рабочую
силу. Широкое распространение получила
неполная занятость, вынужденные отпуска.
В связи с банкротством предприятий происходит
массовое высвобождение работников. Повышаются
требования работодателей к уровню квалификации
работающих и вновь принимаемых на работу.
Сокращается возможность трудоустройства
молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов;
лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
выпускников учебных заведений.
В результате спада
производства, порождаемого разрывом
экономических связей, ухудшается экономическая
конъюнктура, происходит накопление потенциала
безработицы. Выделяются целые "очаговые"
территории многократно превышающие средние
показатели уровней безработицы по стране
и по региону. Необходимость регулирования
рынка труда на современном этапе тесно
связана и особенно актуализируется в
связи с негативными тенденциями на этом
рынке, в частности с возрастающими динамикой
и издержками безработицы. В этой связи
особую роль играет составление региональных
программ занятости, на основе которых
возможно прогнозирование ситуации и
выработка системы мероприятий, смягчающих
негативные последствия ее неблагоприятного
развития. Главный принцип и политики
занятости и составляемых программ - соответствие
предлагаемых мер стратегической цели:
создание условий для полной, эффективной
и свободно избираемой занятости. Государство
должно уделять особое внимание проблемам
занятости. Ориентация государственной
политики в области регулирования рынка
труда, отслеживание процессов в сфере
труда, прогноз их развития должны быть
направлены прежде всего на предупреждение
возникновения кризисных ситуаций, смягчение
напряженности на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.,-1996.
2. Л.П. Кураков / Экономическая Теория/ Учебное пособие, Москва 1999 г.
3. Федеральная целевая программа содействия занятости населения на 1998-2000гг.
4. Безработица, напряженность возрастает./Экономика и жизнь, 1997.-№18
5. Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 1996.-№1
6. Дадашев А.З. Регулирование рынка труда в Российской Федерации/ Вопросы экономики,1993.-№12
7. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда./Вопросы экономики. 1997.-№2
8. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике./ Вопросы экономики.1991.-№11.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда