Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

Фондовый рынок – часть экономики, на нём концентрируются свободные денежные капиталы. На рынке ценных бумаг государство и предприятия получают инвестиции как от инвесторов своей страны, так и нерезидентов. Чтобы для инвесторов этот рынок был привлекательным, необходим определённый механизм, обеспечивающий защиту интересов всех участников, гласность и прозрачность рынка, доступность информации об участниках рынка. Регулированием фондового рынка занимается как государство, так и сами участники.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1.Понятие и виды регулирования рынка ценных бумаг…………………..4
2.Цели, объекты и субъекты государственного регулирования рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….8
3.Методы государственного регулирования рынка ценных бумаг……..15
4.Особенности конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….........26

Файлы: 1 файл

госуд регул рынк ц.б..doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Первый метод - это метод функционального регулирования, предполагающий выработку единых правил, стандартов поведения всех участников рынка. Он является основополагающим, поскольку само существование рынка ценных бумаг предполагает наличие доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, к инфраструктурным институтам, налоговой и правовой среде, к эмитентам ценных бумаг, к государству и его регулирующим органам. При отсутствии доверия инвестор просто не отдаст свои деньги. Противоречивость этой функции государственного регулирования еще заключается и в том, что государство выступает не только как субъект регулирования, но и как объект. Оно выпускает собственные бумаги как прочие эмитенты и проводит определенную политику по обслуживанию собственных обязательств. В случае же отказа от исполнения обязательств государство подрывает доверие не только к себе как к эмитенту, но и к корпоративным эмитентам, к фондовому рынку как институту.

Второй метод условно  можно определить как финансовое регулирование. Этот метод предполагает воздействие на макроэкономику путем манипулирования инструментами денежного рынка процентными ставками, валютным курсом, выпуском (выкупом) государственных ценных бумаг, мерами, стимулирующими приток иностранного капитала. Смысл этих манипуляций заключается в привлечении дополнительного капитала в инструменты с нефиксированной доходностью (каковыми являются акции компаний) или, наоборот, связывание капитала путем предложения более высокой доходности по инструментам с фиксированной доходностью (к каковым относятся государственные бумаги и корпоративные облигации первоклассных заемщиков).

Третий метод регулирования  называют институциональным. Он предполагает выработку определенных требований (прежде всего финансовых) к институтам рынка ценных бумаг и постоянный мониторинг за соблюдением этих требований. Соответствие институтов рынка определенному размеру собственного капитала увеличивает доверие инвесторов к институтам и к самому рынку. Однако государственная политика в этом вопросе должна быть гибкой. Повышение капитализации участников рынка возможно только постепенно, учитывая степень развития самого рынка. В обратном случае (как и в ситуации с банками) возможен полный переход контроля над отечественным рынком ценных бумаг к иностранному капиталу.

Четвертый метод государственного регулирования предполагает методы технического регулирования. Он направлен на ограничение спекулятивных колебаний на рынке, на препятствование формированию монополий на рынке, мошенничеству, недопущению манипулирования ценами со стороны одного или группы участников. Методы технического регулирования направлены на формирование эффективного рынка, предполагающего равенство сил субъектов рынка и общедоступности рыночной информации, определяющей рыночную цену на тот или иной финансовый инструмент. Сюда же относится и регулирование получившего широкое распространение Интернетрейдинга и маржинальной торговли, которые кроме привлечения значительного числа новых клиентов приносят и новые системные риски.

С четвертым методом  тесно связан пятый метод - метод  антикризисного регулирования, т.е. необходимость формирования единой государственной политики в случае обострения ситуации на мировых финансовых рынках или в случае внутреннего кризиса. Отсутствие такой политики, несогласованность действий различных ведомств усугубляют кризисные явления. Необходим постоянный мониторинг со стороны регулирующих органов с целью предотвращения подобных явлений.

К шестому методу государственного регулирования можно отнести регулирование коллективных инвесторов. Специфика этого вида институциональных инвесторов заключается в привлечении большого числа мелких и средних инвесторов. Создание такого института решает проблему повышения устойчивости отечественного рынка и возможность массированного при влечения капитала российскими предприятиями. Однако регулирование коллективных инвесторов требует специфических методов, отличных от других, и предполагает комплексное решение правовых, межведомственных, налоговых проблем.

Седьмой метод - это метод  саморегулирования, сами участники  рынка заинтересованы в поддержании  на рынке определенных правил, определенного  кодекса поведения. Причем, будучи «внутри» рынка, участники представляют многие проблемы более ясно, нежели регулирующие органы. Поэтому в странах с развитым фондовым рынком институты, объединяющие участников рынка на самостоятельной и добровольной основе, берут на себя часть функций по регулированию рынка.

Восьмой метод регулирования - антимонопольное регулирование. Этот метод предполагает контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства на всех этапах инвестиционного процесса - от создания предприятия до совершения сделок с ценными бумагами. С другой стороны, антимонопольное регулирование должно быть направлено против формирования монопольных структур на финансовом рынке, включая рынок ценных бумаг. К этому методу регулирования логично отнести и меры, способствующие поощрению конкуренции между участниками отечественного рынка.

 

4.Особенности  конкуренции профессиональных участников  рынка ценных бумаг

Функционирование рынка  ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определенно, что «профессиональные участники рынка ценных бумаг это юридические лица, в том числе кредитные компании, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые могут осуществлять следующие виды деятельности на рынке ценных бумаг:

- брокерскую деятельность;

- дилерскую деятельность;

- деятельность по управлению ценными бумагами;

- клиринговую деятельность;

- депозитарную деятельность;

- деятельность по  ведению реестра владельцев ценных бумаг;

- деятельность по  фирмы коммерции на рынке ценных  бумаг.

За свою работу эти  участники получают комиссионное вознаграждение от всех сделок, которые совершаются  на рынке. Поэтому они заинтересованы в двух вещах:

- Чтобы сделки совершались как можно чаще.

- Чтобы сделки совершались на большие суммы.

Они всегда получают свой кусок пирога, и не важно заработал  кто-то или потерял свои деньги. Если инвесторы теряют деньги на биржевом рынке, купив ценные бумаги, которые  затем падают в цене, то профессиональные участники рынка не несут за это юридической ответственности.

Они несут ответственность  в том случае, если произошла техническая  ошибка или системный сбой. Поэтому  инвестору следует быть осторожным при общении с организаторами торгов и не придавать большого значения их прогнозам и аналитической информации.

Их деятельность требует  применения сложной компьютерной техники, обеспечивающей процесс ценообразования  и распространения информации. В  современных условиях необходима специальная  подготовка профессионалов рынка ценных бумаг, включающая как общеэкономическую и техническую, так и, учитывая острые ситуации, возникающие на рынке, психологическую. В деятельности профессионалов рынка ценных бумаг большое значение имеют также опыт и интуиция.

Основными профессионалами рынка ценных бумаг являются:

- брокеры (посредники  при заключении сделок, сами в них не участвующие);

- Дилеры (посредники, участвующие в сделках своим капиталом);

- управляющие (лица, распоряжающиеся  переданными им на доверительное управление ценными бумагами);

- Клиринги (компании, занимающиеся определением взаимных долгов);

- депозитарии (оказывают  услуги по хранению ценных бумаг);

- регистраторы (ведут реестры ценных бумаг);

- организаторы продажи  на рынке ценных бумаг (оказывают услуги, способствующие заключению сделок с ценными бумагами);

- джобберы (специалисты  на конъектуре рынка ценных бумаг).

Наряду с этими профессионалами  рынок ценных бумаг обслуживают  банковские служащие, работники инвестиционных фондов, а также государственные чиновники и юристы, обеспечивающие необходимые для финансового рынка законотворчество и контроль.

 Государство является регулятором отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Это направление государственного регулирования опирается на Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»13.

В целях обеспечения  конкуренции на фондовом рынке нормами  данного Закона определяются действия финансовых организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые могут повлечь за собой ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и ответственность за совершение таких действий. К действиям, ограничивающим конкуренцию, в частности, относятся:

злоупотребление со стороны  финансовой организации своим доминирующим положением. Доля организации, предоставляющей услуги на рынке ценных бумаг, определяется исходя из соотношения ее оборота к общей сумме оборота организаций данного вида. Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуг организацией, независимо от места ее нахождения. Злоупотребления доминирующим положением могут выразиться в установлении при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую услугу, включении в договор дискриминационных условий и в других правонарушениях.

достижение соглашений в любой форме между организациями, предоставляющими услуги на рынке ценных бумаг, между собой или с органами власти или управления, ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут  быть направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок, процентных ставок; раздел рынка по территориальному принципу др.

В целях поддержания  конкуренции на рынке финансовых услуг предусмотрено обязательное получение предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений, ассоциаций, союзов финансовых организаций; на совершение ряда сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           Таким образом, государство является одним из главных участников рынка ценных бумаг. Оно регулярно заимствует средства у населения путем выпуска государственных ценных бумаг. В этом случае государство выступает в качестве эмитента.

           С целью сохранения главенствующей роли в экономике страны государство приобретает контрольные пакеты акций ведущих предприятий. В этом случае государство является инвестором. Издавая законы, оно является регулятором рынка, а при решении спорных вопросов – главным судьёй.

           Управление рынком государство осуществляет как административными мерами (нормативные акты о допустимой деятельности на фондовом рынке, обязательной регистрации участников и т.п.), так и чисто экономическими (налоги, таможенные сборы, процентные ставки и т.п.).

- В идеальном варианте государственное регулирование рынка не носит запретительного характера, а нацелено на обеспечение равных прав всем участникам и контроля за соблюдением установленных правил. Так, государство разрабатывает общие принципы функционирования фондовых бирж, а каждая биржа имеет свои, более подробные правила проведения торгов, правила взаимодействия участников рынка и описание биржевого товара (ценных бумаг и других инструментов).  
        Способы, которыми государство воздействует на фондовый рынок определяются Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»:  
• установление обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;  
• регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;  
• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;  
• создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;  
•запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.  
         Фондовый рынок является составной частью финансового рынка страны, поэтому естественно, что основным его участником и регулятором выступает Министерство финансов Российской Федерации. В ведении Минфина находятся выпуск государственных ценных бумаг, правила бухгалтерского учёта операций с ценными бумагами и ряд других вопросов.  
Большими полномочиями по регулированию рынка ценных бумаг обладает также и Центральный банк Российской Федерации (Банк России), являющийся федеральным органом. Банк России рассматривает решения кредитных организаций о выпуске ценных бумаг, даёт своё разрешение и регистрирует выпуск. Банк определяет порядок обращения векселей, устанавливает правила проведения операций кредитными организациями на рынке ценных бумаг, регулирует деятельность клиринговых организаций и депозитариев.  
        Кроме Федерального закона «О рынке ценных бумаг», деятельность на фондовом рынке регулируется другими законодательными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (О РЦБ) от 22.04.1996 N 39-ФЗ с изм. и доп.// «Российская газета» от 28.10.2008.
  2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ от 23.07.1999.// СПС Консультант Плюс
  3. Андреев В.К. Рынок ценных бумаг. Праворегулирование. Учебник. М.: Юридическая литература, 2011. – 201с.
  4. Батаева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. Уч. пос. М.: ИНФВА-М. 2009 -256 с.
  5. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2008.- 342 с.
  6. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. — 379 с.
  7. Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.: Русская Деловая Литература, 2009. -с.46
  8. Митин Б.М. Ценные бумаги: налоги, учет, правовое регулирование. Учебник. М.: Современная экономика и право. 2009.- С.144
  9. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – с. 302.
  10. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. -М.: «Экзамен», 2009.- с. 97
  11. Рынок ценных бумаг и биржевое дело.- Учебное пособие./Под редакцией Т. Б. Бердникова,2010.- с.139
  12. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. -  448  с.
  13. Стародубцева Е. Б. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.- 176 с.
  14. Ценные бумаги: Учебник/Под  ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского – М.: Финансы и статистика, 2010. -290 с.
  15. Основные проблемы российского фондового рынка сегодня// «Рынок ценных бумаг». № 2 Январь (353). 2008.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг